Муниципальное здравоохранение в России. Проблемы муниципального здравоохранения
> Официальный отдел > Позиция медиков > Муниципальное здравоохранение в России. Проблемы муниципального здравоохранения
К сожалению, до настоящего времени основная часть муниципального здравоохранения и, в частности, здравоохранение крупных городов России остается вне поля зрения большинства федеральных властных структур, в том числе и нашего Министерства здравоохранения.
Почему здравоохранение городов играет значительную роль в организации и оказании медицинской помощи населению регионов?
Во-первых, именно на их территории находятся наиболее мощные лечебно-профилактические учреждения, оснащенные современной медицинской техникой и укомплектованные более квалифицированными кадрами медицинских работников.
Во-вторых, именно здравоохранение крупных городов России всегда использовалось и используется как полигон для разработки и внедрения всего самого передового, отработки различных направлений реформ.
В-третьих, во многих городах на базе муниципальных учреждений здравоохранения расположены многие специализированные Центры областного значения.
В марте 1995 года по инициативе Союза Российских городов и руководителей органов управления здравоохранением ряда областных центров была организована секция “Муниципальное здравоохранение”, в состав которой входит более 50 городов России.
Основной задачей секции является объединение и координация работы органов местного самоуправления по совершенствованию системы жизнеобеспечения и развития муниципального здравоохранения.
С момента организации секцией и ее правлением проведена определенная работа по выполнению уставных задач:
- проведены 2 конференции руководителей органов управления здравоохранением городов России: март 1995 и март 1998 гг.;
- 2 конференции совместно с Международным Центром подготовки кадров (г. Москва) по вопросам лекарственного обеспечения городов (июнь 1995 г., июль 1998 г., г. Кострома);
- в октябре 1995 года секция выступила в качестве одного из организаторов ярмарки “Здравоохранение – 95” в г. Сочи;
- конференция педиатров (декабрь 1995 г.) и организаторов здравоохранения (февраль 1999 г.) по вопросам младенческой смертности в г. Владимире;
- совещание руководителей городского здравоохранения по проблемам вирусного гепатита В с проведением тендера по закупке вакцины против данного инфекционного заболевания (май
1998 г.);
- конференция по проблемам бронхиальной астмы у детей совместно с ММА региональным Центром респираторной медицины (г. Самара) (август 1998 г., г. Липецк);
- более 15 заседаний правления по различным вопросам муниципального здравоохранения.
Были обсуждены проекты таких Законов, как Законы “О лекарствах”, “Об основах деятельности муниципальной системы здравоохранения”, 2 варианта Концепции развития здравоохранения России. По всем обсуждаемым законопроектам в соответствующие органы направлены поправки и предложения.
В декабре 1998 года на основе секции СРГ по инициативе управлений здравоохранения 11 городов России создана Ассоциация “Муниципальное здравоохранение”. Мы надеемся на то, что тесное взаимодействие Ассоциации с Конгрессом муниципальных образований, СРГ, органами федеральной власти (в том числе и с МЗ РФ) позволит решить многие проблемы, имеющиеся в настоящее время в здравоохранении муниципальных образований России.
Вопреки оптимистичному выступлению первого заместителя министра здравоохранения, мы хотели бы сказать о том, что несмотря на попытки, предпринимаемые как Министерством здравоохранения, так и на местах, положение дел как в целом в здравоохранении, так и в системе муниципального здравоохранения не улучшается.
Наоборот, те негативные моменты, о которых мы говорили ранее (ухудшение демографических показателей, рост социально обусловленных болезней, ухудшение материально-технической базы учреждений здравоохранения и сокращение коечной сети, невозможность проведения технического перевооружения лечебных учреждений, выраженная социальная незащищенность медицинских работников), продолжают нарастать.
В настоящее время многие регионы и города думают не столько о реформировании системы здравоохранения, сколько о сохранении хотя бы того объема бесплатной медицинской помощи и того минимума медицинских льгот определенным категориям населения, которые есть на данный момент.
К сожалению, решить эти вопросы удается не всем и не всегда.
1. Во многих городах до сегодняшнего момента, так же, как и в прежние годы, не приняты бюджеты. Это, естественно, ведет к неритмичному и неадекватному финансированию мероприятий, связанных с работой учреждений здравоохранения и мероприятий по охране здоровья населения территорий.
Финансирование таких статей расходов, как приобретение медикаментов и организация питания больных в стационаре далеки от реальных затрат, необходимых для обеспечения нормального лечебно-диагностического процесса.
Даже выплата той мизерной заработной платы, которая установлена работникам бюджетной сферы, в том числе и медицинским работникам, происходит во многих регионах с большими задержками.
А тут еще оказывается, что повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, которое произойдет с 1 апреля, коснется только тех, кто содержится за счет средств федерального бюджета. Остальным же работникам (имеются в виду работники бюджетной сферы субъектов федерации и муниципальных образований) повышение заработной платы будет производиться в зависимости от возможностей соответствующих бюджетов.
Ну а поскольку практически на всех территориях имеется большой дефицит бюджетных средств, то у администрации территорий 2 выхода: либо не повышать зарплату, либо повысить ее, увеличив задолженность по ней.
Напомню о том, что уровень заработной платы медицинских работников в настоящее время составляет у врачей 550–650, у медицинских сестер – 330–370 рублей (гг. Смоленск, Владимир).
Именно по причине невозможности повышения заработной платы на местах порой лавинообразно растет социальная напряженность. Голодовки и забастовки работников бюджетной сферы стали своеобразным атрибутом конца 90-х, на которые просто перестали обращать внимание и население, и руководители местных органов власти, поскольку и те, и другие понимают, что решить эту проблему невозможно.
Учитывая нехватку бюджетных средств и средств, поступающих через систему обязательного медицинского страхования, есть серьезные опасения в том, что наше здравоохранение в ближайшие годы, несмотря на все новые нормативные документы, принимаемые президентом, правительством и Государственной Думой, будет продолжать ухудшаться.
С вопросами финансирования напрямую связаны и вопросы обеспечения населения медицинскими льготами, которые во многих регионах либо не выполняются, либо выполняются частично.
Это, в первую очередь, касается вопросов обеспечения медицинскими льготами категорий населения, определенных правительством, и, в частности, так называемыми бесплатными медикаментами.
В качестве примера приведу обстановку, которая сложилась по этому вопросу в городе Липецке.
1998 год мы практически не отпускали бесплатные медикаменты кроме нескольких групп больных, которые без некоторых лекарств не могут жить (сахарный диабет, онкозаболевания, гормонозависимая бронхиальная астма).
Долги поликлиник перед аптечной сетью постоянно находились в пределах 5–7 млн. рублей. Только к концу 1998 года при активной поддержке администрации города мы сумели погасить задолженность и до настоящего времени практически не имеем долгов перед аптеками.
Самое главное, однако, заключается в другом. Те средства, которые выделены на текущий год для обеспечения медикаментозных льгот амбулаторным категориям больных по спискам, утвержденным правительством, покрывают потребность этих больных только по 50–60 наименованиям препаратов. Это при условии, что федеральные и региональные программы будут финансироваться за счет средств соответствующих бюджетов, в чем я очень сомневаюсь.
Приведу еще один пример. В конце прошлого года на встрече с руководителями учреждений здравоохранения в г. Липецке министр здравоохранения Стародубов В. И. твердо обещал, что потребность территорий в вакцинальных препаратах для проведения прививок, включенных в национальный календарь, будет полностью обеспечена за счет средств федерального бюджета. Но наша территория с тех пор не получила ни одной дозы вакцины против гепатита В и краснухи. Эти федеральные проблемы нам приходится решать за счет средств своего бюджета (даже не областного, а только городского). Уверен в том, что и в ближайшее время все останется по-прежнему.
А во многих муниципальных образованиях дела обстоят значительно хуже.
Аналогичное положение отмечается и с обеспечением льготных категорий населения бесплатным зубным протезированием. Те средства, которые выделяются, ни в коей мере не покрывают потребность населения в данном виде медицинской помощи.
Медицинские работники на местах стали в буквальном смысле заложниками тех льгот, которые так необдуманно утверждены правительством РФ.
Мы уже в течение длительного времени слышим о том, что существующие льготы будут пересмотрены в сторону их уменьшения и более дифференцированного подхода к их установлению и обеспечению, о том, что значительно уменьшится перечень медикаментов, отпускаемых на льготных условиях. Но пока реальных мер не принято.
К чисто местным проблемам относится и проблема задолженности учреждений здравоохранения различным организациям, оказывающим коммунальные услуги. Об этом тоже необходимо сказать, так как по этой причине счета лечебных учреждений, связанные с данными платежами, полностью блокированы, что не позволяет им своевременно решать многие хозяйственные проблемы. Наиболее оптимальным решением этой проблемы является концентрация долгов на уровне городского управления жилищно-коммунального хозяйства с передачей им кредитов, выделенных учреждениям здравоохранения на эти цели.
2. Санитарно-эпидемиологическое состояние во многих регионах и городах в последнее время значительно ухудшилось, что во многом произошло по причине недостаточного финансирования. Отсутствие средств на хозяйственные нужды и незащищенность их привели:
- к ухудшению материально-технической базы учреждений здравоохранения вследствие несвоевременного проведения текущих и капитальных ремонтов,
- к отсутствию запасов мягкого и твердого инвентаря,
- недостаточному приобретению современных дезинфицирующих препаратов и т. д.
Объединение со службой Госсанэпиднадзора на уровне Министерства здравоохранения естественно должно было привести и к объединению этих структур на местах. Однако по непонятным причинам объединения структур на территориях не произошло. Поэтому в регионах по-прежнему существуют параллельные службы. В частности, в соответствии с приказом МЗ РФ наряду с санитарной службой эпидемиологический надзор осуществляют и Центры по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционных заболеваний, что практически не улучшило положения дел.
Более того, финансирование Центров Госсанэпиднадзора из федерального бюджета осуществляется только по заработной плате.
Вы помните о том, что в апреле прошлого года 2 чрезвычайных происшествия стали предметом рассмотрения их на заседании Санитарно-противоэпидемической комиссии правительства РФ: вспышка сыпного тифа в Липецкой области и гибель ребенка в Астраханской областной клинической больнице вследствие укусов крысы.
Вспышки внутрибольничных инфекций стали рядовым событием не только в участковых и районных больницах, но и даже в областных учреждениях. В 1998 году в нашем регионе были зарегистрированы вспышки внутрибольничного сальмонеллеза в областной клинической больнице и одной из районных больниц. В марте текущего года по этой же причине были закрыты 3 отделения областного онкологического диспансера и еще одна районная больница. В городской инфекционной больнице постоянно находятся на лечении 15–20 человек с данной патологией.
Подобные тенденции прослеживаются и по другим городам. Экономический ущерб, связанный с проведением мероприятий по ликвидации этих вспышек и по недопущению заноса инфекции в другие лечебно-профилактические учреждения огромен.
В ряде городов и регионов заболеваемость ВИЧ-инфекцией, гепатитом В регистрируется уже в виде вспышек (Калининград, Тверь, Краснодар). При существующем положении дел от подобных ЧП не застрахован ни один регион.
И вот на таком социальном фоне постоянно идет речь о реформировании существующей в России системы здравоохранения, в соответствии с чем правительством РФ был принят целый ряд нормативных документов:
1. Постановление Правительства РФ № 1387 “О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в РФ” от 05.11.1997 года, которое одобряет разработанную МЗ и РАМН Концепцию развития здравоохранения и медицинской науки в РФ и утверждает план мероприятий по ее реализации на 1997–1998 годы, а также обязывает заинтересованные министерства и ведомства в определенные сроки решить ряд вопросов. Данную программу МЗ, МФ и ФФОМС должны были представить к 1.01.1998 года в соответствии с предыдущим постановлением.
В июне 1997 года мы рассматривали проект данной Концепции на заседании правления своей секции и замечания и предложения на 3-х листах направили в адрес МЗ РФ. По утвержденному варианту Концепции видно, что ни одно из наших предложений или замечаний не учтено.
Уже тогда у нас сложилось впечатление о том, что подготовленный документ в случае его принятия не будет выполнен в те сроки, которые указаны в Концепции. Пока что наши предположения подтверждаются.
Система финансирования здравоохранения не изменена, обязательное медицинское страхование осуществляется в каждом регионе по-своему при крайне неудовлетворительном размере страхового взноса, система подготовки врача общей практики и семейного врача пока что на стадии разработки и внедрения в практику, переоснащение стационарного и амбулаторного звена осуществить практически невозможно, развитие отечественной медицинской промышленности осуществляется крайне низкими темпами и т. д.
Еще одно немаловажное обстоятельство, которое будет сдерживать темпы реструктуризации коечной сети учреждений здравоохранения. Речь идет о том, что сокращение сети ведет к сокращению кадров и как результат – к уменьшению финансирования отрасли, поскольку финансирование стационаров осуществляется по определенным нормативам.
С аналогичной ситуацией мы уже сталкивались при введении в действие Закона РФ “О медицинском страховании граждан в РФ”.
После того, как был утвержден размер страхового взноса, финансисты сразу же уменьшили расходы на здравоохранение на эту сумму.
2. В сентябре 1998 года в момент временного исполнения обязанностей председателя правительства В. С. Черномырдиным подписан другой очень важный для здравоохранения документ: Постановление Правительства № 1096 “Об утверждении программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью”.
Этим нормативным актом отменяется п. 2 Постановления Правительства РФ
№ 41 “О медицинском страховании граждан в РФ” от 23.01.1992 года в части, касающейся утверждения базовой программы обязательного медицинского страхования, а МЗ обязывается разработать и утвердить методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан территорий бесплатной медицинской помощью. Данные во многие муниципальные образования до настоящего момента не поступили.
В связи с этим сложилась парадоксальная ситуация: в РФ существует новая базовая программа обязательного медицинского страхования, которая в значительной степени отличается от предыдущей, а территории работают по программам ОМС, сформированным на основании ранее принятых документов и, в частности, Постановления № 41 от 23.01.92 г.
Говоря конкретно об объеме бесплатной медицинской помощи, заложенной в данную программу, можно прийти к однозначному выводу: ни одна территория, ни один город обеспечить ее за счет тех средств, которые в настоящее время выделяются на здравоохранение, не сможет. А это значит, что у нас опять появился документ, который выполнен не будет. И это подтверждается реальным положением дел.
Ни для кого из присутствующих не секрет, что сейчас многие вопросы решаются как опосредованные платные услуги. Это касается ряда вопросов, связанных со стационарным лечением (приобретение пациентами и их родственниками лекарственных препаратов, расходных материалов, госпитализация больных с их одеждой, постельными принадлежностями, посудой и так далее).
Из-за нехватки средств многие обследования выполняются на платной основе. Ни один институт или клиника федерального подчинения лечат больных не только за счет средств федерального бюджета. Так же, как и раньше, существует система предварительной оплаты стоимости лечения и обследования пациентов, госпитализируемых в данные лечебные учреждения за счет средств соответствующего органа здравоохранения. Кроме того, все пациенты вынуждены еще и дополнительно вкладывать в лечение свои личные средства. Об этом знают все, в том числе и руководство Министерства здравоохранения, но радикальных мер не принимают. Причем, речь идет о суммах далеко не мизерных, а о десятках и сотнях тысяч рублей.
3. Я уже говорил о том, что большинство существующих федеральных программ практически не выполняются или выполняются частично.
Из сегодняшнего выступления первого заместителя МЗ РФ мы узнали, что готовится к принятию еще целый ряд федеральных программ, которые постигнет участь предыдущих.
Естественно, возникает вопрос: а стоит ли их разрабатывать и принимать, если нет средств для реализации.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
по вопросам реформы здравоохранения РФ
1. Считать здоровье населения Российской Федерации одной из составных частей национальной безопасности России.
2. Правительству РФ пересмотреть объем бесплатной медицинской помощи, утвержденный Постановлением Правительства № 1096 от 11.09.98 г. “Об утверждении программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью”, приведя его в соответствие с фактическим финансированием отрасли.
Объемы медицинской помощи, не обеспеченные финансированием, перевести в разряд платных медицинских услуг.
3. Возложить ответственность за выполнение программы государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью на органы государственного и муниципального управления на местах.
4. Обратить внимание Министерства здравоохранения РФ на неудовлетворительное выполнение плана мероприятий, утвержденных Постановлением Правительства от 05.11.97 г. № 1387 “О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации” и I этапа реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации.
5. Поручить Министерству здравоохранения
- в течение II квартала 1999 г. организовать постоянно действующий Совет по работе с органами здравоохранения муниципальных образований под председательством одного из заместителей министра;
- в месячный срок внести в правительство предложения по изменению объема и порядка предоставления медицинских льгот (лекарственного обеспечения, зубного протезирования, обеспечения питанием детей в возрасте до 2-х лет). Рассмотреть, как вариант, возможность передачи обеспечения данных льгот, являющихся социальными, органам социальной защиты населения на местах.
6. Поручить Федеральному Фонду обязательного медицинского страхования внести предложения по изменению Закона РФ “О медицинском страховании граждан в РФ” в части возможности организации городских фондов обязательного медицинского страхования.
7. Считать приоритетными следующие федеральные программы с обязательным обеспечением их финансирования в полном объеме:
- Сахарный диабет,
- Вакцинопрофилактика;
- Туберкулез;
- АнтиСПИД.
На выполнение остальных федеральных программ, не подтвержденных финансированием, разработку и принятие новых программ наложить мораторий.
Министерству здравоохранения и Министерству финансов РФ обеспечить безусловное выполнение данных программ за счет средств федерального бюджета.
Председатель секции “Муниципальное здравоохранение” СРГ, президент Ассоциации “Муниципальное здравоохранение”, начальник
управления здравоохранения
администрации г. Липецка
А. А. Ли
Тамбовский симпозиум
30 ноября – 1 декабря 1999 г. в
г. Тамбове состоялась Всероссийская научно-практическая конференция “Адресная лекарственная помощь льготным категориям и малоимущим гражданам”.
Конференция организована Ассоциацией “Муниципальное здравоохранение” Конгресса муниципальных образований РФ, Секцией “Муниципальное здравоохранение” Союза Российских городов, мэрией г. Тамбова, Управлением здравоохранения г. Тамбова.
В работе конференции приняли участие более 70 представителей городов: руководители управлений здравоохранения, заместители глав, отвечающих за социальную защиту населения и за здравоохранение, а также специалисты по лекарственному обеспечению населения городов: Владимира, Великого Новгорода, Вологды, Воронежа, Калининграда, Королева, Костромы, Липецка, Пензы, Пскова, Рязани, Солнечногорска, Смоленска, Самары, Сургута, Тулы, Томска, Урюпинска, Ухты, Череповца, Звенигорода, Ярославля, Курска, Волгограда, Самары, Нарофоминска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Дзержинского, Иванова, Кемерова. На конференции выступили с докладами: Бетин О. И. – полномочный представитель президента РФ в Тамбовской области, Земцов Владимир Анатольевич – председатель городской Думы, Ильин А. Ю. – мэр города Тамбова с докладом: “Основные направления социальной политики в г. Тамбове и их реализация в условиях реформирования социально-экономической сферы”, Баранов А. А. – начальник Управления здравоохранения г. Тамбова с докладом: “Об организации лекарственного обеспечения льготных категорий и малоимущих граждан г. Тамбова”, Голева Р. К. – начальник отдела социальной политики мэрии г. Тамбова, Третьякова Т. Е. – исполнительный директор ТОФОМС, Сухоруков В. П. – директор ГОПТП “Тамбовфармация” с докладом: “Тамбовфармация в системе адресной помощи”, Акашкина Л. В. – заместитель директора НИИ фармации МЗ РФ, а также за круглым столом участники конференции обменялись мнениями и опытом своих городов в решении данной проблемы.
Конференция была организована для того, чтобы изучить опыт действующей в Тамбове с февраля нынешнего года системы адресно-заявительной помощи малоимущим гражданам и льготным категориям населения; системы, которая в условиях низкого уровня жизни людей, жесткого финансирования сферы здравоохранения стала наиболее оптимальным вариантом в выборе социальных льгот.
В организации льготной лекарственной помощи в амбулаторных условиях в г. Тамбове пройдено три этапа:
До 1997 года – это был вал неотоваренных рецептов в аптеках, жалобы больных во все инстанции, миллиардные долги аптекам. Попытки изменить ситуацию были связаны с ужесточением показаний к выписке льготных рецептов на медикаменты, сокращение перечня выписываемых медикаментов.
С 1997 года начался второй этап, носящий адресный характер. Были выделены категории заболеваний, по которым выписывались льготные лекарства и определен перечень медикаментов. Сюда вошли больные – онкологические, с миастенией, с бронхиальной астмой, с тяжелой формой сердечно-сосудистых заболеваний, болезнью Паркинсона и дети до 3-х лет, дети-инвалиды – без ограничения.
Но в августе 1998 года, когда в результате экономического кризиса цены на лекарства подскочили в 3 раза, а выделяемые Управлению здравоохранения бюджетные средства остались на прежнем уровне, проблема стала еще более острой. Она потребовала срочных мер, и в феврале 1999 года Городское управление здравоохранения перешло на систему адресно-заявительной помощи.
Все списки по категориям заболеваний, определенных еще во втором этапе, были переданы из поликлиник в районные центры социального обслуживания, где было проведено обследование материально-бытовых условий больного, и с учетом прожиточного минимума, цены необходимого лекарства определены критерии льготной оплаты лекарственного препарата. В зависимости от вышеперечисленных причин социальным отделом аптеки № 5 оптового предприятия “Тамбовфармация” больному отпускалось лекарство бесплатно, или больной доплачивал за него или покупал за полную стоимость.
Рациональное использование средств позволило расширить категории льготного обеспечения медикаментами.
Кроме того, за счет средств Городского фонда социальной поддержки районным центрам социального обслуживания выделено более 200 тыс. рублей для оплаты медикаментов больным, не входящим в шесть категорий заболеваний, но по социальным показаниям, не имеющим возможности их приобрести. Врачи поликлиник на этих больных выписывают рецепт и направляют их в районные центры социального обслуживания, где наценка на препараты ниже более чем в два раза.
За неполный год на льготные лекарственные препараты уже направлено почти 2 миллиона рублей, по сравнению с прошлым годом количество получающих льготные лекарства увеличилось на 1,5 тысяч человек.
За счет средств городского фонда социальной поддержки оплачено медикаментов на 140 тыс. рублей.
Нельзя не отметить и роль областного фонда социального страхования. Наверное, Тамбовская область – единственная в России, где областной фонд медицинского страхования оплачивает бесплатные лекарства пяти категориям больных: это больные с нарушениями эндокринной системы, больные туберкулезом, гематологические больные, онкологические больные (кроме IV клинической группы), больные, нуждающиеся в психотропных средствах. По г. Тамбову в 1999 году на этих больных направлено около 10 млн. рублей средств ТОФОМС.
Вся эта информация была доведена до участников научно-практической конференции. Кроме того, они смогли ознакомиться с работой социального отдела одной из аптек оптового предприятия “Тамбовфармация”, которая задействована в системе адресной помощи – наценка на лекарственные препараты здесь в два раза ниже, чем в других аптеках. Побывали в городской реабилитационной поликлинике № 5 – одной из лучших в Центральном Черноземье.
Обмен мнениями проходил за “круглым столом”. И, надо сказать, что гости конференции, приехавшие из разных уголков России, были единодушны в одном: опыт Тамбова социально оправдан и возможен для применения в других регионах.
Вот только несколько высказываний:
И. П. ЧЕРНОВ, начальник Управления здравоохранения г. Рязани.
– Мы очень благодарны коллегам из Тамбова за информацию об адресно-заявительной помощи, которую мы получили, благодаря научно-практической конференции. Будем внедрять этот метод у себя, конечно, с учетом местных условий. Очень важно, что в работу по льготному обеспечению медикаментами малоимущих граждан включился Фонд обязательного медицинского страхования.
Возможно, это единственный фонд в России. Но попробуем изменить ситуацию и у себя.
Л. В. СТЕПАНОВА, председатель Комитета здравоохранения, г. Псков.
– Проблема лекарственного обеспечения сегодня очень актуальна. Нам ярко продемонстрировали, как решаются эти вопросы в Тамбове. Хотя нам не просто будет реализовать эту систему у себя. Здесь мы видим полное взаимопонимание с исполнительной властью города и Фондом обязательного медицинского страхования. Нам трудно представить, чтобы нам оказывали такую помощь, в том числе и финансовую. Она у нас неизмеримо меньше. И все-таки мы постараемся изменить отношение администрации города к этой проблеме.
В. ГУСЬКОВА, вице-мэр по социальным вопросам, г. Владимир.
– Меня тоже поразила столь тесная связь с фондом ОМС в Тамбове. У нас с ним отрицательные отношения. Но мы все-таки постараемся внедрить подобную систему у себя в городе. Сегодня выбора нет. Или – никому, или – адресно. Из двух зол выбираем меньшее. Конечно, трудно избежать недостатков. Например, человеку очень трудно доказать свой доход, если он не одинок. Нужно упрощать эту процедуру. Хорошо, что в Тамбове центры социального обслуживания отделены от отделов социальной защиты. Поэтому и вопросы решаются легче. Мы возьмем этот опыт на вооружение.
С. КОВАЛЕВА, заместитель начальника Управления здравоохранения, г. Смоленск.
– Очень хорошо, что мы собрались обсудить свои проблемы, проблемы муниципального здравоохранения. Министерство проявляет к нам полное равнодушие, так что ждать помощи не приходится. Все зависит от нас самих. Знакомство с опытом Тамбова полезно уже тем, что мы увидели, как отстали в развитии своей социальной сферы. Будем налаживать работу своих социальных служб. Конечно, в каждом городе свои условия и свои материальные ресурсы. И это подчеркивали все выступавшие. Но даже, если опыт Тамбова будет использован хотя бы частично, результат не заставит себя ждать. Проблему лекарственного обеспечения решать нужно. И можно, когда есть тому наглядный пример.
Е. Баженова, г. Тамбов
Посмотрите также:
Кому принадлежит диагноз, или почем врачебная интеллектуальная собственность? Болезнь принадлежит пациенту и никому другому. Это бывает единственным, что принадлежит... |
Гипотиреоз: причины и симптомы Гипотиреоз представляет собой нарушение, связанное с недостаточным объемом... |
Инфаркт и его диагностика Инфаркт – это нарушение работы кровеносной системы организма, которое сопровождается... |
Правильное использование макияжа Вы знаете, что по статистике, порядка 40 процентов женщин не умеют правильно пользоваться... |
Здоровая и красивая кожа Уже всем давно известно, что женщинам хочется выглядеть красивой и привлекательной в любом... |