Интегральная медицина XXI века

> Газета Медицинские Ведомости > Медицинские Ведомости № 7(10) сентябрь 1998 года > Интегральная медицина XXI века

"Трагедия современной медицины – узкая специализация. Нам надо научить врача смотреть на проблемы своей науки сквозь широкоугольные линзы обширной теоретической концепции. И тогда проблемы частные, специальные станут нам понятнее, а лечение – более эффективным".
(Ганс Селье)

В сентябре нынешнего года Виктору Порфирьевичу Петленко исполнилось 70 лет. "Медицинские ведомости" присоединяются к поздравлениям с юбилеем и желают одному из пионеров валеологии и профилактической медицины творческого долголетия, здоровья и всяческих успехов.

Когда-то великий Сократ на вопрос учеников, что самое трудное в жизни людей, ответил, что "самое трудное – учить людей, лечить людей и судить людей". Именно поэтому во всем мире самые престижные и самые высокооплачиваемые профессии – учителя, врача, юриста (добавим – священника) потому, ЧТО ЭТО САМЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИИ МИРА – они "возделывают Человека", а он творит все богатства мира. Так думают во всем мире, кроме нас, к сожалению.
Ни один педвуз не выпустит готового педагога – он им станет через 5 – 10 лет работы в школе. Ни один медвуз не выпустит готового терапевта, хирурга или педиатра – они станут этими специалистами через 10-15 лет усовершенствования и работы по специальности. Но педвуз и медвуз должны (просто обязаны) дать фундаментальную педагогическую или фундаментальную врачебную подготовку, способную быть основой для специализации и переподготовки. Это очень серьезная задача – дать фундаментальные знания будущему специалисту.
30 лет я проработал в системе первичной подготовки врача и 10 лет в системе усовершенствования. И знаю, что усовершенствование касается профессиональной специализации редко, а чаще всего и совсем не затрагивает фундаментальной подготовки специалиста. Я не вижу в этом трагедии. Больше того, выскажусь еще более категорично: специалист должен в высшей школе получить фундаментальное образование, которое должно быть с ним до конца его рабочего стажа. Фундаментальное образование дается человеку "раз и на всю жизнь".
Наша медицина сегодня – патоцентрична, нозоцентрична, это медицина болезней. У нас нет медицины здоровья – валеоцентричной медицины. Мы лечим болезни, а не формируем у народа Жизненные Установки на Здоровье. Современный врач не знает Законов здоровья, он кое-что знает о Законах Болезней (этиология, патогенез, диагноз). Когда горит дом – его надо тушить. Врачи пока только пожарники, а не архитекторы – строители здоровья.
Рискую навлечь на себя гнев, но скажу категорично: наша медицина всегда была по преимуществу только лечебной медициной. Наши "наркомздрав" и "минздрав" никогда не были организациями Здравоохранения, организациями Здоровья – они были по преимуществу организаторами Клинической Медицины. Скажу больше: ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИИ ДО СИХ ПОР НЕ ОСОЗНАНА ПЕРВОСТЕПЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ. Без прогноза общественного здоровья нации не может быть научного прогноза развития России.
Фундаментальные основы здоровья нации предполагают решение нескольких проблем:
1) Развитие медицины требует, чтобы здоровье как фундаментальное и сущностное свойство всей живой материи приобрело наивысший научный приоритет среди знаний, которые будут определять будущее России.
2) Развитие биологии и генетики показало недостаточность понимания сущности жизни как только "формы существования белковых тел" и "обмена веществ": ЖИЗНЬ ЕСТЬ ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ОДУХОТВОРЕННОЙ МАТЕРИИ.
3) Природная и экологическая среда – это тоже особая форма жизни: человек и экологическая среда  – это взаимодействие живого с живым. Без здоровой среды не может быть здоровья народа. Выделение средств на сохранение здоровья нации и здоровой экологии страны должно стать приоритетной сферой финансирования.
4) ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА – это медицина самовозрастающего здоровья нации, а не просто "предупреждение заболеваемости". С такой пассивной профилактикой нам не решить проблем здоровья нации. Но именно такой профилактической медицины у нас не было и нет.
Навыки у выпускников наработаются с годами, а вот, если из медвуза выйдет малограмотный недоучка, не знающий человека, законов морфологии и физиологии, генетики и генологии человека, биохимии и биофизики энерго-информационных процессов; не знающий клетки, ткани, эмбриональных законов эпигенеза; методов диалогики распознавания (диагностика), методов оптимизации состояний (теория лечения), механизмов психосоматического детерминизма; если он не знает теории нормы (нормологии), теории болезни (патологии), теории здоровья (валеологии и санологии); принципов биоэтики и эмпатии; не понимает новой теории конституции человека, особенно его иммунной конституции, определяющей состояния человека (нозологические и валеологические); не знает основ философии жизни как формы существования одухотворенной материи – это уже упущение, которое трудно будет исправить всеми последующими курсами специализации и усовершенствования.
Не надо винить выпускников медвузов в том, что они ни в чем не виноваты. Они в большинстве своем мудры и способны в будущем стать хорошими специалистами. Давайте вначале научим их хорошо "думать". И тогда они будут хорошо "делать". Ничего "ломать" и "перестраивать" не нужно: ломать и перестраивать надо умы педагогов, которые застыли в догмах и стереотипах вчерашнего дня. Нам надо обобщить опыт фундаментальных проблем медицины, создав кафедры или циклы Интегральной Медицины.
Я поделюсь своим опытом чтения курса методами интегральной медицины, включающей ряд теоретических блоков.

1) Логика Истории Медицины может быть представлена схемой: А (среда)?0 (организм) ?Б (болезнь). В истории медицины четко прослеживаются три взгляда:
а) Б. Детерминируется А (внешней средой) – концепция экзогенной детерминации. Она наиболее живуча
б) Б. Детерминируется 0 (внутренними силами сопротивления живой системы) – концепция эндогенной детерминации. За этой концепцией стоят выдающиеся открытия всей истории медицины, теории организма, учения о конституции, об иммунитете, об адаптивных резервах организма
в) детерминируются взаимодействием О с А (О? А) – концепция интегральной детерминации. Болезнь (как и здоровье) – это не внешнее и не внутреннее, а взаимодействие живой системы с факторами внешней и внутренней среды.
2) Медицинская нормология включает ряд проблем: норма как канон, стандарт, тип строения, детерминированный генетической нормой реакции. Уровни нормы: минимальная, среднестатистическая, максимальная, оптимальная. На этой основе нами разработан канон "Норма" (компьютерная программа) для определения уровня и резервных сил человека. Норма есть индивидуальный оптимум жизнедеятельности: нормально для человека то, что является для него оптимальным (наилучшим) вариантом жизни. Оптимум всегда конституционален и индивидуален.
3) Патологический процесс – основной объект патологии. Болезнь раскрывается в системе принципов построения теории патологии: эволюционизм, целостность, структурность, детерминизм, реактивность.
4) Основной теорией Интегральной медицины является теория Конституции Человека (КЧ). КЧ – это генетический потенциал человека, продукт наследственности и среды. КЧ – наш "соматический фатум": тип конституции остается неизменным на протяжении всей жизни человека. Современное учение о конституциональных типах не может быть построено на учете только костной, мышечной и жировой ткани. В нашей модели конституционального типа включаются последовательно: генотип – фенотип – невротип – психотип – гемотип – лимфотип – гормонотип – иммунотип – энерготип – информтип.
5) Теория диалогики – это логика распознавания образов нозологических форм. Клиническая нозология – это специфическое преломление общей нозологии в индивидуально-личностном преломлении (клинический вариант нозологии). Диалогика требует ума и таланта, интуиции и знаний врачом нозологии, этиологии, патогенеза, клиники, лечения. В основе клинической патологии лежат законы саморегуляции (патокинеза), законы адаптивного реагирования.
6) Теория лечения – психосоматическая оптимизация, определяемая возрастом, конституцией, характером нозологии. Оптимизация должна начинаться с выработки установок у пациентов на выздоровление (вера, надежда), страстное желание стать здоровым. Наш педагогический опыт показал, что слушатели хорошо воспринимают концепцию законов клинической психотерапии: а) Закон Духа – исходной одухотворенности тела; б) Закон Гармонии – восстановление целостности организма; в) Закон Времени – стабилизации жизненных процессов; г) Закон Веры – самоисцеляющих законов души; д) Закон Надежды – достижение доминантных целей; е) Закон Любви – мы духовно едины с миром и богом.
7) Теория лечения, теория прогноза, теория реабилитации в общих чертах представляют хорошо разработанный раздел клинической софологии, чего пока нельзя сказать о теории лекарственного детерминизма.
8) Мозг обладает удивительной способностью сопротивляться с целью сохранить духовную самость человека. Во всех формах психиатрической нозологии сознание сохраняет себя, хотя и в качественно измененном виде. Еще Аристотель указывал: сущность одна, а состояния сущности могут быть качественно различны.
Уже не одно десятилетие я задаю себе вопрос: почему во всех вузах России есть кафедры теории машин, теории архитектуры, теории физики, теории математики, теории химии, теории небесной механики, даже кафедры теософического богословия, а в медвузах нет кафедр теории медицины?
Попыткам разорвать узкий горизонт эмпиризма в медицине были усилия Ф. Месмера (энергетические флюиды, 1785), С. Ганемана (концепция гомеопатии, 1810), Р. Вихрова (целлюлярная патология, 1858), концепция нервизма (И. Сеченов – И. Павлов), кондиционализма (М. Ферворн), инфекционного монокаузализма (Л. Пастер – Р. Кох), стандартных дистрофий (А. Д.Сперанский, 1935), концепции стресса (Г. Селье, 1936), адаптационно-трофической иннервации (Л. А.Орбели, 30–40-е годы), теория адаптивной сущности болезни (И. В.Давыдовский, 50–60-е годы), доктрина адаптивного реагирования (В. П.Петленко, 1968), детерминационная теория медицины (Ю. П.Лисицын, В. П.Петленко, 1992).

Нуждаются в перестройке многие взгляды в детерминационной теории медицины. Нам представляется, что Философия Медицины сегодня должна включать шесть основных теоретических блоков:
1) Мир Природы и Космоса – мир и сфера материального бытия, сфера природных и космических законов мира. Мир телесных процессов, включая и структуру организма человека. Это мир науки, мир онтософии  – мир мудрости бытия, мир философии природы.
2) Мир Общества, мир Социума, сфера социальных (материальных и духовных) отношений людей, где основным законом является Закон Идеальной Детерминации: духовный фактор определяет жизнь людей, определяет путь истории. Это мир социальных наук, мир социофилософии – мир мудрости общества, мир философии общества.
3) Мир Человека Прекрасного, того, каким должен быть человек, чтобы быть Здоровым, Умным, Красивым и способным Любить – мир человека Мудрого, мир философии человека.
4) Мир Ценностей – сфера ценностей мира, ценностей жизни, наука о ценностях бытия и ценностях культуры, о нравственных и эстетических ценностях. Это мир оценок и взглядов на сущности, мир отношений к сущностям, мир философии ценностей.
5) Мир Идей – мир духа, сферы духовных сущностей и отношений. Это мир знаний, мир законов мышления, законов познания, мир чувств (эмоций) и волевых актов. Этот мир можно называть миром психософии – миром мудрости идей, мудрости духа, миром философии духа.
6) Мир Бога – это мир высших духовных ценностей человека, мир высшей субстанции духа. Бог для интеллигентного человека – это форма бытия Добра, Истины и Красоты, это форма бытия Веры, Надежды и Любви. Это мир Теософии, мир мудрости Бога, мир философии религии.
Я надеюсь, что XXI век откроет новую эру Интегральной Медицины, призванной решить основные проблемы фундаментальной науки о живом состоянии. Нами разработаны и апробированы в Военно-Медицинской академии (1962–1987 гг.); Институте усовершенствования врачей (1987-1997 гг. – "Академия Гиппократа") курсы "Метамедицины" (изданы в Санкт-Петербурге в 3-х томах в 1996–1997 гг.), а также труд 1992 г. "Детерминационная теория медицины" (совместно с академиком Ю. П.Лисициным), где изложены первичные основы Интегральной Медицины. В конце 1997 г. в Санкт-Петербурге издана книга В. П.Казначеева, В. П.Петленко и С. В.Петленко "Этюды интегральной медицины и валеологии" (основы теории и практики медицины XXI века), где предложена новая концепция Историологии Медицины: Биометрии Медицины, Социометрии Медицины, Софологии Медицины, Валеологии Медицины, Конституционной Генологии, Психософии Медицины, Аксиологии Медицины.
Существующие кафедры общественных наук должны быть устранены, ликвидированы за их ненужностью. Надо создать кафедры Методологии медицины, где будут излагаться вопросы Новой Философии и Интегральной Медицины. Прилагаю вариант Интегральной Медицины (одна из возможных) – пока в качестве факультативного курса. Курс философии требует рабочего рассмотрения.

В. П.Петленко
доктор медицинских наук, доктор философских наук, Академик Духовной Академии Наук, Главный ученый секретарь Петровской Академии Наук и Искусств, профессор СПб. Медицинской Академии, профессор и действительный член Международной Ассоциации медицины при Юнеско

27.11.2012


Посмотрите также:
Методы омоложения кожи лица
Методы омоложения кожи лица

Продлить молодость позволяют многие методы и упражнения, разработанные ведущими косметологами...
Учимся правильно питаться
Учимся правильно питаться

  Одним из основных факторов, которые оказывают влияние на здоровье человека, является...
Министр здравоохранения РФ 1996—1998 Дмитриева Татьяна Борисовна
Министр здравоохранения РФ 1996—1998 Дмитриева Татьяна Борисовна

Доктор медицинских наук, профессор Дмитриева Татьяна Борисовна Родилась 21 декабря 1951 в г....
Почему плесень в доме опасна для организма?
Почему плесень в доме опасна для организма?

  Немногим известно, что споры обычной грибковой плесени, не обращать внимания на которую...
Условия для лежачего больного
Условия для лежачего больного

Тяжелобольные люди, вынуждены в течение длительного времени соблюдать постельный режим,...