“Семибоярщина” или управленческая вертикаль?
> Официальный отдел > Правовое образование > “Семибоярщина” или управленческая вертикаль?
Интервью главного редактора “Врачебной Газеты” проф. Г. А. Комарова
с первым заместителем министра здравоохранения России,
чл.-корр. РАМН А. И. Вялковым
– На выдумки гораздые и скорые врачи уже назвали институт представителей министра здравоохранения в регионах “семибоярщиной”. Рассуждают так: президент назначил семь генерал-губернаторов, а министр здравоохранения – семь бояр, чтобы за местными удельными князьями зорко следило “государево око”. Как теперь принято говорить, во всякой шутке есть доля шутки, но, если серьезно, уважаемый Анатолий Иванович, что это означает?
– Действительно, нашим врачам юмора не занимать. И это очень хороший признак. Пока шутят, положение небезнадежное. И для того, чтобы врачи продолжали шутить, строится новая управленческая вертикаль в здравоохранении. Она будет существенно отличаться от той, по которой ностальгически кручинятся пока еще многие. Введение института представителей министра здравоохранения в регионах – это лишь один из элементов новой системы управления здравоохранением. Да, отчасти это “государево око”, а что в этом плохого? Эффективно работающий руководитель здравоохранения от этого нововведения нисколько не ущемляется ни в своих правах, ни в возможностях. Более того, федеральная исполнительная власть как бы приблизилась к нему, “пошла в народ”.
Мы много уже говорили о соотношении федерального и регионального в управлении, но дальше разговоров и споров дело не шло, а теперь сделан первый конкретный шаг. И сразу посыпались критические стрелы в средствах массовой информации. Правда, значительная часть их щедро оплачена теми, кому не нравится наведение порядка в различных отраслях, в том числе и в здравоохранении. Цена вопроса в нашей отрасли велика. Громадные средства вращаются в здравоохранении и вокруг него. В какой части они доходят до больных, до медицинских работников, до лечебно-профилактических учреждений, это один из важных вопросов. Не менее важен вопрос о том, как работают законы по здравоохранению в регионах. Еще более важен вопрос о переходе к экономически обоснованным и перспективным, менее затратным технологиям, к развитию профилактического направления деятельности государственной системы здравоохранения на региональном и муниципальном уровнях. Множество других вопросов будет находиться в поле зрения и деятельности полномочных представителей министра здравоохранения в регионах. Вот и получается, что эта самая “семибоярщина” на самом деле есть ни что иное, как отражение в системе здравоохранения новой стратегии государственного развития Российской Федерации. А тот факт, что этот институт в здравоохранении возник раньше, чем в других отраслях, свидетельствует об отношении к здравоохранению как к системе жизнеобеспечения и национальной безопасности.
– Значит, Минздрав “расщепляется” на семь частей и разлетается по территориям. Появляется семь новых больших чиновников в здравоохранении, каждый из которых будет чуть ниже рангом федерального министра, но выше министра здравоохранения субъекта Федерации, руководителя Департамента или Управления здравоохранением. Опыт мы уже имеем, начнем каждому из них создавать аппарат, который неизбежно станет разбухать. Потом возникнут проблемы взаимоотношений с федеральным Минздравом с одной стороны, с региональными органами управления здравоохранением – с другой. Так?
– Не совсем так. Министром подписан приказ, согласно которому исполнять обязанности представителей Минздрава в округах будут руководители федеральных учреждений здравоохранения (НИИ, вузов и т. п.), хорошо знающие положение дел в здравоохранении регионов. Подбирали долго, тщательно, лучших. И аппарата большого не предполагается. И увеличения трений между Минздравом и региональными органами управления здравоохранением не прогнозируется. Более того, при совпадении практики с теорией представители министра здравоохранения как раз устранят многие имеющиеся шероховатости. Каким образом? Разным. Это не шестеренка вставочная какая-то, которая передает движение другим шестерням. Это, на наш взгляд, будет очень творческое, в прежней системе недостающее звено вертикали управления. Ее отсутствие обусловливало плохое прохождение импульсов в обоих направлениях, снижало оперативность. Не вы ли, уважаемый Георгий Алексеевич, сравнительно недавно очень здорово и принципиально именно за это критиковали Минздрав? Как показала жизнь, правильно критиковали…
– Уважаемый Анатолий Иванович, и в Совете Федерации некоторые сенаторы недовольны ограничением их власти представителями президента, и, насколько мне известно, многие руководители здравоохранения регионов, мягко говоря, не в восторге от назначения представителей министра здравоохранения. Как бы там ни было, но ограничение власти налицо, налицо и контроль. Что будет делать Минздрав со скрытым и явным сопротивлением нововведению?
– Не думаю, что будет такое сопротивление, которое потребует больших усилий, а тем более принятия жестких мер. Некоторые временные трудности, недостаточное взаимопонимание возможны, но это нормально, естественно, не принесет ущерба для работы и не отразится на деятельности системы здравоохранения в целом. К тому же среди руководителей здравоохранения регионов очень мало людей случайных, выплывших на популистской риторике или выборной демагогии, как в политике. Это, как правило, специалисты, прошедшие достаточно длительный путь поэтапного продвижения по служебной лестнице. Большинству из них понятно, что ничего не делается на государственном уровне спонтанно, необдуманно. В здравоохранении особенно. К тому же представители министра здравоохранения тоже не планируют “брать с места в карьер” и что-то ломать в сложившейся и устоявшейся системе. Ошибки, естественно, будут замечать и исправлять вместе с руководителями здравоохранения регионов. Большинство из них способно работать бесконфликтно.
– Если отбросить дипломатию, мы возвращаемся к жестко централизованной системе управления здравоохранением?
– Нет, но ситуация требует в новом веке новых подходов. Прошедшее десятилетие нас многому научило, развеяло многие иллюзии. Мы уже в принципе никогда не сможем вернуться к существовавшей много десятилетий системе здравоохранения, поскольку вектор экономического развития страны стал иным. Наряду с государственной собственностью появились частная и муниципальная. Здравоохранение реально финансируется не только из бюджета, но и из других источников, а часть медицинских услуг оплачивается самим населением. Из федерального бюджета финансируются только общегосударственные программы, а основная доля средств сконцентрирована в самих регионах. Стоит, видимо, вспомнить, что хозяин тот, кто платит деньги. Как в этих условиях можно представить откат к прежней, советской, системе управления здравоохранением? Но многие необоснованно забытые принципы той системы нам придется вспомнить и аккуратно вмонтировать в новую систему.
– По многим признакам ситуация в стране весьма напоминает НЭП начала века. Точно такие же вакханалия, бандитизм, наркомания, проституция, беспризорники, рост заболеваемости сифилисом и малообразованные богатые лавочники… Как вы думаете, у обогатившихся врачей экспроприации будут?
– Скорее всего, такого не произойдет. Память еще хранит результаты тех экспроприаций, которые ничего хорошего не принесли экспроприаторам. Страна в целом жить лучше не стала. Но какое это отношение имеет к обсуждаемой нами теме? Мы же говорим о роли представителей министра здравоохранения в регионах.
– Видимо, такие же представители будут назначены по другим ведомствам – МВД, ФСБ, Минобороны, Минэкономики, Минфина, Минтруда и прочим. Все вместе они образуют как бы маленькое федеральное “правительство на выезде”. К чему это? Для того, чтобы в нужный час обеспечить прямое федеральное правление в регионе?
– Я понимаю, Георгий Алексеевич, что вы намеренно обостряете постановку вопроса. Мне неизвестно, будут ли представители всех других министров в регионах или только в части из них, но совершенно понятно, почему процесс начался с Минздрава. Вчитайтесь внимательно в Послание президента страны В. В. Путина Федеральному Собранию. Там написано, что в ближайшие 15 лет население страны может реально сократиться на 22 миллиона человек, т. е. на одну седьмую (!) часть. Над страной нависла серьезнейшая угроза саморазрушения. Президент выражает большую обеспокоенность. Федеральная власть предпринимает шаги для защиты государства. И одним из первых таких шагов укрепляет управленческую вертикаль в системе жизнеобеспечения – здравоохранении. Не для обеспечения прямого федерального правления и тем более не для диктатуры, как предположили некоторые средства массовой информации. В этих условиях, как мне кажется, нужно поменьше выдумывать мнимые угрозы демократии, а побольше делать конкретных дел. Не думаю, что среди врачей будет много таких, кто воспримет активное выдвижение форпостов Минздрава РФ в регионы как симптом сворачивания реформ. Более того, и почта вашей редакции тому подтверждение: специалисты ждут и требуют соблюдения законности, наведения элементарного порядка, государственного контроля и в использовании отпущенных на здравоохранение средств, и в гарантиях надлежащего качества медицинской помощи, и в обеспечении населения лекарственными препаратами, и в оплате труда медицинских работников.
– Получается, что представители министра здравоохранения будут наделены очень широкими полномочиями (информация, контроль, организационная, консультативная помощь, надзор за соответствием принимаемых региональными властями законов и подзаконных актов федеральному законодательству. Но в какой мере они будут правомочны оказывать влияние на кадровую политику во вверенных им регионах?
– Это одна из важнейших задач, которые перед ними поставлены министром здравоохранения Ю. Л. Шевченко на состоявшихся накануне назначения индивидуальных деловых встречах. В здравоохранении вопросы кадровой политики – важнейшие, фундаментальные вопросы. Ошибки в подборе, оценке деловых качеств руководителей здравоохранения по своим последствиям приносят не только большой материальный ущерб, но и имеют еще одно измерение – человеческое. За них очень часто общество расплачивается человеческими жизнями. Не секрет, что во многих областях и районах за последнее десятилетие нарушились принципы подбора и расстановки управленческих кадров. Далеко не все губернаторы согласовывали с Минздравом РФ кандидатуры назначаемых на ключевые посты специалистов. Чего греха таить, есть и родственники, и приятели, и удобные во всех отношениях назначенцы, которые не имеют необходимой поддержки медицинских работников, не пользуются авторитетом, не могут управлять так, как это требуется в современных условиях. Придется представителям министра здравоохранения убеждать региональные власти в необходимости проведения кадровых перемещений. Без этого не обойдется. Когда мы говорим о реформах, то имеем в виду прежде всего кадры. Но никаких массовых “чисток” не предполагается. Убежден, что представители смогут за достаточно короткое время разобраться с тем, насколько кадровый потенциал руководящего звена здравоохранения в регионе соответствует тем задачам, которые жизнь выдвинула перед здравоохранением. Это как раз то звено, где не нужно дополнительных средств для повышения эффективности работы. И очень важно наладить учебу руководящих кадров, аттестацию и сертификацию.
– Насколько я помню, раньше Минздрав союзный и Минздравы республик держали под особым контролем кафедры организации здравоохранения вузов, на которых осуществлялась подготовка управленческих кадров. Сейчас, как заведующий такой кафедрой, могу судить о том, что для Минздрава эти кафедры стали, как бы это поделикатнее выразиться, гораздо менее важными, чем кафедры анатомии. Оснащение кафедр не самое лучшее, штатов недостаточно, заведующих не приглашают в Минздрав даже на заседания коллегии. Как вы будете улучшать качество подготовки управленческих кадров?
– Очень важный затронут вопрос. Действительно, кафедрам общественного здоровья и здравоохранения ни в ведущих вузах страны, ни в регионах на протяжении многих лет не уделялось должного внимания. Без их участия проблемы подготовки, усовершенствования, аттестации и сертификации управленческих кадров не решить. В ближайшее время мы предполагаем провести проверку того, как выполняется решение коллегии Минздрава РФ об этих кафедрах, принятое в 1999 году. Когда мы говорим, что из прошлого надо взять лучшее, то это как раз тот самый случай. Безусловно, и Минздрав РФ, и представители министра здравоохранения должны кафедры общественного здоровья и здравоохранения вновь взять под особый контроль, вернуть им статус кафедр стратегического значения. В регионах эти кафедры особенно в плачевном состоянии: не имеют ни современных наглядных пособий, ни литературы, ни компьютерной техники, не подключены к Интернету, а современные методы управления преподают только теоретически. Без оснащения этих кафедр, без создания необходимых условий для педагогического процесса нам невозможно будет решить те задачи, которые стоят перед практическим здравоохранением. К тому же органы управления здравоохранением теряют возможность привлечения большого числа докторов и кандидатов наук, работающих на этих кафедрах, к решению проблем здравоохранения. Это большой и важный резерв. Очень хорошо, что мы затронули эту тему в нашей беседе. Надеюсь, что выступление “Врачебной Газеты” не останется без внимания руководителей здравоохранения регионов и ректоров вузов.
– Последний вопрос, Анатолий Иванович. В какую копеечку все же обойдется нововведение?
На самом деле затраты будут невелики. Это в основном командировочные расходы. Вашей газете мы непременно представим сведения, как только все окончательно организуется. Думаю, что затраты окупятся уже в первый год и дадут многократную прибыль, поскольку мы сейчас теряем из-за нерешенности многих вопросов в десятки раз больше средств, чем потребуется на организацию работы представителей министра здравоохранения. К тому же их только семь. Число-то счастливое…
Посмотрите также:
Выбор полиса ОМС серьезное дело Наверное, многие из вас уже ни раз слышали ... |
Гигиена постельного белья Качество сна, его восстанавливающая сила зависит от того, на чем, в чем спит человек. Для... |
Как в сорок пять выглядеть на тридцать? После 30 лет каждая женщина, желающая как можно дольше сохранить свою привлекательность,... |
Боремся с кариесом в домашних условиях Лечение кариеса предусматривает довольно длительные процедуры. Но заниматься профилактикой... |
Как избежать проблем со слухом? Каждый день мы наслаждаемся окружающим миром: слушаем музыку, радуемся пению птиц, шуму дождя,... |