Проблемы глухих теперь на слуху
> Газета Медицинские Ведомости > Медицинские Ведомости № 6(9) июль 1998 года > Проблемы глухих теперь на слуху
"Всесторонняя реабилитация и интеграция детей-инвалидов и инвалидов детства по слуху" – так называлась конференция, организованная по инициативе двух петербургских общественных организаций (АРДИС и Молодежной ассоциации слабослышащих) и при поддержке С.-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи, Комитета по труду и социальной защите населения Администрации города и Центра развития некоммерческих организаций. Целью конференции стало привлечение внимания педагогов, социальных работников, родителей и широкой общественности к необходимости изменения подходов к воспитанию и образованию глухих детей.
Вплоть до середины нынешнего века дети, пораженные глухотой, оставались немыми, и в сознании общества прочно укрепилось понятие "глухонемой". Однако с 50-х годов началось применение новых, альтернативных методик развития глухого ребенка. Благодаря энтузиазму, желанию родителей и помощи педагогов – сторонников новых воспитательных подходов в сочетании с ранним слухопротезированием – в С.-Петербурге, так же, как и во многих других городах России, и за рубежом вне традиционных детских садов и школ достигнуты уникальные результаты в реабилитации устной и письменной речи, в социальной адаптации глухих детей и молодых людей.
Об опыте этой работы и шла речь на конференции – первой в своем роде. Участники обсудили проблемы современной семьи с глухим ребенком с точки зрения индивидуальных программ реабилитации, слухопротезирования, социальной и педагогической помощи в раннем детстве, обучения в общеобразовательных и специальных школах, профориентации, доступа к среднему и высшему образованию. Были продемонстрированы наглядные примеры достижений при раннем вмешательстве в процесс интеллектуального и речевого развития ребенка, при кохлеарной имплантации, при использовании авторского фонопедического метода развития голоса В. В.Емельянова, при проведении музыкальных занятий по методу педагога Т. Б.Ганенко. Скажем, ученицы сурдопедагога С. Д.Кряжевских (последовательницы метода Э. И.Леонгард) из Волгодонска прекрасно исполнили песни современных композиторов.
На конференции выступили гости из Италии: директор Сурдологического центра реабилитации устной речи глухих и слабослышащих детей профессор Джузеппе Витти и его ученица Валентина Паоли, студентка факультета психологии Университета города Падуя. Валентина, страдающая тяжелой формой потери слуха, прекрасно владеет беглой устной речью, в том числе английской. Она представила участникам конференции свою кнингу "По ту сторону препятствия", недавно переведенную на русский язык и изданную в Петербурге благодаря совместной программе СПб АРДИС и Молодежной ассоциации слабослышащих на средства Комитета по труду и социальной защите населения и нескольких коммерческих предприятий города.
"Глухой ребенок обладает теми же правами, что и остальные его сверстники, – подчеркнул профессор Витти. – И первое из них – право на полную и безоговорочную интеграцию. Это необходимое условие для полноценного и всестороннего развития. Ребенок, пораженный глубокой глухотой, но вовремя протезированный, получает возможность начать изучение речи, пользоваться ею. Таким образом, он стимулирует все сектора мозга, достигает хорошего функционирования и координации фоноартикуляционного аппарата и дыхания".
Большой интерес аудитории вызвало выступление советника губернатора С.-Петербурга по связям с общественностью Галины Келексаевой, посвященное роли негосударственных организаций в оказании помощи органам исполнительной и законодательной власти в определении приоритетов, выявлении и решении проблем. Г-жа Келексаева обратила внимание, что опасаться дефицита федерального и местного бюджета при разработке комплексных реабилитационных программ для детей и молодежи не надо, потому что, даже если не хватит средств госзаказа, на подобные дела найти спонсоров легче, чем на любые другие.
Яркое впечатление оставили выступления родителей – членов СПб АРДИС (Е. Г.Воробьевой, Т. М.Вилочкиной, Е. Б.Крыловой и др.), которые не только ставили проблемы, но и выдвигали предложения по подготовке программ, позволяющих улучшить качество жизни и реабилитации детей и молодежи, страдающих нарушением слуха с раннего детства. Привлек всеобщее внимание доклад директора НИИ уха, горла, носа и речи А. А.Ланцова.
В общем, осталось впечатление, что конференция впервые подняла социальные проблемы детей, страдающих глухотой, подтвердила необходимость использовать достижения альтернативной педагогики на базе ранней интеграции и слухопротезирования. Это очень важный момент, поскольку до сих пор многие ученые и практики-сурдопедагоги занижают возможности глухих детей, не создают условий для реализации их потенциальных способностей и тем самым вынуждают их пополнять ряды людей, которые в условиях современной экономики оказались безнадежно безработными из-за отсутствия речевой коммуникации и зависимости от сурдоперевода. Интеграция же детей с нарушением слуха в обществе – очень перспективная задача, позволяющая вернуть к жизни людей, чей интеллектуальный потенциал до сих пор не востребован.
В заключение конференции ее участники определили дальнейшие шаги: подготовка предложений по улучшению качества образования, социальной помощи семье и ребенку, всесторонней реабилитации детей с нарушением слуха и передача этих предложений в Администрацию и Законодательное собрание города.
Валерия ОЛЬШАНСКАЯ,
президент СПб АРДИС
Посмотрите также:
Признаки шизофрении Шизофрения является одним из наиболее часто встречающихся психических заболеваний,... |
Диффузные изменения поджелудочной железы Диффузные изменения поджелудочной железы представляют собой не единичные метаморфозы,... |
Детская стоматология в Санкт-Петербурге что нужно знать родителям Рано или поздно каждая семья сталкивается с необходимостью посещения детской стоматологии. При... |
Вреден ли татуаж бровей? В последнее время татуировки стали пользоваться все большей популярностью, что стало причиной... |
Лечение пролежней У лежачих больных, помимо прочих неприятностей, существует реальная опасность – развитие... |