Госдума и регионы: еще не любовь, но уже совет
> Газета Медицинские Ведомости > Медицинские Ведомости № 8(28) октябрь 2000 года > Госдума и регионы: еще не любовь, но уже совет
О происхождении слова “совещание” вспомнили в Подкомитете по организации фармацевтической деятельности и лекарственному обеспечению Комитета по охране здоровья Госдумы РФ. А происходит это слово от корня “совет”. Именно для совета с профессионалами и собрал Подкомитет в Петербурге руководителей органов управления лекарственным обеспечением Северо-Западного региона.
Законы куют в кузнице кадров
Подкомитет, специализирующийся на фармации и лекарственном обращении, появился в Думе в феврале нынешнего года – впервые. Доселе вопросами лекарственного обеспечения какие только комитеты и комиссии не занимались – от промышленности до лицензирования. И, хотя законодательная база фармации медленно, но верно пополнялась, удовлетворения это профессионалам на местах не приносило. Слишком много пробелов и противоречий оказывалось в нормативной базе. Однако мнением регионов, по большому счету, никто и не интересовался.
Инициатор создания Подкомитета доктор экон. наук, провизор по образованию Александр Афанасьев решил эту практику поломать. А потому и было организовано первое (но не последнее, поскольку их планируется провести и в других регионах) совещание региональных руководителей. При этом выбор именно Северо-Западного региона был обусловлен не столько тем, что глава Подкомитета – петербуржец, сколько в буквальном смысле слова передовым опытом многих территорий, входящих в регион.
Достаточно вспомнить, что из четырех субъектов Федерации, которые впервые в стране разработали и ввели в действие формуляры лекарственных средств для льготного и бесплатного отпуска, три находятся на Северо-Западе – это Петербург, Новгородская и Псковская области. Пионером бюджетно-страховой системы лекарственного обеспечения по праву считается Республика Коми. Вся страна в свое время ездила учиться лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности в Петербург. Смелые шаги в централизации закупок лекарств для стационаров недавно предприняли в Ленинградской области. Опытом спасения государственных аптек может поделиться Карелия, своими целевыми программами – Вологодская область. Список можно продолжить.
Александр Афанасьев задал тон работе совещания, рассказав о том, что уже удалось сделать этому органу Государственной Думы. Это прежде всего противостояние весенней попытке через дополнение к федеральному закону “О лицензировании отдельных видов деятельности” разрушить монополию государства на производство наркотических средств. Истинные цели поправки попытались спрятать – сформулирована она была так, что предлагалось объединять в одной лицензии якобы “однородные виды деятельности” – производство наркотических и психотропных препаратов согласно спискам 2 и 3. Поскольку большинство депутатов Госдумы в глаза не видели ни одного из списков и понятия не имели об их содержании, документ имел все шансы “проскочить” голосование. В этом случае могла сложиться ситуация, когда предприятие любой формы собственности имело бы право получить лицензию на производство наркотических средств. Не пропустить поправку удалось буквально в последний момент.
Много сил было потрачено на поиск решения по вызвавшему немало споров дополнению к федеральному закону “О лекарственных средствах”, суть которого сводилась к ограничению ввоза импортных лекарств на территорию России. В итоге был сделан вывод: введение ограничительных мер на ввоз в Россию лекарственных средств нецелесообразно и даже опасно, поскольку приведет к повышению цен на российские препараты, снизит объем таможенных пошлин и к тому же продублирует уже работающий закон “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”.
Может Подкомитет занести в список своих заслуг и отсрочку (пока на один год) введения НДС на реализацию лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Эта поправка была внесена в Госдуму буквально за день до голосования по Налоговому кодексу, в спешном порядке, без согласования с профильным Комитетом по охране здоровья и спорту и вообще без юридической экспертизы.
“Не нужно лишний раз говорить о том дефиците средств, который испытывают бюджеты всех уровней, – заметил Афанасьев. – На эти бюджеты, за счет которых закупаются лекарства для льготного и бесплатного отпуска, стационаров, тяжким бременем легло бы введение НДС”.
Любовь Полякова, и. о. директора ГП “Центральная фармацевтическая база”, Санкт-Петербург:
“При ужесточении контроля со стороны государства законотворчество в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ должно происходить взвешенно и аккуратно, чтобы один нормативный документ не противоречил другому. К сожалению, это не так. Например, известный приказ Минздрава РФ от 12.11.97 № 330 “О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических лекарственных средств” во многом не соответствует Федеральному закону “О наркотических средствах и психотропных веществах” (например, в отношении уничтожения наркотиков и психотропных веществ). Приказ говорит, что на предприятиях всех хозяйственно-правовых форм наркотические лекарства с истекшим сроком годности, сданные родственниками больных, а также бой и брак, подлежат списанию и уничтожению, а закон – что это осуществляется только государственными унитарными предприятиями. Как же проводить уничтожение остальным?”.
Александр Богатин, заместитель председателя Комитета здравоохранения Псковской области:
“Целесообразно ввести в федеральный закон “О лекарственных средствах” дополнительные статьи, которые обеспечили бы увеличение роли государства в регулировании лекарственного обращения не только на федеральном уровне, но и в субъектах федерации, и в муниципальных образованиях. Очень важно определить при этом законодательно участие внебюджетных средств в финансировании приобретения лекарств для стационаров. Это прежде всего относится к средствам Фондов ОМС”.
Кира Волкова, директор МТПП “Фармация”, г. Череповец:
“Регистрация цен принесла аптечным предприятиям огромные затраты времени, сил и средств. А главное, большое количество вопросов. Взять хотя бы самые главные: например, нужно ли устраивать тендеры на лекарственные средства, имеющие зарегистрированные государственные цены? Если цены от производителя должны быть не ниже и не выше цены Государственного реестра, то смысл тендера теряется.
Пока положительных результатов по снижению цен государственная регистрация не дала. Проведенный в нашем муниципальном предприятии за полгода мониторинг цен показал, что, наоборот, произошло повышение цен несмотря на то, что средняя наценка за этот период по новому постановлению губернатора Вологодской области снизилась на 15 %. Видимо, государственное регулирование цен само по себе результатов не дает. Заработает оно только тогда, когда выполнение нормативных документов станет для всех исполнителей простым, четким и конкретным”.
Татьяна Кочевник, заместитель председателя Комитета по охране здоровья населения Администрации Новгородской области:
“В связи с загруженностью Государственной Думы и Правительства многие вопросы охраны здоровья, требующие решения, не урегулированы федеральными нормативными актами. Поэтому необходимо принять федеральный закон о полномочиях субъектов Федерации принимать решения по временному регулированию (до принятия решения на федеральном уровне) неурегулированных вопросов охраны здоровья, находящихся в компетенции федеральных органов власти.
Кроме того, при утверждении областных законов постоянно возникают проблемы с прокуратурой: что можно, а что нельзя регламентировать областными законами. Возможным решением было бы законодательно закрепить норму, по которой все, что не запрещено федеральным законодательством и не является компетенцией федеральных органов власти и управления, может регулироваться областными законами”.
Совет с регионами: реальный и виртуальный
Как сообщила ведущий эксперт Подкомитета, проректор С.-Петербургской Химико-фармацевтической академии и главный провизор Петербургского Комитета по здравоохранению доктор фарм. наук Нина Карева, на осеннюю сессию Госдумы подкомитет выносит законопроекты о поддержке отечественных производителей лекарственных средств, о системе государственного надзора за фармдеятельностью и о приведении в соответствие федеральных законов “О наркотических средствах и психотропных веществах” и “О лицензировании отдельных видов деятельности” в части лицензирования работы с наркотическими и психотропными средствами.
По крайней мере, так план выглядел до петербургского совещания. По его результатам он наверняка будет дополнен. Судя по итоговой резолюции, профессионалов волнует сегодня нормативная база прежде всего в сфере лицензирования и аккредитации фармацевтической деятельности, контроля качества и сертификации лекарственных средств, ценообразования на жизненно необходимые и важнейшие лекарства, государственная поддержка отечественной фармацевтической промышленности и совершенствование льготного лекарственного обеспечения.
Кроме того, участники совещания предложили создать при Подкомитете экспертный совет, в который вошли бы представители фармацевтической общественности регионов. Скорее всего, он действительно будет сформирован, но некий “виртуальный” (как сейчас модно говорить) прообраз совета уже существует. Дело в том, что в октябре начал функционировать сайт Подкомитета в сети Интернет, на котором можно не только найти оперативную информацию о том, какие законы и поправки находятся на рассмотрении в Госдуме, но и высказать свое мнение по их содержанию или вообще предложить новые.
Посмотрите также:
Педиатрия, здоровье детей Каждая мама беспокоится о здоровье своего малыша, еще будучи беременной, а после рождения... |
Конъюктивит лечи вовремя Конъюнктива глаза представляет собой тонкую слизистую мембрану, которая обволакивает переднюю... |
Пломбирование зубов в стоматологии Пломбой называют поверхность зуба, которая формируется из пломбировочного материала. Пломбы... |
Чем опасен сквозняк? На первый взгляд безобидный легкий ветерок, который «гуляет» в доме или... |
Плюсы и минусы пухового одеяла с точки зрения здоровья Подобрать одело – достаточно непростая задача, особенно если учитывать то, что... |