Агрессия в медицинской практике. Взгляд и исследования психолога
> Официальный отдел > Позиция медиков > Агрессия в медицинской практике. Взгляд и исследования психолога
М. В. МАЛОВ – Кафедра клинической психологии
Московского государственного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова
…СМИ все чаще говорят о различных проявлениях агрессивного поведения медицинских работников по отношению к пациентам, их родственникам и к окружающим…
Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, – всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии.
Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжёлое экономическое положение страны привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.
Люди не могут обойтись без известной доли управляемой агрессивности. Деструктивное стремление к конфликтам, столкновениям и разрушению опасно, но и попустительство, излишняя мягкость в известном смысле опасны не менее. Агрессивность в спортивных соревнованиях, агрессивность в случае необходимой обороны (человек должен быть психологически готов защитить себя и своих близких, а в идеале любого другого человека от нападения, допустим, пьяного хулигана), наконец, защита Родины в вооруженном конфликте – все эти ситуации требуют достаточно высокого уровня управляемой агрессивности. Пожалуй, мало где в современном мире вопросы, связанные с понятием агрессии, ее качественным определением и измерением, так актуальны сегодня, как в России.
Существующая практика профилактики девиантного поведения не в полной мере решает задачи по его предупреждению. Одна из важнейших проблем в этой области – ранняя психодиагностика агрессивности личности или групп и, по возможности, количественное выражение этой характеристики с целью дальнейшего мониторинга и отслеживания динамики изменения уровня агрессии. Здесь на помощь должна приходить психометрия.
Суммируя сказанное выше, можно сделать вывод, что одно из первых мест в ряду дестабилизирующих факторов, делающих современный мир все более и более непредсказуемым и опасным, занимает эскалация агрессии в самых разнообразных формах. И если ранее традиционные ценности и идеалы сдерживали и ограничивали агрессивные эксцессы и способствовали упорядочению межличностных отношений, то ныне они, к сожалению, деактуализированы в процессе развития технологической цивилизации. Слишком для многих людей фиксирующие рамки этики и духовности полностью утратили свое былое значение. Таких людей от деструктивного поведения и прямой агрессии удерживают лишь юридические нормы (проще говоря – страх наказания). Но практика показывает, что чисто правовая защита обычно не слишком надежна.
Признание самого этого факта – это лишь первый шаг на пути решения комплекса проблем, им порождаемых. Следующим шагом должен стать ответ на вопрос: почему люди действуют агрессивно, и какие меры необходимо принять для того, чтобы предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, по крайней мере, четко сформулировать определение агрессии, понять причины и динамику ее генезиса как отдельной личности, так и у групп.
Актуальность вопроса состоит еще и в том, что в настоящее время проявляется тенденция к ярко выраженному, порой беспричинному проявлению агрессивного поведения не только среди населения, но, что наиболее опасно, среди медицинских работников.
И все же, что такое агрессия?
Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”. Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое.
В литературе различными авторами предложено множество определений агрессии:
l Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению (Bender L.).
l Под агрессией также понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу (Delgado H.).
l Агрессия – это реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы (Buss A.).
l Агрессия – это физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи (Uilson).
l Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.
Однако из множества определений агрессии ни одно не может рассматриваться как исчерпывающее.
До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение как доброжелательное, так и враждебное. При изучении агрессивного поведения человека многие исследования в самом своем начале сталкивались с проблемой, как найти выразительное и пригодное определение агрессии. В настоящее время все большим числом исследователей признается следующее определение: агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Р. Бэрон и Д. Ричардсон, считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:
1. Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
2. В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
3. Жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой.
Под агрессией, по Э. Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.
Агрессивность, по Р. С. Немову, понимается как враждебность – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.
“Психологический словарь” под редакцией Зинченко предлагает следующее определение: агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).
Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие четыре категории. Агрессия относится к:
1) врожденным побуждениям и задаткам;
2) потребностям, активизируемым внешними стимулами;
3) познавательным и эмоциональным процессам;
4) актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.
Рассмотрим наиболее известные теоретические положения.
Теория влечения (психоаналитический подход)
Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивно и неизбежно. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от “Я”. А если энергия танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других.
Этологический подход
Новое звучание эта тема получила благодаря работам К. Лоренца, который придерживался эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией З. Фрейда.
Согласно Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией:
1. Количества накопленной агрессивной энергии.
2. Наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии.
Ослабление агрессии возможно путем различных действий. Также Лоренц утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления.
Фрустрационная теория (гомеостатическая модель)
Эта теория, предложенная Д. Доллардом, противопоставляется двум, выше описанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:
l Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.
l Агрессия всегда является результатом фрустрации.
В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:
1. Степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;
2. Сила препятствия на пути достижения цели;
3. Количества последовательных фрустраций.
Т. е. чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы.
Теория социального научения (бихевиоральная модель)
В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление. Т. е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец (Табл. 1).
С этой точки зрения, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:
1. Способов усвоения подобных действий;
2. Факторов, провоцирующих их появление;
3. Условий, при которых они закрепляются.
Поэтому, существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению.
Проявления агрессии весьма разнообразны.
Различают два основных типа агрессивных проявлений:
l Целевая агрессия;
l Инструментальная агрессия.
Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого – нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.
Теперь определим, что такое агрессивное действие и агрессивное поведение, агрессивность, т. к. часто в эти понятия вкладывают один и тот же смысл.
Агрессивное действие – это проявление агрессивности как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении.
Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия.
Так же хочется отметить, что каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека.
В. Клайн считает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это – настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам.
Р. С. Хоманс считает, что агрессию может вызвать ситуация, связанная со стремлением к справедливости.
Реан А. А., Бютнер К. и другие рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги.
Состояние фрустрации – это психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности не нашедшей своего удовлетворения (“Психологический словарь” под редакцией Давыдова). Это состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями: раздражением, отчаянием.
Таким образом, агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей.
Так какой акт поведения можно считать агрессивным?
Румянцева Т. Р. считает, что сегодня на первый план выдвигается нормативный подход. Согласно этой точке зрения, в определении поведения, как агрессивного, решающее место должно принадлежать понятию нормы. Нормы формируют своеобразный механизм контроля за обозначением тех или иных действий. Понятие нормы формируется в процессе социализации ребенка. Отсюда, поведение будем назвать агрессивным при наличии двух обязательных условий:
1. Когда имеют место губительные для жертвы последствия;
2. Когда нарушены нормы поведения.
Важную роль в становлении агрессивного поведения играют обучение и воспитание. Р. Кратчфилд и Н. Левинсон признают, что над агрессивными проявлениями возможен контроль, связанный с процессом социализации. Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений и выражения их в формах, приемлемых в рамках данной цивилизации. В результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества.
Другие же остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытые принуждения, завуалированные требования и прочее. Третьи ничему не учатся и проявляют свои агрессивные импульсы в физическом насилии.
Таблица 1
Теория социального научения Бандуры
Таблица 2
Категории агрессии по Бассу
Таблица 3
Таблица полученных данных исследования по методике Басса и Дарки
Агрессия как поведение и проявление побуждения
Наше определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. В свете того, что негативные эмоции, мотивы и установки не всегда сопровождают прямые нападки на других, мы ограничим использование термина агрессия сферой явно злонамеренного поведения и рассмотрим другие факторы отдельно.
Агрессия как причинение ущерба или нанесение оскорбления
Из представления о том, что агрессия предполагает или ущерб, или оскорбление жертвы, следует, что нанесение телесных повреждений реципиенту не является обязательным. Агрессия имеет место, если результатом действий являются какие-либо негативные последствия. Таким образом, помимо оскорблений действием, такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение или публичное осмеяние, лишение чего-то необходимого и даже отказ в любви и нежности могут при определенных обстоятельствах быть названы агрессивными.
Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, весьма полезным оказывается ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками, предложенными Бассом (Bass, 1976). По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая — вербальная, активная — пассивная и прямая — непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Эти восемь категорий агрессивного поведения и примеры к каждой из них приведены в таблице 2.
В первой части нашей работы читателю были предложены теоретические подходы и концепции о структуре, формах, видах, причинах возникновения агрессивного поведения.
В рамках данной работы проводилось также специальное научное исследование по изучению агрессивного поведения среди медицинских работников. В последнее время эта проблема становится все более актуальной. СМИ все чаще говорят о различных проявлениях агрессивного поведения медицинских работников по отношению к пациентам, их родственникам и окружающим. Для установления причин данного феномена и установления возможной зависимости уровня агрессивного поведения и профессии медицинского работника и было проведено исследование.
В одном из московских медицинских вузов была взята для исследования группа студентов выпускного курса. Перед началом диагностического исследования с каждым предполагаемым испытуемым было проведено интервью, в результате которого было выяснено, какую дальнейшую медицинскую специализацию выбирает студент. На основании этих интервью из опрошенных студентов была составлена группа в 60 человек, 30 из которых выбирали для себя терапевтические специализации, и 30 студентов, которые выбирали для себя хирургические специализации. Возраст испытуемых колеблется от 19 до 30 лет, но возрастные и половые признаки в расчет не принимались.
Перед началом исследования была выдвинута гипотеза: студенты, выбирающие для себя хирургические специализации, обладают более высоким уровнем прямой активной физической агрессии (по Бассу) и более высоким уровнем общей агрессивности, чем лица, выбирающие не хирургические (терапевтические) специализации.
Исследование проводилось для выявления и определения преобладающих форм агрессии и уровня агрессии, для выявления зависимости между выбором специализации, видом и уровнем агрессивного поведения.
Для диагностики уровня агрессивности использовались следующие методики:
1. Опросник агрессивности Басса–Дарки.
2. Тест “Несуществующее животное”.
3. Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку).
4. Методика диагностики агрессивности А. Ассингера.
В результате проведенных исследований нами были получены весьма интересные данные (табл. 3).
На основании полученных данных видно, что преобладание физической формы агрессии у лиц с хирургическими специальностями почти в три раза превышают показатели этой формы агрессии у лиц с не хирургическими специальностями (40% к 13,4%).
Как следует из приведенных в таблице 4 данных, показатели повышенного общего уровня агрессии у лиц с хирургическими специальностями составляют 53,3%, средний уровень выявлен у 46,7% испытуемых.
У лиц с не хирургическими специальностями повышенный уровень агрессии выявлен лишь у 20 % испытуемых, средний уровень наблюдается у 80% испытуемых.
Из приведенных данных видно, что показатель общего уровня агрессии у лиц с хирургическими специальностями превышает показатель у других испытуемых в два раза.
После обработки результатов проведенного исследования с использованием метода Г. Айзенка (табл. 5) были получены следующие результаты.
В группе испытуемых с хирургической специальностью показатели высокого уровня агрессии показали 16 человек, что соответствует 53,4% от общего числа испытуемых данной группы. Средний уровень агрессии выявлен у 8 человек – 26,4%, низкий уровень агрессии выявлен у 6 испытуемых – 20%.
В группе испытуемых с не хирургическими специальностями преобладающим является показатель среднего уровня агрессии, данный результат был выявлен у 14 испытуемых из группы, что соответствует 46,6%, низкий уровень обнаружен у 10 испытуемых – 33,3%.
Показатели высокого уровня агрессивных реакций выявлены у 6 испытуемых, что соответствует 20%. Таким образом, видно, что показатели высокого уровня агрессии в процентном соотношении у испытуемых с хирургической специализацией превышает этот же показатель у испытуемых с другими, не хирургическими специальностями.
Использование теста “Несуществующее животное” для определения агрессивности
Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики, в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка. По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: “Всякая мысль заканчивается движением”).
Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (и представление — мысль). Так, например, образы и мысли — представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т. е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью — представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.
Оценка результатов данного теста проводилась на выявление признаков агрессивного поведения в рисунке. Наличие у нарисованного испытуемым животного зубов, острых рогов, клыков, “болячек”, панциря, присутствие в контуре животного острых углов и граней, все эти признаки косвенно указывают на повышенную агрессивность испытуемого.
У 18 (60%) испытуемых из первой группы на рисунках были обнаружены “агрессивные признаки”. Отсутствие агрессивных признаков выявлено у 12 испытуемых (40%).
У испытуемых из второй группы наличие в рисунке агрессивных признаков выявлено у 14 человек (46,6%), а у 16 (53,4%) испытуемых в рисунках агрессивных признаков не было выявлено.
После проведения анализа результатов видно, что показатель агрессивного поведения в рисунке у лиц, выбравших хирургическую специальность выше, чем у лиц с другими специализациями, что в процентном соотношении относится как 60% к 46.6%.
Таблица 4
Оценка результатов исследования по методике А. Ассингера
Таблица 5
Оценка результатов исследования по методике Г. Айзенка
Таблица 6
Результаты анализа выполнения теста “Несуществующее животное”
в рисунке Отсутствие признаков агрессии в рисунке 1группа:
С хирургической специализацией 60% 40% 2группа:
С другими специализациями 46,6% 53,4%
Таблица 7
Анализ результатов исследования с применением теста “Несуществующее животное”
сотрудники “Станции скорой помощи”
13 человек 7 человек
53,8% 6 человек
46,2% 2 группа испытуемых:
студенты МГМСУ
13 человек 4 человека
30,7 % 9 человек.
69,2 %
Таблица 8
Проективная методика “Тест–руки”
сотрудники “Скорой помощи” 7 человек
53,8% 4 человека
30,7% 7 человек
53,8% 2 группа:
студенты МГМСУ 7 человек
53,8% 5 человек
38,8% 6 человек
46,1%
Общие выводы проведенного исследования
На основании проведенного исследования можно утверждать, что у группы студентов выпускного курса, выбравших для себя хирургические медицинские специализации, уровень прямой активной физической агрессии, а также общий уровень агрессии выше, чем у студентов, выбравших другие (не хирургические) специализации.
К выдвижению, на чей-то взгляд возможно несколько неожиданной гипотезы в данной работе, побудил также и личный опыт авторов. В течение четырех лет, работая на “Станции скорой медицинской помощи” города Москвы, постоянно тесно общаясь с врачами разных специальностей, различных больниц обнаружилось, что некоторые из них ведут себя довольно несдержанно, некорректно, агрессивно по отношению к сотрудникам “скорой помощи”, к пациентам, к их родственникам и даже к своим коллегам. После более тщательного наблюдения выявилась закономерность, состоящая в том, что подобное поведение нередко обнаруживается у врачей определенных специальностей, в частности, у врачей с хирургической специализацией, хотя, на первый взгляд, хирурги должны бы быть более выдержанны, гуманны, спокойны, чем врачи других специальностей, так как от результатов их труда в большей степени зависит жизнь пациента. Данное наблюдение и послужило поводом для выдвижения гипотезы о преобладании агрессивности у врачей хирургических специальностей.
В чем же причина выявленной закономерности? Почему хирурги более агрессивны, чем их коллеги с не хирургическими специализациями?
На наш взгляд, причина данной закономерности заключается в том, что специалисты хирургических профессий – это люди, обладающие очень большей уверенностью в своих силах, твердостью, целеустремленностью.
Зачастую, жизнь человека, попавшего на операционный стол, целиком и полностью зависит от рук и мыслей хирурга, и, как нам представляется, через какое-то время, у некоторых врачей, занимающихся хирургией, формируется чувство “власти” над человеком, который находится на операционном столе. Нередко к этому чувству может присоединяться чувство вседозволенности, а у отдельных специалистов через определенное время эти качества из сферы чисто профессионального общения переходят в иные сферы общения.
Второе исследование проводилось среди сотрудников одной из подстанций “Скорой помощи” города Москвы и студентов выпускного курса медицинского вуза Москвы.
Перед началом исследования была выдвинута следующая рабочая гипотеза: сотрудники “Станции скорой медицинской помощи”, обладают более высоким уровнем общей агрессии, чем студенты выпускного курса лечебного факультета Московского медико-стоматологического университета.
Диагностика агрессивного поведения проводилась с помощью проективных методов:
1. Тест–руки (hаnd–тест).
2. Тест “Несуществующее животное”.
Практическая значимость изучения агрессии с помощью проективных методов и выявления взаимосвязи уровня агрессии с занимаемой должностью медицинских работников состоит в том, что полученные результаты позволяют более детально разобраться в проблеме взаимосвязи уровня агрессивного поведения и профессиональной деятельности человека.
Как видно из приведенной выше табл. 7, полученные данные дают основания предположить, что испытуемые первой группы, обладают более высоким уровнем общей агрессивности, чем студенты МГМСУ. Наличие признаков прямой агрессии в рисунках обнаружено у 7 человек из первой группы, что составляет 53,8% от общего числа испытуемых. Наличие признаков агрессии в рисунках испытуемых из второй группы, обнаружено лишь у 4 человек, что составляет 30,7% от общего числа испытуемых.
В данной методике главными параметрами исследования являлись: коэффициент I, параметр Agg, параметр Dir.
С помощью этого теста получены менее существенные различия. Так, по коэффициенту I, т. е. по общему индексу прогноза агрессивного поведения, результаты испытуемых в двух группах оказались одинаковыми – 53,8%. По показателю Agg – прямая, физическая агрессия, уровень, превышающий норму, обнаружен в первой группе у 30,7%, а у испытуемых во второй группе – у 38,8%.
Параметр Dir – проявление агрессивных действий в форме приказаний, указаний, возражений, превышающий норму, обнаружен у испытуемых из первой группы у 53,8% человек, а у испытуемых второй группы данный завышенный показатель отмечен у 46,1% от общего числа.
Таким образом, после проведения данной части исследовательской работы мы получили подтверждение выдвинутой гипотезы о том, что: сотрудники “Станции скорой медицинской помощи” обладают несколько более высоким общим уровнем агрессивных реакций, чем студенты-выпускники лечебного факультета Московского медико-стоматологического университета, которые еще не работали и не имели практики в условиях “скорой помощи”.
На наш взгляд, причина агрессии у врачей лежит в самой специфике работы “Скорой помощи”, социальной неудовлетворенности и в постоянной фрустрации, которой подвержены специалисты этой профессии.
Конечно, для выявления более глубоких психологических закономерностей связи уровня агрессии и профессиональной деятельности следует провести более глубокое психодиагностическое исследование. Данной же экспериментальной работой выявлен и подтвержден лишь тот факт, что уровень агрессии в известной мере оказывает влияние на выбор врачебной специализации и зависит от характера профессиональной деятельности.
Редакционный комментарий: в последнее время в обществе сильно возрос потенциал агрессивности. Взрываются дома, самолеты, поезда, машины, начиненные пластитом и селитрой. Гибнут ни в чем не повинные люди, жертвами терроризма становится все больше и больше людей. Жестокость – родная сестра или дочь агрессии – проникает во все сферы человеческих отношений и, к сожалению, находит щелочки для проникновения во взаимоотношения врачей и пациентов, врачей и медицинских сестер, врачей с врачами, т. е. туда, где это разрушительное явление наиболее нежелательно, где его существование противоестественно и невероятно опасно.
В условиях проникновения рыночных принципов в работу врачей, получившей довольно широкое распространение платной системы оказания медицинских услуг, между врачами и пациентами все чаще возникают напряженные отношения и противоречия, конфликтные ситуации, нередко заканчивающиеся судебным разбирательством, в основе которых немалую роль играет агрессивное поведение и пациентов, и, увы, врачей тоже.
Еще более важной проблемой в последнее время становится получивший во всем мире чрезвычайно высокое распространение так называемый “синдром перегорания среди врачей”, в основе которого лежат высочайшее нервное перенапряжение, психические и психологические перегрузки. Но немного учреждений здравоохранения в своем штате в настоящее время имеют клинических психологов, и очень незначительное число врачей периодически обследуется этими специалистами с профилактической целью, в плановом порядке, да и при возникновении конфликтных ситуаций тоже. Не до того нам сейчас, наверное. Есть другие более важные проблемы, но скоро мы придем к пониманию того, что упущения придется срочно ликвидировать. А пока врачи – клинические психологи – не могут найти себе работу не только в регионах России, но и в Москве.
Редакция получила статью молодого специалиста в области медицинской психологии, основанную на анализе литературы и собственных пока небольших по численности наблюдениях. До сих пор эта проблема никем не поднималась на страницах профессиональных изданий, но появление такой статьи – вовсе не случайное явление. Проблема существует, значимость ее возрастает, общественная опасность уже приобретает зримые, осязаемые и потрясающие по своим масштабам очертания. И, может быть, публикуемая в этом номере газеты статья, не отвечая, безусловно, на все вопросы, в каких-то аспектах спорная, в чем-то дискуссионная побудит маститых специалистов к приведению своих данных и выводов для более глубокого анализа. Не исключено, что этой публикацией мы открываем новый пласт в профессиональной дискуссии на актуальную тему, в проблеме профессиональной защиты интересов врачей и жизненных интересов пациентов. 16.12.2012
Посмотрите также:
Позиция медиков |
Развитие ребенка к 3-м годам К 3 годам общительность ребенка сильно вырастает. Он много болтает, задает кучу вопросов.... |
Лечение периодонтита Почему стоматологи всегда утверждали, что при малейших подозрениях на зубные заболевания... |
Ортопедический диван для красивой осанки ребенка Процесс созревания организма ребенка достаточно ответственный момент для родителей. ... |
Редуксин Каждая женщина и девушка стремиться всегда быть красивой, привлекательной и стройной.... |