Социальное положение работников здравоохранения В Российской Федерации
> Официальный отдел > Реформа здравоохранения > Социальное положение работников здравоохранения В Российской Федерации
ТЕКУЩИЙ НОМЕР
№2 (29) февраль 2002 г.
Уважаемые коллеги!
Наши Пироговские съезды давно уже вышли за рамки дискуссионного клуба, в котором врачи обсуждают свои узкопрофессиональные проблемы. Пироговские съезды превратились в трибуну, с которой медицинская общественность страны обращается к российским властям с настоятельным и аргументированным требованием повернуться, наконец, лицом к нуждам и бедам нашего здравоохранения. Общая ситуация в нашей отрасли, положение дел в организации медицинской помощи населению, перспективное реформирование здравоохранения – все это действительно важнейшие проблемы. Эти проблемы столь остро поднимаются делегатами и столь оживленно обсуждаются на нашем съезде еще и потому, что они волнуют все население страны и никого не могут оставить равнодушными. Ведь речь идет об одном из самых основополагающих, базовых, фундаментальных прав человека – о праве на бесплатную медицинскую помощь, о праве, зафиксированном в Конституции нашего государства.
Позвольте мне, уважаемые делегаты, ко всей этой проблематике подойти с позиций профсоюза работников здравоохранения. Наш профсоюз объединяет всех тех, кто призван оказывать населению всестороннюю квалифицированную, надежную медицинскую помощь. Но во что превратилось положение самих медицинских работников, некогда элиты нашего общества? Более 70% тружеников нашей отрасли – это люди со средним и высшим специальным образованием, это десятки тысяч врачей высшей категории, это специалисты, регулярно проходящие аттестацию и непрерывно повышающие свою квалификацию в течение всей трудовой жизни. А что получают они от государства за свой труд? Мизерное содержание, нищенское вознаграждение. Правда, в апреле прошлого года и в январе нынешнего года уровень оплаты труда в нашей отрасли дважды повысился, в каждом случае на 20%. Однако исходный рубеж, из которого исчислялись эти прибавки, был настолько низок, что и сегодня среднемесячная зарплата медиков значительно отстает даже от величины прожиточного минимума. Назовите еще какую-нибудь цивилизованную страну мира, где оплата директора или главного врача клиники была бы установлена властями на уровне ниже прожиточного минимума? То есть практически это уровень только физиологического выживания.
Вот почему главное требование, которое выдвигает профсоюз работников здравоохранения, – существенно повысить оплату труда работников нашей отрасли. Это требование поддерживает вся медицинская общественность страны, что вполне понятно. Но это полностью поддерживает и высший менеджмент нашей отрасли. Возьмем хотя бы тот план мероприятий, который Минздрав России принял по выполнению требований общероссийской конференции нашего профсоюза, состоявшегося в декабре прошлого года.
Надо сказать, что вчера, когда обсуждался проект бюджета, Правительство само уже предложило с января 2002 года увеличить первый разряд тарифной сетки и довести его до 450 рублей. Вместе с тем, и Государственная Дума, с которой также очень плотно работает и Министерство здравоохранения, и ассоциация и наш профсоюз, 6 числа приняла в первом чтении проект Закона о поэтапном повышении минимальной заработной платы и ставки первого тарифного разряда. Надо сказать, что они пошли еще дальше. Они поставили вопрос так: довести минимальный размер заработной платы первого тарифного разряда в 2002 году – до 60% прожиточного минимума (порядка 1500 рублей) и в 200З году минимальная зарплата и тарифная ставка первого разряда будет составлять 100% прожиточного минимума. Необходимость существенного кардинального подхода государства к оплате труда в нашей сфере осознают и руководители регионов. В своем обращении к Президенту В. В. Путину руководители 15 субъектов России, входящих в Центральный федеральный округ, призывают, я цитирую: “Вмешаться в ситуацию и принять кардинальные меры к тому, чтобы вывести из числа малообеспеченных тех работников, которые занимаются социальным обслуживанием. В этих целях размеры должностных окладов работников здравоохранения, образования и культуры следует повысить в кратчайшие сроки и в максимальных размерах”.
Согласитесь, уважаемые делегаты, что услышать такие слова из уст региональных руководителей само по себе и приятно, и удивительно, и симптоматично. Значит, понимают, что так дальше обращаться с врачами, учителями, работниками культуры уже нельзя.
Впрочем, нынешнее конституционное и бюджетное устройство России таковы, что все вопросы организации деятельности учреждений практического здравоохранения и, в первую очередь, финансирование, оплата труда, решение социальных проблем медиков – все это входит в компетенцию местных органов управления регионов. И там, где территориальные органы управления здравоохранения занимают активную позицию, где они сверяют свои действия с требованием региональных комитетов нашего профсоюза и медицинской общественности, там удается добиться подвижек в решении вопросов, которые поднимает администрация республик, краев и областей. Ведь факт, что в половине субъектов РФ органы власти приняли свои региональные решения о введении разного рода доплат, надбавок и повышение оплаты труда как в системе здравоохранения в целом, так и отдельным категориям работников. Значит, нашлись необходимые средства, нашлись, несмотря на вечную нехватку денег на “социалку” в бюджетах территорий. Впрочем, можно привести и другие примеры, прямо противоположного характера, когда своевременно не вводились новые условия оплаты труда, предусмотренные федеральными нормативными актами. По отдельным регионам для этого потребовалось даже вмешательство Верховного суда Российской Федерации. А в Бурятии до настоящего времени не решена правовая проблема. Одно решение президента республики отменено, а другое не принято. И в итоге отсутствует сама основа для погашения сложившейся задолженности по федеральным нормам.
Не равнозначна ситуация в регионах и в плане обеспечения своевременности выплаты заработной платы. Хотя этого рода задолженность вроде не так пугает своими размерами, но настораживает сам факт сохранения в течение многих лет этого позорного явления. Очевидно, за эти годы властям так и не удалось проанализировать его причины, а потому и не разработаны реальные механизмы, позволяющие ликвидировать данную проблему.
Мы говорим, что ситуация приходит в норму, но для ряда людей это остается трагедией до сих пор. И вот вчера к нам пришла телеграмма, в которой говорится, что, к сожалению, в Архангельской области 5 человек начали голодовку. Голодовку потому, что они свыше четырех месяцев не получают заработную плату. До чего надо довести медицинского работника, чтобы он пошел на самую крайнюю меру своего протеста.
Еще один аспект заработной платы: так называемая вторичная занятость. Среди медицинских работников много женщин, которые вместо воспитания детей вынуждены браться за дополнительные виды работ. На тех же ночных дежурствах, чтобы элементарно прокормить семью. В итоге из оплат всех этих дополнительных работ складывается тот размер средне–месячной заработной платы, который нам показывает Госкомстат – 1650 рублей. Однако такая вынужденная интенсификация труда не может считаться нормальным явлением. Есть такой термин в технике “усталость металла”. Применительно к совместительству в здравоохранении, сегодня можно констатировать, что накапливается усталость медицинских работников. Объясняется эта усталость не только нищенской зарплатой и неудовлетворительным социальным статусом, но и невозможностью обеспечить медикам хотя бы элементарные условия труда. В сегодняшней экономической неразберихе и нестабильности финансирования труженики нашей отрасли готовы работать фактически в любых условиях, лишь бы иметь надежду на получение заработной платы и из-за боязни потерять свое рабочее место. А это, в свою очередь, позволяет некоторым руководителям учреждений здравоохранения на фоне общего финансового дефицита практически не заниматься ни вопросами охраны труда, ни обеспечением техники безопасности. По сведениям Минздрава, который проводит постоянный анализ, в настоящее время больше половины учреждений здравоохранения не имеют необходимых условий труда для персонала. Износ основных производственных фондов достигает в отрасли 80% и более. Только в 2000 году техническими инспекторами труда профсоюза были предъявлены требования и приостановлена работа более З0 единиц оборудования и транспортных средств. Буквально пару недель назад по ОРТ был показан телесюжет из одной районной больницы Саратовской области, где в хирургическом отделении оборудование не менялось с 60-х годов, а само помещение больницы, отметившей свой 100-летний юбилей, требует капитального ремонта. Приходится только удивляться долготерпению врачей и медсестер, которые вынуждены выращивать на своих подсобных участках картошку и лук, чтобы прокормить… пациентов.
Все это в сочетании с полным отсутствием средств на проведение мероприятий по охране труда, на создание безопасных условий труда, обусловило рост профессиональной заболеваемости медицинских работников и производственного травматизма со смертельными исходами. В 2000 году, по данным инспекции труда, погибло 85 наших коллег. Усугубляются трудности в обеспечении работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты.
Учитывая, что в нынешних условиях работа медицинского и другого персонала в лечебных учреждениях не гарантирует их безопасность и сохранение собственного здоровья, работники учреждений здравоохранения должны быть застрахованы. Это еще предусмотрено и основами законодательства о здравоохранении. Тем более настоятельная потребность этого диктуется высокой заболеваемостью в целом по стране ВИЧ-инфекцией, СПИДом, туберкулезом.
Необходимость страховать свой персонал от несчастных случаев на производстве, казалось бы, является одной из основных обязанностей работодателя. Однако механизма страхования, а главное источника финансирования до сих пор не определено. К сожалению, так и не нашла распространение практика аттестации рабочих мест, сертификации учреждений здравоохранения на соответствие требованиям по охране труда.
Из-за крайне недостаточного финансирования в большинстве регионов остались в прошлом льготы по коммунальным услугам, оплате электроэнергии, проезду на транспорте, равно как и перспектива получить квартиру, хотя формально все эти льготы никем не отменялись. Если учесть, что стоимость проездного билета – это половина месячной зарплаты медицинской сестры, а рост стоимости содержания жилья самими квартиросъемщиками официально признан в качестве основополагающего фактора реформы жилищно-коммунального сектора, как выжить нормальной семье медика в этих условиях?
Серьезной проблемой, требующей разрешения на федеральном уровне, является и пенсионное обеспечение наших работников. Так, в ряде регионов только в судебном порядке решается вопрос о назначении пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников. Не решен вопрос об изменении порядка исчисления пенсий работающим пенсионерам наравне с неработающими. Николай Федорович Герасименко говорил, что принят закон и отдан на подпись Президенту, но я могу сказать, что вчера поступило сообщение, что Президент отклонил этот закон. Вчера состоялось совещание и в Думе, которая, видимо, будет преодолевать вето Президента.
Предложения по всем пенсионным вопросам неоднократно направлялись нами в правительство, но положительного решения пока не найдено. И нет никаких признаков того, что голос медицинской общественности власти захотят услышать.
Сейчас много говорят о пенсионной реформе, в том числе и о различных накопительных схемах. Имеется в виду, что не только сам работник, но и работодатель будут отчислять определенные проценты с заработков в счет будущей профессиональной пенсии. Только вопрос, а как же будет формироваться эта часть будущей пенсии врача, если работодатель в лице государства уже сегодня не в состоянии установить врачу достойную зарплату, своевременно ее выплачивать, да еще и финансировать меры по охране труда, технике безопасности и т. д.
Уважаемые коллеги!
Не могу не остановиться еще на одном вопросе, который в этом зале широко обсуждался и который, по сути, может стать определяющим в дальнейшей судьбе как отрасли в целом, так и ее работников. Это перспектива медико-социального страхования. Профсоюзы вовсе не консерваторы, не ретрограды, мы готовы поддерживать все новое, что будет способствовать улучшению охраны здоровья населения, но мы против непродуманных шагов, рискованных экспериментов, особенно в сфере, которая напрямую влияет на здоровье нации. К сожалению, пакет документов, подготовленных правительством и рассматриваемых в настоящее время, требует не просто серьезной и принципиальной доработки, но, скорее всего, основательной переработки.
Не буду отвлекать уважаемое собрание перечислением конкретных недостатков предлагаемого варианта. Мы отправили по нему свои предложения. Однако приведу лишь одно соображение. По затеваемой реформе медико-социального страхования может сложиться такая ситуация, когда врачи вынуждены будут ограничивать выдачу листов временной нетрудоспособности. И все это во имя экономии денежных средств единого медико-социального фонда.
Вы представляете, уважаемые коллеги, какую ловушку подготовили для медицинских работников? Как должен поступить врач: амбулаторно лечить больного, освободив его на неделю от работы, или просто выписать рецепт на лекарство и отправить его к станку? Это большая проблема, и таких проблем в этом проекте закона очень много.
С учетом изменяющихся условий, требует соответствующей доработки и проект Закона о здравоохранении, который должен предусмотреть не только гражданско-правовые основы деятельности учреждений нашей отрасли и изменение основ финансирования, но и вопросы гарантий, льгот и социального статуса специалистов нашей отрасли. Это те вопросы, которые ставит сегодня наш съезд.
Определяющим в судьбе каждого работника, в первую очередь, в бюджетной сфере, может стать новый трудовой кодекс. Мы категорически не согласились с вариантами проектов, которые вносило Правительство РФ, когда они не только не решали ни одну из трудовых проблем современного периода, но и в значительной степени их усугубляли, ущемляя ранее установленные права трудового человека.
С целью и позицией профсоюзов, поддержанных трудовыми коллективами как бюджетного отраслей, так и реального сектора экономики, Правительство вынуждено было согласиться. Созданы рабочие группы с участием депутатов обеих палат Федерального Собрания и всех заинтересованных сторон, которые в настоящее время отрабатывают варианты статей кодекса. То есть фактически пишется новый вариант кодекса. И, конечно, обсуждение и согласование идет с большим трудом.
Уважаемые коллеги!
Мы твердо убеждены, что убедить власть предержащих взяться по-настоящему за решение всех этих проблем может принципиальное изменение общественного самосознания, и, в первую очередь, позиция медицинской общественности. Именно поэтому наш Пироговский съезд в своих итоговых документах должен принципиально заявить, что обречены на провал попытки реформирования отрасли, все меры по обеспечению деятельности общественного здравоохранения и реализации конституционных прав граждан на бесплатную медицинскую помощь до тех пор, пока не будут защищены профессиональные, правовые, социально-экономические интересы медицинских работников, пока они не займут в обществе достойное своей социальной значимости и своей деятельности место.
Благодарю за внимание.
М. М. КУЗЬМЕНКО – председатель ЦК профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, профессор
16.12.2012Посмотрите также:
Хроническая венозная недостаточность Хроническая венозная недостаточность - нарушение нормального венозного оттока в ногах.... |
В ожирении «не виноват» сидячий образ жизни Группа учёных из нескольких американских институтов обнаружили, что наши древние предки –... |
Поражение электрическим током Электротравма – это поражение электрическим током. Она происходит при контакте с... |
Санатории Ессентуков для вашего здоровья Каждый человек нуждается в полноценном отдыхе, который поможет восстановить духовные и... |
Развитие пневмонии Пневмония или воспаление легких представляет собой заболевание бактериальной природы,... |