Налог есть, возможности покупать лекарства – нет
> Официальный отдел > Правовое образование > Налог есть, возможности покупать лекарства – нет
Начало нынешнего года совпало с изменением налоговой системы. В результате чего была введена 10% ставка налога на добавленную стоимость на все лекарственные средства, включая важнейшие и жизненно необходимые. Раньше лекарства, зарегистрированные Министерством здравоохранения РФ, таким налогом не облагались.
Чтобы проанализировать ситуацию, сложившуюся на фармацевтическом рынке России после нововведения, Комитет Государственной Думы РФ по охране здоровья и спорту провел парламентские слушания. Дело в том, что вопрос о НДС на лекарства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику обсуждался в парламенте не раз, и всегда Комитет выступал против налога, считая, что стоимость медикаментов возрастет, и большинство населения не сможет их покупать. Предлагали и свой законопроект, однако его не поддержали ни правительство, ни Госдума.
Что же произошло за пять месяцев? Как и предупреждали члены Комитета, “изменение порядка налогообложения повлекло за собой серьезные социально-экономические последствия”, – говорит председатель Комитета Госдумы по охране здоровья и спорту Н. Ф. Герасименко.
Введение НДС привело к резкому повышению цен на лекарства во всех регионах России, несмотря на заверения правительства, что рост цен не превысит 4–6%. Оперативный анализ, проведенный Минздравом в 49 субъектах РФ, показал, что фармацевтический рынок мгновенно отреагировал на новый налог. Уже в январе 2002 года розничные цены в среднем по стране повысились на 12,1%, оптовые – на 11,5%. Причем в ряде регионов в розничной продаже они возросли до 30–40 % (Сахалинская область), а в оптовой – до 20–35% (Читинская область). Подорожание и дальше продолжалось.
Готовясь к парламентским слушаниям, Комитет направил в субъекты Федерации анкету. Объективные ответы на вопросы позволили нам определить: каков ассортимент лекарств в аптеках, есть ли проблемы с деньгами у больниц и поликлиник для закупки медикаментов и обеспечения лекарствами льготных категорий граждан, как растут цены в дистрибьюторской и аптечной сети. Появилась также возможность оценить социально-экономические последствия, к которым может привести НДС в дальнейшем, а также наметить меры для нормализации цен на медикаменты, чтобы обеспечить их доступность.
На вопросы ответили 62 региона. Ассортимент лекарств в аптеках кардинально не изменился, однако наметились тенденции: снизился спрос на дорогие лекарства (в ряде регионов их стали закупать только по заявкам от населения), сократились закупки оригинальных импортных препаратов, зато больше стало дешевых аналогов, в т. ч. отечественных, ниже стали закупки парафармацевтической продукции. Меньше лекарств теперь покупают медицинские учреждения и граждане России.
Все респонденты констатировали, что НДС приведет к дальнейшему увеличению расходов из бюджетов всех уровней на обеспечение лекарствами населения и лечебных учреждений. Неизбежно, но на рынке возрастет доля фальсифицированных лекарств, появится дефицит препаратов по ряду фармакологических групп. Разбалансируется также спрос и предложения на эффективные и безопасные средства.
Кроме того, все респонденты сообщили о существенном снижении денег в бюджетах субъектов РФ на приобретение медикаментов для поликлиник и больниц. Так, например, потребность в финансах на эти цели удовлетворена в Ульяновской области на 40%, Республике Марий Эл на 51%, в Омской области на 61%, Республике Бурятия на 55%.
Анализируем дальше. В среднем, по стране цены повысились у дистрибьюторов на 5–10%, в аптеках на 10–15%. Из Новосибирской, Свердловской, Калининградской, Липецкой и Пермской областей, Республик Дагестан, Марий Эл, Адыгеи и Краснодарского края сообщили об одинаковом повышении цен на медикаменты в дистрибьюторской и аптечной сети на 10–15%. В некоторых территориях рост оптовых цен опережал розничные. В Тюменской области стоимость медикаментов в дистрибьюторской сети выросла на 15–20%, в аптечной – 10–15%, в Ульяновской и Камчатских областях соответственно на 10–15% и 5–10 %, в Нижегородской области на 10% и 9 %.
Равный или опережающий рост оптовых цен применительно к розничным свидетельствует о снижение торговых надбавок в розничном звене, что вызвано, по-видимому, серьезной конкуренцией на рынке сбыта из-за невысокого спроса. По данным администрации Нижегородской области, на местном фармацевтическом рынке уровень оптовых цен ниже уровня цен изготовителей и цен, зарегистрированных в Государственном реестре, в среднем на 25%. Это, несмотря на оптовые надбавки, создает предпосылки для разрушения отечественной промышленности. Везде в России значительно ухудшилось обеспечение лекарствами льготников.
По мнению субъектов РФ, чтобы стабилизировать цены на лекарства и обеспечить их доступность, правительству нужно в корне пересмотреть политику регулирования цен на медикаменты, отменить налог на добавленную стоимость на лекарства и государственную регистрацию цен.
От повышения цен, прежде всего, пострадало население. Многие столкнулись с проблемой – лечиться подорожавшими лекарствами или обходиться без них. Действительно, цены на оригинальные и наиболее действенные препараты настолько высоки, что стали недоступны широким слоям населения.
Деньги, полученные в результате введения НДС, полностью зачисляются в федеральный бюджет, а расходы на бесплатный и льготный отпуск медикаментов несут в основном региональные и муниципальные бюджеты. Высокие цены увеличили потребность в бюджетных средствах для бесплатного льготного отпуска медикаментов, а бюджеты всех уровней и без того испытывали острый их недостаток.
В итоге введение НДС на лекарственные средства привело к тому, что:
– производители, оптовики и аптеки потеряли часть оборотных средств, что способствует их разорению, ведет российский фармацевтический рынок к дестабилизации. Возникает перспектива сокращения числа государственных аптек, несущих основную социальную нагрузку;
– сократился спрос на лекарства, хотя учитывая состояние здоровья нации, потребность в них возросла;
– снизился объем производства медикаментов. По данным Госкомстата в химико-фармацевтической промышленности выпуск продукции в апреле 2002 года, по сравнению с тем же периодом 2001 года, составил 91,5%, в январе-апреле 2002 года – 82,0%. С начала года уменьшился выпуск препаратов большинства фармакотерапевтических групп. В их числе – психоневрологические, противотуберкулезные лекарства, витамины, препараты для наркоза и местной анестезии, а также сердечно-сосудистые, онкологические, глазные, эндокринные, гинекологические, антибиотики (в упаковках), кровезаменители и другие плазмозамещающие средства, противоастматические и антигистаминные препараты (в ампулах).
Кроме того, специалисты считают, что введение НДС ограничило выбор врача в назначении препаратов пациентам. Потребители лекарств вынуждены склоняться к приобретению более дешевых и соответственно менее эффективных лекарств.
Недостаток средств в бюджетах субъектов Федерации и муниципальных образованиях не позволяет найти дополнительные деньги для снабжения лекарствами стационаров и льготников. Сложившаяся в клиниках практика принимать больных только с лекарствами грозит стать нормой. По сведениям Комитета здравоохранения Москвы, 30 % пациентов, находящихся в больницах, лечатся своими лекарствами.
Эксперты прогнозируют дальнейшее повышение цен в связи с завозом из-за рубежа субстанций уже с учетом НДС, повышением тарифов на грузовые перевозки, ростом цен на электроэнергию, увеличением затрат на переход к новой международной финансовой отчетности. Ожидается бурный рост “теневого рынка”, сокращение оптовых фирм примерно в 10 раз, а из каждых пяти аптек может уцелеть одна. Но больше всего, конечно, пострадают люди.
Сфера производства и обращения лекарственных средств и медицинских изделий является одним из элементов, обеспечивающих национальную безопасность страны. Доля лекарств российского производства в стоимостном выражении сейчас не превышает 40% и имеет тенденцию к снижению. По мнению специалистов, для обеспечения национальной независимости удельный вес лекарств отечественного производства должен быть не менее 70%.
На заре рыночных отношений правительство приняло принципиальные решения по государственной поддержке отечественной медицинской промышленности и насыщению рынка современными лекарствами. От уплаты НДС освобождались все лекарства и изделия медицинского назначения как производимые на территории России, так и ввозимые из-за рубежа. Сегодня, несмотря на изобилие лекарств, они остаются недоступными для большинства российских граждан из-за высокой стоимости. Введение НДС на лекарственные средства ведет к еще большему снижению удовлетворения физиологической потребности в них и, как следствие, ухудшению здоровья населения.
Положение еще более усугубляется в связи с введением единого налога на прибыль в размере 24% и снятия льгот по этому налогу из средств, направляемых на реконструкцию и техническое перевооружение. При этом могут исчезнуть собственные финансовые источники предприятий, необходимые для реконструкции в соответствии с требованиями GMP, что потребует от 2,5 до 4,6 млрд долларов США. Учитывая, что основными источниками инвестирования медицинской промышленности являются собственные средства предприятий (92%), вызывает сомнение выполнение программ по реконструкции предприятий отрасли в соответствии с требованиями GMP и ISO-9000.
Обсуждение столь наболевшего вопроса открыл заместитель председателя Комитета по охране здоровья и спорту, академик РАМН С. И. Колесников.
– Полтора года мы убеждали правительство и чиновников в том, что нельзя на медикаменты вводить 10% налог на добавленную стоимость. И в итоге оказались правы. Цены взлетели вверх, денег не хватает ни на производство лекарств, ни на покупку их в аптеках. Кроме того, это привело к еще большей диспропорции в распределении средств между регионами и центром. Ведь потребителями лекарств является не федеральный бюджет, а население. В структуре затрат у людей, особенно пожилых, расходы на лекарства достигают иногда 50%. И та депутатская гордость за то, что удалось поднять жизненный уровень населения на 12%, одним ударом сведена к нулю. Мы, депутаты из регионов, ощущаем это особо. Встречаясь с избирателями, порой затрудняешься с ответом на вопрос: почему это происходит? Деньги, полученные от НДС, забирает не муниципальный бюджет, чтобы компенсировать затраты, а федеральный. Чиновники их перераспределяют, большая часть, конечно, идет в центр. К чему это приводит? Недостаток средств не позволяет большинству муниципальных больниц даже на 70% покрыть потребность в жизненно важных препаратах. Под угрозой выполнение федеральных законов о льготности и программы помощи инвалидам, детям-сиротам, ветеранам и других. Об этом мы тоже предупреждали Правительство и Комитет Госдумы по бюджету.
Приходилось слышать от некоторых, что НДС это хорошо, наша промышленность от него только выиграла. Но, мы забыли о том, что ввели еще и таможенные пошлины. И, наконец, нанесен еще один удар по отечественной промышленности – отменены льготы на прибыль. По экспертным оценкам производительность предприятий за I квартал 2002 года снизилась от 10% до 18%. Сведены на нет усилия депутатов, которые несколько лет, с таким трудом, добивались льгот для фармацевтической промышленности. Снизилась, естественно, и инвестиционная привлекательность. Вкладывать деньги в разоряющееся производство не будет никто. Таким образом, мы дали преференцию иностранным производителям, а не своим.
Есть ли выход из создавшегося положения? Конечно. Считаю, что нужно ввести дифференцированные надбавки на лекарства. Сейчас они есть в 35 субъектах Федерации. Это предельная надбавка на стоимость лекарств по прогрессивной шкале, которая устанавливается в зависимости от реализуемой цены. Такой подход заставит продавцов регулировать цены и не завышать их. Налог на лекарства должен быть пропорциональным и, используя зарубежный опыт, можно снизить или вообще отложить НДС до тех пор, пока у предприятий не появятся оборотные средства.
Когда мы выступали против введения НДС и отмены льгот на прибыль, то столкнулись с еще одним парадоксом. Население безмолвствует. Удивительно! Хотя все налоги бьют тяжким бременем прямо по людям. Лоббирования, как это было с кодексом по труду, другими, менее важными на наш взгляд законами, со стороны общественности, медицинских учреждений не было. Фактически против налогов боролась узкая группа людей. И еще, заниматься налогообложением жизненно важной продукции должны, все-таки, специальные органы.
Начальник управления организации фармацевтической деятельности, обеспечения лекарствами и медицинскими изделиями Минздрава РФ Н. И. Подгорбунских отметила, что введение НДС и отмена льгот вызвала недовольство руководителей предприятий, что и спровоцировало повышение цен на лекарства. Кстати, длительное льготное налогообложение не привело к развитию отечественной промышленности, что говорит о неэффективной экономической политике руководителей ряда предприятий. В то же время известно, что рентабельность на фармацевтическом рынке выше, чем в других областях. Так что введение НДС, на наш взгляд, не должно оказать серьезного дестабилизирующего влияния на фармрынок и формирование ценовой политики.
Минздрав провел оперативный анализ информации о фактических средних ценах на жизненно необходимые и важнейшие лекарства в субъектах Федерации за I квартал 2002 года. Оптовые цены изменились на 113%, розничные на 112,2 %. Пик роста цен отмечен в январе, а самый низкий в марте. Более всего оптовые цены выросли в Центральной части России и Восточной Сибири, а розничные – в Центральной части и на севере страны. Замечено, что темпы роста цен зависят от страны производителя. Так, в январе 2002 года больше всего выросли цены на отечественные препараты, а к концу квартала – на импортные. По мнению Минздрава, разница в уровне роста цен по федеральным округам, субъектам РФ и внутри федеральных округов зависит от уровня действующих торговых надбавок, единый подход к формированию которых отсутствует. Мы считаем, что это проблема. Ведь размеры оптовых и розничных торговых надбавок на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, установленные в России, очень отличаются. Например, при средних по стране значениях придельных оптовых надбавок 20%, их максимальный уровень зафиксирован в Магаданской области – 45%, Амурской области и Республике Коми – 40%. Минимальный в размере 10% в Брянской, Курганской, Ростовской и Курской областях. Максимальный уровень придельной розничной надбавки был в Республике Карелия и Чукотском автономном округе – 80%, в Республике Бурятия – 70%, минимальный – в Курской области и Республике Калмыкия – 20%.
Для стабилизации рынка и предотвращения спекулятивного роста цен, Минздрав, в рамках полномочий, направил органам исполнительной власти в регионах письмо. В нем говорится о необходимости соблюдать требования правительства о государственном регулировании цен на лекарства. Предлагается поквартально и каждый месяц проводить мониторинг цен в регионах. Проанализировав результаты, Минздрав обратился к главам исполнительной власти тех регионов, в которых выявлен самый большой подъем розничных цен, с просьбой проверить нарушителей ценовой дисциплины и принять к ним меры.
Правительство в 2001 году приняло Постановление “О государственном регулировании цен на лекарственные средства”. Оно предусматривает регистрацию придельных цен производителя по перечню, утвержденному правительством. Производители не могут продавать продукцию по суммам, превышающим зарегистрированные. Органы исполнительной власти устанавливают уровень предельно допустимых торговых надбавок, которые не могут превышать установленные размеры. Минздрав считает, что министерства – финансов, по налогам и сборам, экономического развития, должны разработать единый порядок начисления НДС на лекарства по всей производящей цепочке. Нужно внести дополнение в постановление правительства об обязательном представлении копии свидетельства государственной регистрации цены при ввозе в Россию субстанций.
В заключение парламентских слушаний, Николай Герасименко еще раз подчеркнул, что сбылись самые плохие прогнозы экспертов. Правительство не хочет даже проанализировать зарубежный опыт. А напрасно. Нигде в мире нет ставки налога выше 6%. В самых богатых странах либо нулевая ставка, либо 2-3. Армения, например, уже отменила НДС. Введение налога делает нас неконкурентоспособными, по сравнению с другими странами СНГ, куда поставляют наши лекарства. Этот опыт уже есть. Мы предлагаем лекарства, как наиболее важный для государства и населения продукт, не облагать НДС.
Участники парламентских слушаний рекомендуют:
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ввести в практику работы обязательную оценку рассматриваемых законопроектов с позиции возможных отрицательных социальных последствий.
Комитету Государственной Думы по охране здоровья и спорту разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона, направленный на отмену 10% налога на добавленную стоимость на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику.
Правительству Российской Федерации:
1. По итогам I полугодия 2002 года проанализировать результаты введения налога на добавленную стоимость на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику и представить на рассмотрение в Государственную Думу доклад о состоянии лекарственного обеспечения, динамике цен на медицинские товары, социальных последствиях введения НДС на указанную продукцию.
2. Поручить соответствующим министерствам и ведомствам:
– разработать меры по усилению государственного контроля за формированием цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
– рассмотреть вопрос установления дифференцированных торговых надбавок в обратно пропорциональной зависимости от стоимости препарата;
– провести анализ результатов применения НДС на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику с точки зрения поступления доходов в федеральный бюджет, а также увеличения расходов бюджетов всех уровней на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1. Проанализировать и дать обоснованную оценку ситуации, сложившейся в регионах в связи с введением НДС на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медтехнику, а также разработать предложения по ее изменению.
2. Усилить в регионах контроль за формированием цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. 16.12.2012
Посмотрите также:
Лечится ли туберкулез? Туберкулез достаточно успешно лечится, но только в том случае, если он выявлен на ранней... |
Кожа лица и забота о ней Мир женщин полон всевозможных средств и препаратов, позволяющих поддерживать кожу лица и... |
Чем полезен массаж? Массаж представляет собой универсальный метод воздействия на человека, который быстро и... |
Причины и способы лечения косоглазия Косоглазием или стробизмом называют состояние глаз человека, при котором их фокусировка в... |
Корь – острое инфекционное заболевание Корью называют острое инфекционное заболевание, чаще всего поражающее детей. Она сопровождается... |