Детское здравоохранение России: стратегия развития IХ съезд педиатров России
> Официальный отдел > Реформа здравоохранения > Детское здравоохранение России: стратегия развития IХ съезд педиатров России
Государственная политика в области охраны здоровья детей
Обсуждение острых проблем охраны здоровья детей на парламентском форуме и на профессиональном съезде педиатров – большое событие для всех медиков, работающих с детьми и для детей. Оно свидетельствует о том, что решать проблемы охраны здоровья детей нужно не только мерами здравоохранения, а в первую очередь – комплексными социально-экономическими и политическими.
Врачи-педиатры рассматривают парламентские слушания как стремление органов власти еще раз подтвердить свою ответственность за судьбы детей России. Эта ответственность должна проявиться не только в признании неудовлетворительных результатов государственной политики в отношении детей за последнее десятилетие, но и в искреннем стремлении безотлагательно принять эффективные меры в интересах детства. До сих пор только благодаря поистине героическим усилиям медиков удается сглаживать патогенное влияние агрессивной социально-экономической ситуации в России на здоровье детей и уменьшить связанные с ней потери. Но нарастающие негативные изменения состояния здоровья детей в России свидетельствуют о том, что почти исчерпаны компенсаторные возможности здравоохранения как системы, противостоящей разрушительным современным неблагоприятным социально-детерминированным факторам.
ВРАЧИ ВИДЯТ СВОЙ ДОЛГ В ТОМ, ЧТОБЫ ПРЕДУПРЕДИТЬ ОБ ЭТОМ ОБЩЕСТВО, а сами между тем по-прежнему все вместе стараются искать выход из положения. Поэтому и IХ съезд педиатров России они посвятили неотложным вопросам стратегии детского здравоохранения, решению актуальных научных и практических задач совершенствования лечебно-профилактической помощи детям. В работе съезда приняли участие более 2000 делегатов из всех регионов страны.
Приветствие в адрес съезда прислал президент России В. ПУТИН. В нем говорится, что в работе столь представительного форума примут участие врачи многих регионов нашей страны, руководители министерств и ведомств, те, от которых зависит решение важнейшей государственной задачи: сохранение здоровья детей, а значит, будущего России, что им предстоит определить приоритеты и направления развития педиатрической науки и практики, выработать комплексные меры совершенствования организации медицинского обслуживания помощи детям. В. Путин выразил уверенность, что встреча станет реальным шагом на пути повышения эффективности деятельности детских лечебно-профилактических учреждений и от всей души пожелал съезду плодотворной работы, а его участникам – успехов и доброго здоровья.
Съезд открыл председатель Исполкома Союза педиатров России, директор Научного центра здоровья детей академик РАМН А. БАРАНОВ.
Эффективность проводимых мер по охране здоровья детей в условиях современной России явно недостаточна, – сказал он. – В последние годы резко возросла роль социально-экономических причин нездоровья детей. Реализация их в жизни имеет негативные демографические и медицинские последствия, в том числе: снижение рождаемости, рост заболеваемости, смертности, инвалидности детей, ухудшение их физического развития. Среди молодежи распространяются дезадаптивные формы поведения. Алкоголизм, наркомания стали педиатрическими проблемами. Сохраняются неблагоприятные тенденции в динамике состояния здоровья школьников. Наиболее высокие показатели заболеваемости детей отмечены в классах с углубленным обучением. Несмотря на затянувшийся социально-экономический и политический кризис в стране, педиатрам пока еще удается не допустить снижение показателей состояния здоровья детей до предельно низкого уровня. В значительной мере это достигается благодаря самоотверженному труду медицинского персонала, работающего с детьми, мобилизации и концентрации ресурсов здравоохранения на наиболее острых педиатрических проблемах. Но возможности здравоохранения как системы, сдерживающей разрушительное воздействие современных патогенных социальных факторов на здоровье детей, небезграничны. Так что на пленарных заседаниях и симпозиумах нам предстоит обменяться опытом практической работы, проанализировать нерешенные проблемы, трудности и их причины.
Съезд российских педиатров – первое в новом столетии широкомасштабное собрание специалистов в области здравоохранения, имеющее не только медицинское, но и огромное общественное значение. Объединение в одном зале парламентариев, политиков, государственных деятелей, ученых-медиков, врачей-педиатров является, пожалуй, беспрецедентным в истории профессиональных медицинских съездов и еще раз подчеркивает, что охрана здоровья детей является важнейшей государственной задачей. Правительство Российской Федерации постоянно предпринимает меры, направленные на улучшение здоровья детского населения. Россия одной из первых стран в мире без всяких оговорок ратифицировала важнейшие международные документы, Конвенцию ООН о правах ребенка и Всемирную декларацию об обеспечении выживания и способов защиты родителей и детей в 90-е годы. Защита детей государством состоит в создании социально-экономических и правовых основ для нормального развития, воспитания, охраны их здоровья и образования. В период с 1993 по 2000 годы расширились средства и способы защиты прав ребенка в связи с принятием Гражданского, Семейного, Уголовного кодексов. Принят ряд поправок к Кодексу о труде в отношении беременных женщин. Это – единовременное пособие при ранней явке в женскую консультацию, до рождения ребенка, более ранний выход в декрет, возможность посещать женскую консультацию при беременности в рабочее время, работа с сохранением среднего заработка. Закон об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний впервые в практике законотворчества закрепил обязательства государства по социальной защите граждан, пострадавших от поствакцинальных осложнений. Принятые в развитие этого закона постановления правительства регулируют порядок выплаты государственных пособий при возникновении таких осложнений. Важную роль в защите здоровья детей выполняет с 1994 года президентская программа “Дети России”. Ее актуальные подпрограммы, в числе которых и охрана здоровья материнства и детства, направленные на решение самых острых проблем детства, способствовали некоторому смягчению неблагоприятного воздействия социальных условий на здоровье детей. Одним из важнейших примеров государственного подхода к защите прав детей на охрану их здоровья и гарантированное лечение является бесплатное обеспечение лекарственными средствами. В настоящее время за счет средств бюджетов разных уровней лекарствами обеспечиваются дети при 20 видах тяжелых заболеваний. Правительство предпринимает также меры по сдерживанию цен на лекарственные препараты. В 2000 году темпы роста цен на медикаменты сложились ниже, чем на потребительские товары и услуги, и по сравнению с 1999 годом замедлились более чем в 2 раза, хотя мы понимаем, что цены на лекарства остаются очень высокими. Правительство постоянно уделяет внимание укреплению материально-технической базы системы охраны материнства и детства. Надо отметить, что лишь за последние годы во многих субъектах Федерации введено в строй более 40 детских учреждений. В настоящее время в стране успешно работают перинатальные центры, центры планирования семьи и репродукции, учреждения реабилитационно-восстановительного направления.
Концентрация государственных средств на решении важнейших медицинских проблем материнства и детства способствовала тому, что к 2001 году впервые за последние 4 года в 3,5 раза снизилась летальность новорожденных детей в акушерских стационарах. Почти вполовину уменьшилась летальность детей до одного года, отмечается тенденция к снижению младенческой смертности. За последние 5 лет на четверть снизилась и материнская смертность. Педиатрическая служба в эти непростые годы доказала свою жизнеспособность, профессионализм, чрезвычайную ответственность, умение справляться с возникшими проблемами. И, пользуясь случаем, уважаемые наши дорогие педиатры, я от всей души сердечно благодарю вас за ваш действительно самоотверженный и бескорыстный труд, за вашу преданность профессии, за любовь к детям. Поблагодарить за все то доброе и хорошее, что вы делаете. Потому что мы понимаем, что в основном благодаря вашим усилиям нам удалось сохранить службу и добиться результатов. Желаю вам доброго здоровья и дальнейших успехов в вашей благородной деятельности!
В условиях наметившихся позитивных сдвигов в российской экономике опыт реформ последних лет обязывает нас всесторонне заняться социальной сферой, внутри которой проблемы детства занимают центральное положение. Отдельные позитивные факты последних лет, о которых я сказала, не могут, конечно, заслонить вала проблем, вызвавших общее снижение здоровья детского населения. По ряду показателей сформировались негативные тенденции. Скажем, в 1999 году по сравнению с 1997 годом произошел рост заболеваемости детей туберкулезом на 21, 8 %, все большую тревогу вызывает заболеваемость детей и подростков СПИДом, инфекциями, передаваемыми половым путем, растет алкоголизация детей, нарастают наркомания, почти на 14,5% и табакокурение. Численность абсолютно здоровых детей в различных регионах не превышает для младших школьников 8–10%, среднего возраста – 6 % и старшего – 3, 5 %. Это очень тревожная цифра. За последние 3 года уровень годности юношей к военной службе снизился еще на 10%. Основными причинами являются болезни нервной системы, опорно-двигательного аппарата, нарушение питания. Необходимо отметить, что правительство предпринимает активные усилия по улучшению здоровья детей, несмотря на ограниченность финансовых ресурсов и те трудности, которые мы переживаем вместе с вами – экономические и социальные.
Мы признаем, что существующее разделение полномочий и ответственности между органами исполнительной власти разных уровней, органами обязательного медицинского страхования нерационально, приводит к неэффективному использованию ресурсов здравоохранения и здесь нужны новые, более совершенные механизмы. В настоящее время правительством принято решение о формировании системы медико-социального страхования, проводится активная работа в этом направлении. Я понимаю, что каждый раз, когда выступает член правительства перед такой аудиторией, он совершенно обоснованно может услышать претензии по уровню материального обеспечения работников здравоохранения, по недопустимо низкой зарплате, и поверьте, уважаемые коллеги, что мы это знаем. Но после кризиса 1998 года, который нанес очень тяжелый ущерб экономике и социальной сфере, главной, первоочередной задачей было рассчитаться с многомиллиардными долгами, которые накопились за это время перед работниками здравоохранения, наладить регулярную выплату. В основном, мы с этой задачей справились, несмотря на то, что есть еще 7 регионов, где задолженность по зарплате составляет более 1 месяца. Мы знаем, что и в других, более благополучных субъектах Федерации есть города, поселки, где зарплата не выплачивается по 2–3 месяца.
Но это была последняя часть той большой проблемы, которую мы решали. Следующим этапом безусловно является повышение зарплаты работникам здравоохранения и, конечно, работникам педиатрической службы. Вы знаете, что в 1999 году мы повысили зарплату на 50 %, в прошлом – на 20 %. С 1 января за счет изменения коэффициентов в Единой тарифной сетке средняя зарплата работников бюджетной сферы увеличилась на 20%, и сегодня, несмотря на тяжелое долговое бремя внешнего долга, правительство в числе приоритетов внесло в Государственную Думу еще одну очередную индексацию в этом году для работников бюджетной сферы, в том числе и для работников здравоохранения. Мы постараемся эту задачу решить. Но, пользуясь случаем, что здесь присутствуют представители регионов, хотелось бы сказать, что повышение зарплаты зависит не только от федерального правительства. 80% из вас получают заработную плату за счет региональных и местных бюджетов. Конечно же, эта проблема должна решаться и на этих уровнях. Так, как это сделали правительства Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, где за счет своих финансовых ресурсов работникам здравоохранения значительно повышена заработная плата. Со стороны правительства мы также будем работать с руководителями регионов в этом направлении.
В области охраны материнства и детства основные усилия должны быть сконцентрированы на совершенствовании первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, развитии служб планирования семьи и безопасного материнства, радикальной перестройке работы учреждений родовспоможения. Особое место в национальной стратегии детского здравоохранения должно быть отведено совершенствованию программ государственных гарантий, обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью в части объемов медицинской помощи, предоставляемой детям. Не должно быть минимальных гарантий при оказании медицинской помощи детям. Это выражение вообще должно быть исключено из нашего лексикона. Нормативы оказания медицинской помощи базового уровня государственных гарантий детям необходимо формировать на основе оптимального обеспечения профилактических, лечебных и восстановительных мероприятий детских лечебно-профилактических учреждений. Естественно, что результативность целевых программ зависит не только от качества, структуры, ясности целей, конкретности задач и путей их реализации, но и адекватного финансирования. Вы, конечно же, информированы, что в 2000 году мы впервые профинансировали программу “Дети России” в полном объеме, который составил 1,5 % млрд рублей. На 2001 год мы предусмотрели увеличение финансирования на эту программу в объеме 2,1% млрд рублей. Я заверяю вас, что эта приоритетная программа будет профинансирована полностью. В свете решения проблем по укреплению здоровья детей с учетом темпов роста заболеваний детского населения, относительно высоких показателей младенческой, детской смертности важнейшей государственной задачей в настоящее время является профилактика, особенно на уровне сети. Только профилактическими мерами, основанными на реализации государственных целевых программ, можно реально воздействовать на предупреждение дальнейшего роста патологии. Именно профилактическая программа должна стать основополагающим сектором развития детского здравоохранения, в котором должны быть объединены задачи законодательного, правового, экономического, социального и медицинского направлений. В ней должны получить развитие идеи тех программ ушедшего десятилетия, реализацию которых нужно освободить от недостатков и трудностей, с которыми столкнулись министерства и ведомства при исполнении многочисленных программ, объединенных в программу “Дети России”. Думаю, что заслуживает поддержки идея создать отдельную федеральную программу “Здоровый ребенок” и сделать акцент именно на этих направлениях.
Примечательно, что парламентские слушания, прошедшие в Москве 19 февраля 2001 года, непосредственно связаны с началом работы IX съезда педиатров России. Подтверждением актуальности обсуждаемой проблемы служит то, что очень активно откликнулись на приглашение участвовать в них депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, более 80 субъектов Российской Федерации, 47 депутатов Законодательных собраний субъектов Российской Федерации. Кроме того, в парламентских слушаниях приняли участие представители федеральных министерств и ведомств, ведущих медицинских центров, занимающихся проблемами здоровья детей. Большой интерес проявили представители общественных и правозащитных организаций.
Огромный вклад в организацию слушаний внес Союз педиатров России, который возглавляет академик Александр Александрович Баранов. Именно врачи забили тревогу о состоянии здоровья детей в нашей стране и внесли предложение в Госдуму о проведении таких парламентских слушаний.
В числе организаторов слушаний четыре комитета Государственной Думы – Комитет по делам женщин, семьи и молодежи, Комитет по охране здоровья и спорту, Комитет по безопасности и Комитет по делам Севера и отдаленных территорий.
Г. Н. Селезнев, председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ: “Проблемы детства давно вышли за пределы здравоохранения”.
– Сегодня мы собрались для того, чтобы обсудить и совместными усилиями определить практические меры по одной из самых острых и неотложных социальных проблем в нашей стране – проблеме охраны здоровья детей. Мы приветствуем всех, кто откликнулся на приглашение Государственной Думы, и рассчитываем на ваше активное участие в этих слушаниях. Важно, что здесь присутствуют представители правительства Российской Федерации, работники не только федеральных, но и региональных учреждений детского здравоохранения, крупные ученые и специалисты. Особую представительность этим действительно открытым слушаниям придает то, что в них принимают участие делегаты IX съезда педиатров России. Такая концентрация интеллектуальных и организационных сил, науки и практики создает реальные предпосылки для достижения высокой результативности сегодняшнего собрания, а именно: возможности выработки дееспособной законотворческой программы действий, отвечающей не только потребностям сегодняшнего дня, но и определяющей наши с вами задачи на перспективу.
Присутствующим здесь профессионалам не нужно разъяснять, а тем более доказывать всю остроту создавшегося положения с охраной здоровья детей России. Все мы знакомы с очень тревожной статистикой и происходящими в стране процессами, прямо или косвенно затрагивающими положение детей. Комитеты Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, по охране здоровья и спорту постоянно привлекают внимание законодателей, не дают им расслабляться тогда, когда речь заходит о детях, о здоровье нации. Пока еще много разговоров. Еще больше увещеваний друг друга и призывов к общественности. Мы поразительно мало делаем практических шагов, чтобы действительно переломить ситуацию на, условно говоря, детском фронте. Я намеренно сгущаю краски, если угодно, заостряю контуры темы данных парламентских слушаний – формирование общенациональной стратегии по решению проблем детства.
Детская смертность достигла угрожающих масштабов. В состоянии беспризорности и безнадзорности в России в настоящее время находятся миллионы детей. Насчитывается более 600 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В интернатах число их обитателей при живых родителях составляет 90 проц. А мы с вами, уважаемые коллеги, только собираемся обсудить очередную общенациональную стратегию программы и тактики!
О чем это свидетельствует? По меньшей мере, о явно замедленной, чтобы не сказать, неадекватной, реакции нашего общества на острейшую проблему современности. Думаю, все присутствующие согласятся с тем, что эта проблема давно уже вышла за пределы собственно здравоохранения. В широком же смысле (и, видимо, так и надо рассматривать данную проблему), понятие “здоровье детей” включает в себя такие компоненты, как образовательный уровень детей, их духовное здоровье, моральные устои, нравственные ориентиры.
Конечно, в каждую новую эпоху возникают новые представления и подходы, но остается неизменным большинство фундаментальных основ человеческого бытия.
Для ребенка и для всего общества будет лучше, если ребенок живет в семье, чувствует на себе внимание и доброту, растет здоровым и счастливым. Важно, чтобы дети имели широкие возможности для получения хорошего воспитания и образования, а затем стали достойными гражданами своей родины. Ради этого мы с вами, уважаемые коллеги, и живем.
Полагаю, что при обсуждении национальной стратегии охраны здоровья детей неизбежно возникнут вопросы финансирования предполагаемых законов, программ и проектов. Все понимают, что нынешний уровень финансирования недопустимо низок. Государству нужно изыскать дополнительные средства на одно из важнейших направлений социальной политики. Однако вряд ли будет реалистичным ожидать в ближайшие годы кардинального увеличения бюджетных ассигнований, поскольку объем самого бюджета прямо зависит от общего состояния нашей экономики, а она, как вы знаете, большим достатком не отличается.
В этих условиях особое значение приобретают задача оптимизации имеющихся средств на федеральном, региональном и местном уровнях, установление жесткого контроля за их расходованием. Тем более, как мы с вами убеждаемся, в нашем государстве по части финансового контроля дела обстоят неблагополучно. Вот на этот важнейший компонент и следует обратить повышенное внимание при проработке законодательной базы охраны детского здоровья.
Мы имеем все основания рассчитывать на активный и конструктивный вклад в решение проблем детства со стороны президента и правительства Российской Федерации. Исключительно важно, чтобы предлагаемые действия в рамках национальной стратегии были согласованы и синхронно развивались между всеми ветвями государственной власти на федеральном, региональном и местном уровнях. В этих действиях большое место должно быть отведено различным общественным организациям, влиятельным институтам формирующегося у нас гражданского общества.
На днях я побывал во Всероссийском детском фонде, который возглавляет А. Лиханов, и услышал очень много таких несуразиц, которым не хочется верить. Деньги, которые поступают на лечение детей-инвалидов, по-прежнему облагаются налогами. Те благотворительные организации, что эти деньги дают, уже не собираются их выделять, потому что не хотят финансировать государство, которое, проводя фискальные меры, отбирает часть детских денег. Сегодня непопулярными стали семейные детские дома. В Москве их осталось всего восемь. Слава Богу, есть у нас еще маяк – Белгородская область, которая систему семейных детских домов продолжает развивать.
Что же касается Государственной Думы, то общественность вправе ожидать от Федерального Собрания Российской Федерации более эффективных законодательных действий, направленных на существенное улучшение положения детей в нашей стране.
Уважаемые участники слушаний! Нас всех объединяет не только постоянная забота о настоящем и будущем детей России, но и глубокое осознание того, что в этой сфере необходимо разработать и принять национальную стратегию охраны здоровья детей в России. Надеюсь, что сегодняшние, особенно представительные по составу, слушания, а я не помню таких крупных, как нынешние, те рекомендации, которые вами будут рассмотрены и приняты, существенно продвинут всех нас в этом направлении.
Пользуясь случаем, хотел бы выразить большую признательность всем социальным работникам и особенно нашим врачам-педиатрам, которые в очень сложных условиях продолжают самоотверженно трудиться во имя здоровья наших детей, во имя будущего России.
Желаю вам плодотворной работы. Счастья вам и здоровья!
С. П. ГОРЯЧЕВА, председатель Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи: “На детях экономить нельзя …”.
– Актуальность темы, которую мы будем обсуждать, не вызывает сомнений. Ситуация с состоянием и охраной здоровья населения и, в первую очередь, детей и молодежи, собравшимся хорошо известна. В докладах предполагается осветить разные аспекты проблемы. Я остановлюсь на социально-правовых. Но вначале о наиболее показательных тенденциях медико-демографической ситуации в России, а затем о том, что, по нашему мнению, нужно менять в социальной политике государства и что Комитет делает для поддержки семьи, материнства и детства через законотворческую деятельность.
Итак, о демографической ситуации, которая, по высказыванию президента страны, одна из самых тревожных, а по мнению специалистов, представляет угрозу национальной безопасности страны. И не случайно на состоявшемся недавно заседании правительства проблема демографии обсуждалась специально. Было выделено три приоритета – здоровье населения, в том числе здоровье детей и молодежи как стратегического ресурса страны, укрепление семьи и разумная миграционная политика. Члены Комитета присутствовали на заседании правительства и предложили четвертый приоритет – изменение информационной политики средств массовой информации в сторону пропаганды здорового образа жизни, культа семьи, нравственных начал. Потому что сейчас пропагандируется совершенно другое.
Каковы же характеристики демографии? Ежегодно население России сокращается в среднем на 700 тысяч человек. В новый век страна вошла с населением менее 145 млн человек. С 2001 года в общей структуре населения доля детей до 16 лет существенно ниже доли пожилых. По разным оценкам, через 15 – 20 лет нас станет на 20 млн меньше. Чистая потеря населения за последние восемь лет составляет 6 млн человек. За два последних года число регионов с естественным приростом населения сократилось на 8 и в 2000 году составило только 14, подчеркиваю, только 14, из 89 субъектов Федерации. Таким образом, в 75 субъектах Федерации смертность превышает рождаемость. А в трети регионов страны (это, как правило, чисто русские территории) в прошлом году слез по поводу смертей было вдвое, втрое больше, чем радости от рождений.
При этом за неполные десять лет более чем на 20% снизилась рождаемость у женщин в наиболее благоприятных детородных возрастах, а 24% женщин, т. е. каждая пятая, не желают иметь детей. Нас очень беспокоит показатель материнской смертности. Он почти в пять раз выше, чем в Узбекистане, в шесть раз выше, чем в США и в 27,5 раза выше, чем в Финляндии. Сопоставление демографической ситуации в России и в 36 зарубежных государствах складывается не в нашу пользу. В этом списке Россия занимает почти предпоследнее место по коэффициенту рождаемости. Ниже нас только Болгария и Украина.
В условиях снижения рождаемости особенно актуальной становится проблема сохранения жизни новорожденных. Несмотря на некоторую тенденцию к снижению, уровень младенческой смертности по-прежнему высок. Он в три-четыре раза выше, чем в развитых европейских странах. Негативная демографическая тенденция сопровождается ухудшением здоровья нации. За последние годы отмечается значительный рост социально опасных заболеваний, таких, как туберкулез, сифилис, наркомания, алкоголизм. У больных родителей, как правило, рождаются и нездоровые дети. Рожденные с отклонениями в состоянии здоровья, на протяжении жизни они приобретают целый “букет” болезней. По данным исследований, в ряде регионов страны в младших классах доля абсолютно здоровых детей составляет не более 10%, а в старших не дотягивает и до 5%. Речь идет не об ускоренном физическом развитии подростков, а о снижении показателей заболеваемости. К окончанию школы хронические заболевания имеют более 80% девушек, а ведь это будущие матери, и более одной трети юношей. А они не только будущие отцы, но и защитники Отечества.
Сейчас в органах социальной защиты населения состоят на учете около 600 тысяч детей-инвалидов. За пять лет их численность возросла на одну треть. Не уменьшается число детей, употребляющих алкоголь. По данным анонимного опроса старшеклассников, 77% из них выпивают регулярно, причем девочки наравне с мальчиками. Правоохранительные органы свидетельствуют, что 76% потребляющих наркотики – подростки. Ежегодно на 9-10 % возрастает число зарегистрированных молодых наркоманов. Можно себе представить, какая у России перспектива! Венерические заболевания среди молодежи возросли в десятки раз.
Острейшие медико-демографические проблемы тесно связаны и с проблемами семьи. Ясно, что, забывая о трудностях, с которыми сталкивается семья, ситуацию с демографией, охраной здоровья детей, изменить к лучшему невозможно. В России 42 млн семей. Однодетные составляют треть от этого числа. В 9 млн семей – это 20% – по двое детей. А вот на долю многодетных приходится менее 4%. За десять лет их число сократилось на четверть. Растет количество неполных семей. 5,2 млн семей, или 12%, семьи неполные, в 98% – без отца. Одна из причин – высокая смертность мужчин трудоспособного возраста. По данным статистики, 80% от общего числа умерших в трудоспособном возрасте – мужчины. В неполной семье воспитывается каждый седьмой ребенок.
Быстро увеличивается число семей, проживающих за чертой бедности. За один год рост составил около 8%. Сегодня эту черту переступили 22 млн семей, или каждая вторая. Особенно высока концентрация бедности в многодетных семьях с тремя и более детьми. Большинство из них имеет среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума. При том в крайней бедности и нищете живут 50% полных и 58% неполных многодетных семей. В таких семьях душевые доходы в два и более раза ниже уровня бедности. Кризис материального обеспечения семей налицо, и государству об этом нужно особо подумать.
Столь же очевидны и последствия кризиса семьи. В их числе и ухудшение состояния здоровья членов семей, и изменение морально-нравственных ориентиров. По количеству детей, оставшихся без попечения родителей, мы вернулись к периоду конца Великой Отечественной войны. Как и тогда, сейчас в России 678 тысяч детей, лишившихся родительского попечения, то есть детей-сирот. Но самое тревожное, что только 5% – это дети, ставшие сиротами после смерти родителей, остальные 95% – так называемые социальные сироты, т. е. сироты при живых родителях. Только за последние три года численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличилась почти на 82 тысячи. Нас беспокоит и то, что с каждым годом сокращается число детей, передаваемых под опеку, попечительство, в приемные семьи и на усыновление. За последние пять лет число детей, переданных на усыновление, сократилось по России более чем в два раза. Однако за это же время более чем в четыре раза увеличилось усыновление их иностранцами. Из страны вывезены 25 тысяч детей, 80% из них в – США. Недаром по данным ООН, Россия является наиболее благоприятным рынком торговли детьми.
Отдаю себе отчет в том, что от представителей государственной власти, в том числе от Государственной Думы, вы вправе ждать не только констатации фактов, но и конкретных предложений и действенных мер по преодолению негативных тенденций. Назову некоторые из тех, которые нами предпринимаются и предлагаются правительству. Сегодня в России сложилась ситуация, при которой “у семи нянек дитя без глазу”. Проблемами семьи и демографии занимаются многие правительственные структуры. На наш взгляд, назрела необходимость создания в составе правительства специального комитета по вопросам семьи и демографической политики. И такое предложение на заседании правительства при обсуждении Концепции демографической ситуации мы уже внесли. Мы уверены также, что до тех пор, пока политика государства в социальной сфере, в том числе в области охраны здоровья населения, поддержки семьи, материнства, детства и молодежи, не будет обеспечена реальным финансированием, ожидать позитивных изменений не стоит. Яркий пример. Сегодня грустная дата – исполняется два года, как Государственная Дума направила запрос в Конституционный суд Российской Федерации о толковании ч.1 ст. 41 Конституции. Эта статья гарантирует право каждого на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. По Конституции – одно, а в жизни процветает коммерциализация медицинских услуг, в том числе и для детей.
Коммерциализации медицинских услуг в значительной степени способствует и то, что, по данным Минздрава России, предусмотренные в бюджете ассигнования на содержание учреждений здравоохранения обеспечивают реальные потребности в среднем чуть более 40% – менее чем наполовину. К сожалению, продолжается практика финансирования социальной сферы по остаточному принципу. Вот примеры. В проекте закона о бюджете на этот год, внесенном правительством, доля расходов на программу “Молодежь России” составляет 0,07% (не десятых, а сотых процента!) от средств на социальную сферу. Разве непонятно, что вложения в молодежь – социально активную часть общества – дадут очень быстрые дополнительные доходы в бюджет государства? С трудом, но на 30% нам удалось увеличить финансирование молодежной программы. Конечно, этого недостаточно. То же самое происходит и с программой “Дети России”. Среди всех расходов федерального бюджета средства на нее составляют 0,09 % от расходной части бюджета. А в составе расходов на социальную политику – всего-навсего 1%. А в абсолютных цифрах – 1,1 млрд рублей от 107 млрд рублей, выделяемых на социальную политику. Всем ясно, что этот показатель не отражает реальной потребности вложений в детей, особенно в той ситуации, когда с 2001 года мы по классификации являемся обществом пожилых.
Что нас очень беспокоит? То, что из полученных в прошлом году более 300 млрд рублей сверхдоходов, а это была одна треть расходной части бюджета, ни копейки не дали на программу “Дети России”. Поэтому в результате работы над бюджетом на текущий год наш Комитет вместе с другими комитетами старался сделать все возможное, чтобы увеличить финансирование программы “Дети России”. В конечном итоге нам удалось в два раза увеличить финансирование – это 2 млрд 148 млн рублей, хотя, конечно, этого тоже недостаточно. Внося поправки, мы постарались увеличить ассигнования на инвестиции в программу “Дети России”. В результате число строящихся детских объектов за счет федеральных средств, а это оздоровительные комплексы, детские дома, школы, центры реабилитации детей-инвалидов – увеличилось со 128, предложенных правительством, до 188. По 41 объекту увеличены объемы финансирования. Почти вдвое нам удалось увеличить число инвестиционных объектов по программе “Дети-инвалиды”.
Если откровенно, то нас не устраивает качество программы “Дети России”. И мы считаем, что вместе с правительством должны поменять ее ориентиры. Потому что в ней очень мало мероприятий по профилактике заболеваний, укреплению и охране здоровья, всестороннему развитию детей, формированию их здорового образа жизни. Например, на программу “Одаренные дети” выделено всего 0,5 % от общего объема финансирования программы “Дети России”. Самая большая доля средств – около 40% – приходится на программу “Дети-инвалиды”. Создается впечатление, что пока дети не окажутся в трудной жизненной ситуации, государству заботиться о них не надо. Да, мы должны поддерживать детей-инвалидов, но надо думать и о здоровом ребенке. Не закладывая средства в бюджете на уровне Российской Федерации, на уровне субъектов Федерации, нам трудно будет сдвинуть эту проблему. Нужно задуматься также о сохранении здоровья пока еще относительно здоровых детей и о профилактике заболеваний. Ведь до сих пор нет программы “Здоровый ребенок”. Надеюсь, что она будет разработана. Такое предложение внесено нами в рамках реализации Концепции демографической политики, о которой я уже говорила, и станет составной частью программы “Дети России”.
Вдвое, с 500 млн до 1 млрд рублей, увеличены ассигнования в этом году на организацию оздоровительной кампании детей и подростков. Отдохнуть и укрепить здоровье смогут не 9 млн детей, как в прошлом году, а около 12 млн. Надо отдать должное правительству и Валентине Ивановне Матвиенко, что диалог нашего Комитета и Государственной Думы с правительством по проблеме выплаты детских пособий в этом году закончился созданием Фонда компенсаций. Отдельной строкой на детские пособия было заложено 22,8 млрд рублей. Это впервые с 1995 года. И нам нужно думать, как сегодня, независимо от того, где ребенок родился – в Москве или на Камчатке, обеспечить его детским пособием. Поэтому с 2001 года на 15% увеличится сумма детского пособия, но мы планируем через федеральное казначейство, минуя субъекты Федерации, обеспечить полную выплату детских пособий повсеместно по Российской Федерации. А после того, как рассчитаемся с задолженностью, систематизируем выплаты, начнем постепенно повышать размер детского пособия.
Члены нашего Комитета глубоко убеждены, что нужно менять ориентиры социальной политики в стране и увеличить ассигнования на стратегический ресурс государства – молодежь и детей. Это нужно делать сегодня. О стариках помнить надо, но если мы забудем детей и молодежь, то возникает вопрос: а кто же будет кормить стариков? Где финансовые резервы? Можно поискать их. Сократить расходы на государственное управление, активизировать отечественного товаропроизводителя, особенно молодежь. Потому что в России каждый третий безработный – молодой человек. 50% выпускников высших учебных заведений не находят работу по специальности. Вот, пожалуйста, ресурс государства, в том числе и быстрое пополнение доходной части бюджета. Мы предлагаем правительству и другие меры.
Теперь о тех законопроектах и законах, которые приняты Государственной Думой и касаются поддержки материнства и детей. За шесть лет работы Государственной Думы двух предыдущих созывов удалось принять 50 законодательных актов, направленных на защиту прав и законных интересов семьи, женщин, детей и молодежи. Наиболее важные из них – Семейный кодекс, Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”. Внесены изменения в действующее законодательство по вопросам усыновления. Таким образом, мы стараемся поставить заслон на пути бесконтрольного вывоза наших детей за рубеж, превращения усыновления в доходный бизнес. Почитайте газетные статьи. В Волгограде, где цинично торговали детьми, возбуждено уголовное дело. Комитет подготовил очень важный законопроект “О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей”. С помощью этого закона постараемся систематизировать данные по стране о детях и семьях, которые желают усыновить ребенка. Постараемся в первую очередь максимально обеспечить российские семьи, потому что на самом деле только 20% желающих семей получают долгожданное дитя для усыновления. Этот закон очень важен. Почему? Да потому, чтобы наши дети-сироты попадали в российские семьи и там смогли обрести любовь и заботу взрослых.
Детям, нуждающимся в санаторно-курортном лечении, и сопровождающему лицу закон предоставляет льготы по оплате проезда к месту лечения. Вы понимаете, насколько это важно при возрастающей стоимости билетов и необходимости поддержки здоровья, а также профилактике заболеваний у детей. В соответствии с Конвенцией “О правах ребенка” законом увеличен возраст детей-инвалидов до 18 лет вместо 16, законодательно закреплена система профилактики детской безнадзорности, предусмотрен комплекс мер по борьбе с детской преступностью. Ряд изменений по обеспечению равных прав и обязанностей работающих отца и матери в воспитании ребенка внесен в Кодекс законов о труде Российской Федерации.
К сожалению, не нашел поддержки у президента проект федерального закона “О государственной поддержке многодетных семей”. Какой аргумент против принятия этого закона? Якобы многодетные семьи асоциальны и зачем их поддерживать? Статистики официальной нет, но мы запрашивали научные учреждения и получили ответы, что среди многодетных семей только 8% асоциальных, остальные 92% – это семьи, которые любят и желают иметь много детей. Так разве государство не должно позаботиться о них? Поэтому будем выносить этот закон на преодоление вето. Второй закон, на который получено вето президента, – “О социальном обслуживании населения в части предотвращения насилия в семье”.
Над чем сейчас работает Комитет? Он является соисполнителем по рассмотрению в Государственной Думе внесенного правительством проекта федерального закона “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством и на случай смерти”. Само название закона говорит о том, что его нормы в те или иные периоды жизни коснутся практически каждого человека. Такой закон, конечно, нужен. Но мы категорически возражаем против норм, которые ухудшают положение граждан. К их числу относятся оплата пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания, начиная с четвертого дня, а не с первого, как сейчас, а также ограничение продолжительности выплаты пособия при уходе за больным ребенком. Мы настаиваем и на исключении из проекта нормы, ограничивающей максимальный размер пособия по беременности и родам семикратной величиной прожиточного минимума. Введение такой нормы станет свидетельством незаинтересованности государства в рождении детей у людей с высокой заработной платой. Это по меньшей мере недальновидно. Поддерживаем увеличение размера единовременного пособия при рождении ребенка с 15 минимальных размеров оплаты труда до размера трехкратной величины прожиточного минимума. Это все же намного больше. В качестве меры материального поощрения рождаемости Комитет внес поправку об увеличении пособия в случае рождения второго, третьего ребенка и последующих до четырех-, пятикратного и так далее размера величины прожиточного минимума. В рабочей группе рассматриваются поправки об увеличении размера пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, в зависимости от количества детей в семье. Это тоже как бы стимулирующая мера рождения детей. Комитет также будет отстаивать эти и еще почти 40 поправок к законопроекту.
Сейчас в Государственной Думе обсуждается шесть проектов трудовых кодексов. Они содержат главы, которые регулируют особенности труда женщин и работников с семейными обязанностями, а также молодежи. В обществе пока не выработан единый подход к вопросу о труде женщин. Одни – за полную отмену правовых гарантий использования труда женщин, другие настаивают на сохранении имеющихся. Аргумент первых: предоставленные льготы существенно снижают конкурентоспособность женщин на рынке труда. Аргумент вторых: сняв запреты на использование труда женщин и лишив их ряда льгот, государство оставляет женщину один на один с работодателем. При этом договоренности будут явно не в интересах женщин, поскольку работник и работодатель находятся в заведомо неравном положении. И нам предстоит решить очень непростую задачу: не лишая женщин государственных гарантий для реализации материнских функций, повысить их конкурентоспособность в сфере труда и обеспечить поддержку работающих женщин и мужчин, воспитывающих несовершеннолетних детей. Мы считаем, что все варианты трудовых кодексов фактически ухудшают положение женщины-матери. Постараемся, чтобы все правовые гарантии, которые были предусмотрены, в большинстве сохранились. А то дошло до того, что во всех вариантах предлагают беременную женщину увольнять по инициативе администрации за виновные действия. Все мы понимаем, что очень легко найти виновное действие для той женщины, которая ждет ребенка, и выкинуть ее с предприятия. Но каковы будут последствия для нее, и особенно для ребенка, которого она носит под сердцем? Поэтому в этом вопросе наша позиция очень жесткая.
Сейчас мы приступили к наработке законопроекта “О детском досуге”. Мы рады, что в перечне первоочередных мер правительства по решению демографической политики предусмотрено решение и этой проблемы. Постараемся совместными усилиями найти детям лучшее времяпрепровождение, чем подворотни и подвалы, наркотики и алкоголь. Ведь сегодня родители вынуждены большую часть времени отдавать зарабатыванию средств на содержание семьи и еще меньше, чем прежде, уделяют внимание воспитанию детей. К сожалению, инфраструктура учреждений для досуга разрушена. Сокращаются возможности детей всесторонне развиваться. Они предоставлены сами себе, являясь, по сути, детьми улиц. Сейчас мы думаем о том, что нужно вносить, пока не поздно, поправки в Градостроительный кодекс и обязывать застройщиков – как подрядчиков, так и заказчиков, – в многоэтажных домах на первых этажах обязательно планировать помещение, в котором дети могли бы проводить свободное время. Хоть малейшее, но уже решение проблемы. У нас так все хорошо приватизировали, что о детях забыли совсем.
Есть у нас и наработки, которые касаются усиления ответственности за наркоманию. Посмотрите, что происходит? За умышленное убийство предусмотрено наказание вплоть до пожизненного заключения, а за наркотики правовые меры очень слабы. А ведь степень общественной опасности распространения наркотиков намного выше, чем того же убийства. Понимая, насколько мягко наказание, мы выступаем за ужесточение мер ответственности за изготовление, распространение, продажу, хранение и т. д. наркотиков.
Уважаемые участники парламентских слушаний! Мы надеемся получить ваши конкретные предложения по совершенствованию законодательства, его изменению, по усовершенствованию механизма финансовой поддержки детей. Рекомендации парламентских слушаний обязательно направим, как это предусмотрено нашим регламентом, Президенту Российской Федерации, в правительство, Государственную Думу, Совет Федерации, а также во все субъекты Российской Федерации.
Продолжение следует
В. И. Матвиенко, вице-премьер правительства РФ
Съезд российских педиатров – первое в новом столетии широкомасштабное собрание специалистов в области здравоохранения, имеющее не только медицинское, но и огромное общественное значение. Объединение в одном зале парламентариев, политиков, государственных деятелей, ученых-медиков, врачей-педиатров является, пожалуй, беспрецедентным в истории профессиональных медицинских съездов и еще раз подчеркивает, что охрана здоровья детей является важнейшей государственной задачей. Правительство Российской Федерации постоянно предпринимает меры, направленные на улучшение здоровья детского населения. Россия одной из первых стран в мире без всяких оговорок ратифицировала важнейшие международные документы, Конвенцию ООН о правах ребенка и Всемирную декларацию об обеспечении выживания и способов защиты родителей и детей в 90-е годы. Защита детей государством состоит в создании социально-экономических и правовых основ для нормального развития, воспитания, охраны их здоровья и образования. В период с 1993 по 2000 годы расширились средства и способы защиты прав ребенка в связи с принятием Гражданского, Семейного, Уголовного кодексов. Принят ряд поправок к Кодексу о труде в отношении беременных женщин. Это – единовременное пособие при ранней явке в женскую консультацию, до рождения ребенка, более ранний выход в декрет, возможность посещать женскую консультацию при беременности в рабочее время, работа с сохранением среднего заработка. Закон об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний впервые в практике законотворчества закрепил обязательства государства по социальной защите граждан, пострадавших от поствакцинальных осложнений. Принятые в развитие этого закона постановления правительства регулируют порядок выплаты государственных пособий при возникновении таких осложнений. Важную роль в защите здоровья детей выполняет с 1994 года президентская программа «Дети России». Ее актуальные подпрограммы, в числе которых и охрана здоровья материнства и детства, направленные на решение самых острых проблем детства, способствовали некоторому смягчению неблагоприятного воздействия социальных условий на здоровье детей. Одним из важнейших примеров государственного подхода к защите прав детей на охрану их здоровья и гарантированное лечение является бесплатное обеспечение лекарственными средствами. В настоящее время за счет средств бюджетов разных уровней лекарствами обеспечиваются дети при 20 видах тяжелых заболеваний. Правительство предпринимает также меры по сдерживанию цен на лекарственные препараты. В 2000 году темпы роста цен на медикаменты сложились ниже, чем на потребительские товары и услуги, и по сравнению с 1999 годом замедлились более чем в 2 раза, хотя мы понимаем, что цены на лекарства остаются очень высокими. Правительство постоянно уделяет внимание укреплению материально-технической базы системы охраны материнства и детства. Надо отметить, что лишь за последние годы во многих субъектах Федерации введено в строй более 40 детских учреждений. В настоящее время в стране успешно работают перинатальные центры, центры планирования семьи и репродукции, учреждения реабилитационно-восстановительного направления.
Концентрация государственных средств на решении важнейших медицинских проблем материнства и детства способствовала тому, что к 2001 году впервые за последние 4 года в 3,5 раза снизилась летальность новорожденных детей в акушерских стационарах. Почти вполовину уменьшилась летальность детей до одного года, отмечается тенденция к снижению младенческой смертности. За последние 5 лет на четверть снизилась и материнская смертность. Педиатрическая служба в эти непростые годы доказала свою жизнеспособность, профессионализм, чрезвычайную ответственность, умение справляться с возникшими проблемами. И, пользуясь случаем, уважаемые наши дорогие педиатры, я от всей души сердечно благодарю вас за ваш действительно самоотверженный и бескорыстный труд, за вашу преданность профессии, за любовь к детям. Поблагодарить за все то доброе и хорошее, что вы делаете. Потому что мы понимаем, что в основном благодаря вашим усилиям нам удалось сохранить службу и добиться результатов. Желаю вам доброго здоровья и дальнейших успехов в вашей благородной деятельности!
В условиях наметившихся позитивных сдвигов в российской экономике опыт реформ последних лет обязывает нас всесторонне заняться социальной сферой, внутри которой проблемы детства занимают центральное положение. Отдельные позитивные факты последних лет, о которых я сказала, не могут, конечно, заслонить вала проблем, вызвавших общее снижение здоровья детского населения. По ряду показателей сформировались негативные тенденции. Скажем, в 1999 году по сравнению с 1997 годом произошел рост заболеваемости детей туберкулезом на 21, 8 %, все большую тревогу вызывает заболеваемость детей и подростков СПИДом, инфекциями, передаваемыми половым путем, растет алкоголизация детей, нарастают наркомания, почти на 14,5% и табакокурение. Численность абсолютно здоровых детей в различных регионах не превышает для младших школьников 8–10%, среднего возраста – 6 % и старшего – 3, 5 %. Это очень тревожная цифра. За последние 3 года уровень годности юношей к военной службе снизился еще на 10%. Основными причинами являются болезни нервной системы, опорно-двигательного аппарата, нарушение питания. Необходимо отметить, что правительство предпринимает активные усилия по улучшению здоровья детей, несмотря на ограниченность финансовых ресурсов и те трудности, которые мы переживаем вместе с вами – экономические и социальные.
Мы признаем, что существующее разделение полномочий и ответственности между органами исполнительной власти разных уровней, органами обязательного медицинского страхования нерационально, приводит к неэффективному использованию ресурсов здравоохранения и здесь нужны новые, более совершенные механизмы. В настоящее время правительством принято решение о формировании системы медико-социального страхования, проводится активная работа в этом направлении. Я понимаю, что каждый раз, когда выступает член правительства перед такой аудиторией, он совершенно обоснованно может услышать претензии по уровню материального обеспечения работников здравоохранения, по недопустимо низкой зарплате, и поверьте, уважаемые коллеги, что мы это знаем. Но после кризиса 1998 года, который нанес очень тяжелый ущерб экономике и социальной сфере, главной, первоочередной задачей было рассчитаться с многомиллиардными долгами, которые накопились за это время перед работниками здравоохранения, наладить регулярную выплату. В основном, мы с этой задачей справились, несмотря на то, что есть еще 7 регионов, где задолженность по зарплате составляет более 1 месяца. Мы знаем, что и в других, более благополучных субъектах Федерации есть города, поселки, где зарплата не выплачивается по 2–3 месяца.
Но это была последняя часть той большой проблемы, которую мы решали. Следующим этапом безусловно является повышение зарплаты работникам здравоохранения и, конечно, работникам педиатрической службы. Вы знаете, что в 1999 году мы повысили зарплату на 50 %, в прошлом – на 20 %. С 1 января за счет изменения коэффициентов в Единой тарифной сетке средняя зарплата работников бюджетной сферы увеличилась на 20%, и сегодня, несмотря на тяжелое долговое бремя внешнего долга, правительство в числе приоритетов внесло в Государственную Думу еще одну очередную индексацию в этом году для работников бюджетной сферы, в том числе и для работников здравоохранения. Мы постараемся эту задачу решить. Но, пользуясь случаем, что здесь присутствуют представители регионов, хотелось бы сказать, что повышение зарплаты зависит не только от федерального правительства. 80% из вас получают заработную плату за счет региональных и местных бюджетов. Конечно же, эта проблема должна решаться и на этих уровнях. Так, как это сделали правительства Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, где за счет своих финансовых ресурсов работникам здравоохранения значительно повышена заработная плата. Со стороны правительства мы также будем работать с руководителями регионов в этом направлении.
В области охраны материнства и детства основные усилия должны быть сконцентрированы на совершенствовании первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, развитии служб планирования семьи и безопасного материнства, радикальной перестройке работы учреждений родовспоможения. Особое место в национальной стратегии детского здравоохранения должно быть отведено совершенствованию программ государственных гарантий, обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью в части объемов медицинской помощи, предоставляемой детям. Не должно быть минимальных гарантий при оказании медицинской помощи детям. Это выражение вообще должно быть исключено из нашего лексикона. Нормативы оказания медицинской помощи базового уровня государственных гарантий детям необходимо формировать на основе оптимального обеспечения профилактических, лечебных и восстановительных мероприятий детских лечебно-профилактических учреждений. Естественно, что результативность целевых программ зависит не только от качества, структуры, ясности целей, конкретности задач и путей их реализации, но и адекватного финансирования. Вы, конечно же, информированы, что в 2000 году мы впервые профинансировали программу «Дети России» в полном объеме, который составил 1,5 % млрд рублей. На 2001 год мы предусмотрели увеличение финансирования на эту программу в объеме 2,1% млрд рублей. Я заверяю вас, что эта приоритетная программа будет профинансирована полностью. В свете решения проблем по укреплению здоровья детей с учетом темпов роста заболеваний детского населения, относительно высоких показателей младенческой, детской смертности важнейшей государственной задачей в настоящее время является профилактика, особенно на уровне сети. Только профилактическими мерами, основанными на реализации государственных целевых программ, можно реально воздействовать на предупреждение дальнейшего роста патологии. Именно профилактическая программа должна стать основополагающим сектором развития детского здравоохранения, в котором должны быть объединены задачи законодательного, правового, экономического, социального и медицинского направлений. В ней должны получить развитие идеи тех программ ушедшего десятилетия, реализацию которых нужно освободить от недостатков и трудностей, с которыми столкнулись министерства и ведомства при исполнении многочисленных программ, объединенных в программу «Дети России». Думаю, что заслуживает поддержки идея создать отдельную федеральную программу «Здоровый ребенок» и сделать акцент именно на этих направлениях.
16.12.2012Посмотрите также:
Гигиена частного дома Комфортное проживание в частном секторе, безопасное ведение хозяйства и обеспечение здорового... |
Сведение бородавок Из всех кожных заболеваний бородавки больше всего вызывают брезгливость у окружающих. В то же... |
Как предупредить атеросклероз? Атеросклероз является достаточно распространенным заболеванием во всем мире. Многие знают эту... |
Борьба с плоскостопием Как только ребенок начинает ходить, родители сразу задумываются о такой проблеме, как... |
Кровь и её анализ Кровь – один из главных элементов организма человека. В ней имеются эритроциты, которые... |