Жизнь без зарплаты – не жизнь
> Официальный отдел > Правовое образование > Жизнь без зарплаты – не жизнь
Парламентские слушания на тему: “О реформировании системы оплаты труда работников бюджетной сферы (в части здравоохранения)
Недавно по России прокатилась акция протеста работников бюджетной сферы, к которым, как известно, относятся и медики. Люди возмущались грядущими изменениями в оплате их труда и требовали повысить заработную плату не в конце года, а сейчас.
Напомню, что с 1 октября 2003 года медицинским работникам намечено увеличить зарплату на 33%. К этому времени инфляция эту надбавку “съест”. Кроме того, министр труда А. П. Починок предлагает примерно в то же время перейти на новую систему расчета окладов бюджетникам. ЕТС заменит новая, отраслевая система. Теоретически она подразумевает более справедливое начисление зарплаты – в зависимости от образования, стажа, квалификации и многого другого. А практически?
Новая концепция широко обсуждалась на парламентских слушаниях, в которых приняли участие 220 человек из 56 регионов. Очень редко бывает, чтобы на слушания из регионов приехало 73 представителя исполнительной власти, 65 – законодательной, лечебных учреждений, страховых компаний, ассоциаций, профсоюзов. За небольшой период в Госдуму поступило около 1 тысячи обращений из 58 субъектов Федерации, преимущественно от работников здравоохранения и образования по вопросу заработной платы.
Не отвергая введение новой системы оплаты труда, участники слушаний во время выступлений доказывали необходимость внесения в проект поправок, которые не позволят ущемлять их и без того скудную заработную плату.
О РЕФОРМЕ
Н. Ф. Герасименко – председатель Комитета Госдумы по охране здоровья и спорту
Концептуальный взгляд Правительства на новую систему М. М. Касьянов, по его же словам, сможет доложить в мае. Время у нас еще есть и им надо воспользоваться, чтобы довести до сведения Правительства и разработчиков документов свои предложения. Это и есть основная цель нынешних парламентских слушаний.
Мы признаем, что реформировать систему оплаты труда работникам здравоохранения необходимо. Недовольство материальным положением они высказывают давно. Размер ставки первого разряда ЕТС в 2003 году составляет 23% от прожиточного минимума трудоспособного населения. А средняя зарплата медиков лишь в 1,58 раза его превышает. Сейчас она составляет 3204 рубля или 57% к ее уровню в промышленности. Для сравнения: московский дворник получает такую же зарплату, как и врач. И вот эти подачки, 33%!
Позитивного эффекта от такой реформы оплаты труда ожидать нельзя. Расчеты показывают, что оклад врача и провизора составит в среднем 2 тыс. 206 руб., среднего медицинского и фармацевтического персонала – 1 тыс. 387 руб., младшего медицинского и фармацевтического персонала – 838 руб., т. е. основные категории работников будут иметь должностной оклад ниже прожиточного минимума. На наш взгляд, заработная плата медиков должна быть повышена не менее, чем в 2 раза. В бюджете на 2004 год это нужно учесть.
В проекте не прописаны четко условия и сроки индексации оплаты труда. Фраза на эту тему звучит расплывчато и не содержит механизма индексации, не несет никаких обязательств. Смысл простой – есть в регионе деньги, то можно повысить, если нет, то извините.
В концепции необходимо расширить федеральные гарантии по оплате труда работников здравоохранения, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, установить механизм их денежного обеспечения. Сохранение в качестве федеральных гарантий только минимальный размер оплаты труда, как это рассматривалось в первом варианте концепции, считаем неприемлемым. Предлагаем: отраслевые системы оплаты труда, утвержденные правительством для организаций бюджетной сферы федерального уровня, являются федеральной гарантией в оплате труда работников учреждений здравоохранения, финансируемых субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Следует устранить в проекте пункт о том, что гарантии обеспечиваются за счет средств соответствующих бюджетов. Дотационные регионы такие гарантии обеспечить не могут, им необходима поддержка центра. Кроме того, предлагаем закрепить в законе определенную долю надтарифного фонда в фонде заработной платы. Если сейчас не прописать в законе эти выплаты, то они могут “зависнуть”. Хотим – оставим, а хотим – нет.
Наша точка зрения – введение концепции нужно перенести на более поздние сроки и не связывать начало ее реализации с очередным повышением минимального размера оплаты труда. Реформе по оплате труда должна предшествовать реформа межбюджетных отношений, завершение работы по разграничению полномочий между уровнями власти.
Счетная палата сделала вывод, что в налогах и сборах растет федеральная часть, а доля расходов центра, отчисляемая на поддержку бюджетов других уровней, не увеличивается. В таких условиях полностью перекладывать на регионы ответственность за обеспечение финансовых расходов на зарплату работников бюджетной сферы нельзя. Полагаю, что на первом этапе проведения реформы можно провести эксперимент в 3-4 регионах России.
Учитывая трудности, с которыми всегда принимаются социальные законы, считаю, что нужно сразу готовить качественный документ, потому что поправки в него будет вносить крайне сложно.
О ПОЗИЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА
А. П. Починок – министр труда и социального развития РФ
…Напоминаю, что законопроект до сих пор не рассматривался на заседании Правительства. Предварительно все его варианты рассылались для обсуждения и внесения предложений по совершенствованию его содержания. И я надеюсь, что нынешние парламентские слушания займутся конструктивным анализом системы, которая предложена, а не принятием очередных документов, выражающих категорическое несогласие с тем чего нет.
Теперь о позиции Правительства. Почему оно предлагает изменить систему оплаты труда? Причина проста. Единая тарифная сетка давно устарела и не позволяет отрасли развиваться. С этим согласны все. Более того, ее сохранение ухудшит материальное положение трудящихся. Но в России зарплату бюджетникам можно повысить только одновременно на всей территории. На практике это означает, что нужно дождаться пока самый слабый регион будет в состоянии провести повышение, пока во всех отраслях назреет его необходимость. Если сохранить нынешнюю сетку, то останутся диспропорции и уравниловка всех бюджетников, что дает нам возможности оперативно реагировать на нужды той или иной отрасли. Более того, вероятны массовые задержки зарплаты, когда федеральный бюджет готов повысить зарплаты, а субъекты федерации нет.
Мы следим за развитием ситуации в каждом регионе страны, на сегодняшний день проверили около сорока субъектов федерации. Выяснилось, если с 1 октября 2003 года федеральный бюджет может повысить заработную плату федеральным бюджетникам, то регионы сделать это не в состоянии по той простой причине, что у них нет средств. Они не предусмотрены в бюджете. Даже если и захотят его перераспределить, то денег не найдут. В любом случае сохранение прежней системы оплаты труда повторит то, что было в конце позапрошлого года, когда из федерального бюджета на 89% подняли зарплату по тарифу и на 50–60% в среднем по отраслям. Что в итоге? Огромные неплатежи по субъектам федерации, и нам пришлось оказать существенную помощь огромному количеству субъектов. Для того чтобы оперативно повышать зарплату эту цепочку надо разорвать. Безусловно, субъектам федерации нужно помогать, но, ждать пока в каком-то из них наведут порядок и до этого момента не повышать зарплату по всей стране, мы категорически не можем.
Теперь по сути предлагаемой системы. Обратите внимание, что она прогрессивней, чем единая сетка, потому, как предусматривает заинтересованность человека в работе, учитывает место и характера труда в здравоохранении. Безусловно, повышение маленькое, но для большего не хватает ресурсов. Вместе с Минздравом мы были вынуждены опираться на ту сумму, которую заложили в бюджете.
Если проект принимаем, то все базовые схемы вполне могут развиваться дальше, появятся дополнительные ресурсы. Обратите внимание, что сетки хорошо надстраиваются, расширяются промежутки между разрядами, вводятся разные виды надбавок. Многих не устраивает и маленькая дифференциация между зарплатой начинающего врача и врача с опытом. В рамках проекта ее можно учесть и скоординировать.
Будут претензии в том, что плохо учтены региональные особенности. Согласен. Но это вторая сторона медали. Районные коэффициенты давно устарели. В свое время они были построены по природно-климатическому принципу и не учитывали прожиточный минимум. И нам действительно, если хотим радикально решить проблему, нужно вместе тщательно пересмотреть систему районных коэффициентов. Если точнее, то это уже будет не районный коэффициент, его придется по-другому называть, но нам придется учитывать прожиточный минимум. Не случайно же мы, наконец, научились определять его по субъектам федерации.
Теперь о гарантиях. В новом варианте законопроекта, который будет вынесен на заседание Правительства, гарантии прописаны. Я согласен с тем, что в ходе перехода на другую систему оплаты труда в общей сумме люди не должны потерять надбавки и доплаты.
Серьезно меняется структура надтарифной части. Впервые в законе предложена новая развернутая система понятий и определений. Существующие надбавки надтарифной части расклассифицированы по принципу: что является следствием характера труда, а что следствием условий труда. Переизбыток разных форм доплат надтарифной части только ухудшал ситуацию, их давно надо было сгруппировать.
Важно и то, как будет развиваться система. Мы хотим дать больше свободы субъектам Федерации и руководителям лечебных учреждений. Почему? Потому что, опять-таки, управлять из Москвы и устанавливать один оклад всем, по всей территории России, бессмысленно. Слишком разные условия жизни и ситуации на рынке труда. Согласитесь, что с одной и той же заработной платой человек, живущий в Иваново, Рязани и в Москве, будет чувствовать себя принципиально по-разному.
Региону нельзя устанавливать систему оплаты труда хуже федеральной. Лучше – пожалуйста. И отбирать у субъектов федерации право вводить такие системы, наверное, не стоит. Ясно, например, что Москве придется разрабатывать свою систему оплаты труда, поскольку только с федеральной столица не вытянет. Врач окажется в чрезвычайно тяжелом положении.
Да, вводятся ограничения для субъектов Федерации на доплаты и надбавки. Но поймите природу ограничений. Большинство регионов России дотационные, и мы знаем, что во многих из них местные бюджетники получают зарплату больше федеральных. Это абсолютно нелогично и недопустимо. Неравенства тут не может быть. Федерация доплачивает в регионе и при этом еще регион устанавливает своим бюджетникам надбавки больше, чем федеральным. Субъект федерации может вводить надбавки, но темпами, скоординированными с ростом его доходов.
К чему мы подталкиваем? Да к тому, чтобы в региональных бюджетах появилось два приоритета. Первый – заработная плата, второй – жилищно-коммунальные расходы.
Сейчас, пока не внесены в проект варианты отрасли “Медицина”, важны предложения по их содержанию. Потому что при переходе с ЕТС на новую систему нужно учесть, с какого разряда на какой будут переходить люди, не произойдет ли при этом сбоев, правильно ли учтены квалификация человека, стаж, место работы, тип учреждения. И, наконец, позволяет ли проект учитывать специфику труда.
Потому что дело, на мой взгляд, даже не в деньгах, а в основополагающих принципах. Если при формировании сетки сделать перекос в разрядах или в специальностях, исправлять будет крайне сложно. Именно поэтому мы и ждем профессионального разговора на эту тему. Повторяю, если в бюджете появятся средства, безусловно, сетку можно будет улучшить.
Здесь присутствуют помимо меня сотрудники нашего министерства, в том числе и те, кто писали закон, концепцию, постановление Правительства. Мы внимательно вас выслушаем и рассмотрим, как действовать дальше. Вы правы: нужно обязательно увязать размер оплаты труда работников здравоохранения с конечными результатами их работы.
РЕФОРМА ПРЕЖДЕВРЕМЕННА
М. М. Кузьменко – председатель профсоюза работников здравоохранения РФ
Концепция не решает ни одну из задач, поставленных при ее разработке. Не обеспечивается повышение уровня заработной платы. Наоборот ее введение приведет к полной утрате единых подходов к оплате труда в отрасли и гарантий в размерах заработной платы. Сегодня в качестве гарантии предлагаются размеры окладов, а не минимальный размер оплаты труда. Нас это не удовлетворяет. Специфика отрасли такова, что в окладах нельзя учесть все особенности труда различных категорий работников. Эта возможность ограничена предлагаемыми объемами финансирования. Поэтому реально, что в заработной плате во многих регионах уже завтра будут утрачены надбавки за стаж непрерывной работы, а это от 30 до 100% зарплаты. К сожалению, даже если отраслевые системы будут установлены повсеместно в полном объеме, отсутствие единого механизма их индексации автоматически приведет к утрате единства подходов и к величине заработной платы.
Думаю, ясно к каким последствиям приведет реализация концепции. С одной стороны, не будет возможности проводить единую кадровую политику, а, значит, обеспечить кадрами отдельные регионы страны. С другой, не сможем обеспечить единые финансовые механизмы выравнивания условий для оказания медицинской помощи в рамках программы госгарантий. В итоге нельзя будет реализовать в полном объеме конституционные права граждан на бесплатную медицинскую помощь.
Наша твердая позиция: концепцию нельзя принимать в том виде, в котором она рассматривается сейчас. Мы настаиваем на увеличении объемов финансирования на введение отраслевых систем оплаты труда не менее чем в 2 раза; гарантий в размерах оплаты труда; единые сроки введения отраслевых систем оплаты труда; финансовые гарантии введения отраслевых систем оплаты труда; единый размер и сроки дальнейшего повышения уровня оплаты труда; и внесение соответствующих изменений в Трудовой кодекс России, чтобы сохранить законодательную основу действующих в настоящее время гарантий по этому вопросу.
Теперь о системе исчисления заработной платы. Мы участвовали в ее разработке с Минздравом РФ. Понимаем, что в заданных объемах финансирования она получилась несовершенная, в нее перенесены главные недостатки действующего порядка исчисления заработной платы. По-прежнему невозможно дифференцировать к уровню оплаты труда в зависимости от его специфики, отсутствует зависимость оплаты от конечного результата, так, как этого хотелось бы. Считаем, что целесообразно сохранить действующий порядок исчисления заработной платы по ЕТС до законодательного решения по разграничению полномочий субъектов федерации и доходных источников бюджетов. Поручить Минтруду России и заинтересованным отраслевым министерствам разработать оптимальные модели исчисления зарплаты работникам отраслей бюджетной сферы с расчетом потребностей в средствах из соответствующих источников, определить сроки их введения с учетом возможностей бюджетов соответствующих уровней в рамках принятой на федеральном уровне законодательной базы, определяющей их доходные источники.
Даже из этих позиций ясно, что срок реформы должен быть отложен не менее чем на год, два. В то же время принципиально важным является сейчас не потерять за разговорами о реформе исчисления зарплаты главного – необходимости ее реального повышения. Поэтому мы предлагаем на ближайший период сохранить ETC и в строгом соответствии с действующим Трудовым кодексом приблизить тарифные ставки первого разряда к прожиточному минимуму. В 2003 году увеличить ее не менее чем на 50%, а с 2004 года – в 2 раза.
Нам говорят, что в федеральном бюджете заложено на этот год лишь 33% увеличение. Да, но острота ситуации достигла уже такого предела, когда необходимо вносить изменения в федеральный закон о бюджете, тем более эксперты-аналитики говорят, что внешнеэкономическая ситуация позволяет рассчитывать на дополнительные поступления в федеральный бюджет. Есть еще одна важная проблема. Дело в том, что денег сегодня в регионах нет не только на введение новых отраслевых систем оплаты труда, но и на индексацию по ETC. Необходимо законодательно решить вопрос о направлении на эти цели трансфертов из бюджетов всех уровней.
И еще одна проблема. Практика показала, что недостаточно четко прописана законодательная база, регламентирующая реализацию принципов социального партнерства. В частности ответственности сторон за невыполнение соглашений всех уровней. Так, в генеральном соглашении Правительства с работодателями и профсоюзами, которые в течение многих лет являются одним из основных инструментов трипартизма, на 2002 год было предусмотрено повышение окладов ЕТС на 50%. Это обязательство Правительство не выполнило и правовой ответственности за это не понесло. И что самое главное – это не предусмотрено ни одним из федеральных законов, регулирующих эти вопросы.
ЗАРПЛАТА МЕНЬШЕ НЕ СТАНЕТ
Т. И. Стуколова – заместитель министра здравоохранения РФ
Беспокойство напрасное, зарплата меньше не станет. Все доплаты учтены и сохранены в новой системе и в проекте закона об этом четко и ясно прописано. Более того, надтарифы мы постарались максимально включить в тариф, поскольку эта часть защищена государственными гарантиями. И то, что в тариф не уместилось, будет учтено в надтарифе. Кроме того, дается возможность каждому субъекту федерации, в зависимости от существующих средств, повышать зарплату.
Хотелось бы, чтобы мы с вами не лукавили. 33% – это тот объем, который дается по фонду оплаты труда через утвержденные бюджеты. Это не значит, что каждый, даже если сейчас в рамках тарифной сетки повышать зарплату, получит 33%. Деньги идут на весь фонд оплаты труда и распределяются по тарифу и надтарифу. И здесь есть два пути. Один – всем увеличить, оставив тарифную сетку равной. Другой – подойти дифференцировано. Сейчас самое плохое положение у первичного звена – амбулатории, “скорая медицинская помощь”. Но в рамках существующей Единой тарифной сетки мы не можем изменить зарплату отдельно взятому подразделению. Поэтому для Минздрава было бы разумно и рационально ввести ведомственную оплату труда и позволить нам, уже вместе с вами, менять ее внутри отрасли.
Здесь говорили, что медикам нужно повысить зарплату в два раза. Думаю, что и этого недостаточно. Для того, чтобы зарплата была адекватна тем физическим и психическим затратам, которые несут медицинские работники, и тысячи долларов мало. Но мы сейчас живем в тот период, когда государство находится не в лучшей экономической форме. И здесь никто не сказал, что есть еще внутренние резервы и механизмы, которые должны нас, как граждан своего государства, заставить лучше работать.
Мнения, предложения
Г. С. Уткина – председатель Комитета по вопросам охраны здоровья Московской областной Думы
Прежде, чем реформировать систему оплаты труда, нужно изучить ситуацию в регионах. Потому что в каждом есть специфика труда. В Московской области повышают зарплату за счет собственных средств и медработники ничего не получат, если сейчас вводить предлагаемую систему.
А. В. Смирнов – депутат Законодательного Собрания Вологодской области
Предварительные оценки концепции реформирования оплаты труда не в пользу Минтруда и Минэкономразвития. Предложение: пустить суперприбыли от продажи нефти на повышение оплаты труда работникам здравоохранения и бюджетной сферы уже с июля 2003 года. Александр Петрович! Убедительная просьба – еще в этом году попытаться увеличить заработную плату работникам бюджетной сферы.
М. И. Мрыхин – депутат Законодательного Собрания Республики Карелия, председатель регионального отделения Российской медицинской ассоциации.
Первое впечатление от концепции, что ее делали люди, которые не живут в России. Они совершенно не владеют ситуацией в регионах. Предлагаю поддержать переход к отраслевой системе оплаты труда лишь при увеличении фонда оплаты труда, исходя из федеральных гарантий нижнего уровня оклада работников организации бюджетной сферы, равного прожиточному минимуму для работающего населения по субъекту РФ.
Пересмотреть разделение налогов в пользу субъектов Федерации для обеспечения законодательства по оплате труда работников бюджетной сферы.
Считаю, что большинство основных положений проекта могут быть реализованы в существующей системе оплаты труда. Не надо вводить нас в заблуждение.
Т. В. Яковлева – заместитель председателя Комитета по охране здоровья и спорту
Обязательной корректировке в проекте требует идея о полной передаче субъектам федерации полномочий по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы. Регионы-доноры с этой задачей справятся, но дотационные, а их у нас в стране большинство, нет. Постоянной проблемой в стране оставалась несвоевременная выплата их заработной платы. Если мы переложим все ответственность по ее выплате на плечи регионов, ситуация еще более обострится.
Прежде чем переходить к реформе, нужно принять централизованные меры по созданию эффективного механизма финансового выравнивания территориальных программ государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи.
Предлагаю включить в проект дополнительную статью: “Установить, что доля доплат, надбавок и премий в фонде оплаты труда учреждений здравоохранения не может быть ниже 46 %” и статью, устанавливающую повышение оклада бюджетникам, работающим на селе.
Рекомендации участников парламентских слушаний Правительству Российской Федерации:
1. Привести содержание Концепции в соответствие с требованиями статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации и Концепции развития здравоохранения и медицинской науки об установлении минимального размера оплаты труда не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека на всей территории России.
2. Более четко отразить в Концепции и проекте Федерального закона “О системах оплаты труда работников бюджетных учреждений” условия и сроки индексации оплаты труда работников учреждений здравоохранения.
3. Расширить в Концепции федеральные гарантии по оплате труда работников учреждений здравоохранения, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и установить механизм финансового обеспечения этих гарантий.
4. Рассмотреть возможность увеличения объемов финансирования фонда оплаты труда бюджетных учреждений, связанных с введением новой системы оплаты труда. Планируемое увеличение в 1,33 раза не позволит обеспечить реализацию задач, поставленных при разработке отраслевых систем оплаты труда, – обеспечение дифференциации в оплате труда различных категорий работников с учетом специфики их деятельности, существенное повышение уровня оплаты труда.
5. Упорядочить схемы должностных окладов медицинским работникам, предусмотренные Концепцией.
6. В законопроекте “О системах оплаты труда работников бюджетных учреждений” установить долю надтарифной части в фонде оплаты труда работников здравоохранения в размере 46%.
7. Перенести введение Концепции на более поздний срок и не связывать сроки начала ее реализации с очередным повышением минимального размера оплаты труда. Реформе оплаты труда работников организаций бюджетной сферы должна предшествовать реформа межбюджетных отношений, завершение работы по разграничению полномочий между уровнями власти.
8. На первом этапе реформирования системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения (в 2003–2004 годах) провести апробацию основных положений Концепции и законопроекта в субъектах федерации и муниципальных образованиях. В этих целях отработать пилотный проект в одном-двух регионах.
9. Включить в рабочую группу Правительства РФ по подготовке и доработке проекта Федерального закона “О системах оплаты труда работников бюджетных учреждений”, разрабатываемого на основе Концепции реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
10. В целях создания правовых, финансовых, экономических и организационных условий повышения уровня оплаты труда работников учреждений здравоохранения, усиления ее стимулирующей функции, разработать меры по полному обеспечению необходимыми финансовыми средствами за счет средств бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования Программы государственных гарантий обеспечения граждан России бесплатной медицинской помощью; принять меры по созданию эффективного механизма выравнивания условий финансирования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан страны бесплатной медицинской помощью.
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
1. Учитывая социальную важность проблемы, обратиться к Президенту Российской Федерации с предложением рассмотреть вопрос о реформировании системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы на заседании Государственного Совета Российской Федерации.
2. Ускорить рассмотрение проекта Федерального закона “О здравоохранении в Российской Федерации”.
Министерству здравоохранения Российской Федерации:
Активизировать работу по разработке и внедрению новых систем оплаты в учреждениях здравоохранения, подготовке нормативных и справочных материалов, необходимых для введения отраслевой системы оплаты труда в учреждениях здравоохранения. /table> 16.12.2012
Посмотрите также:
Санатории Ессентуков для вашего здоровья Каждый человек нуждается в полноценном отдыхе, который поможет восстановить духовные и... |
Почему подагра сложное заболевание? Подагра представляет собой заболевание, характеризующееся повышенной выработкой и... |
Если грипп застал врасплох… Грипп – это заболевание простудного типа, которое лечится как амбулаторно, так и в... |
Проблема в виде диатеза Атопический дерматит или, как его еще называют в народе, диатез представляет собой кожное... |
Токсоплазмоз при беременности Это заболевание относится к ряду паразитных, что человека, так и животных. Существуют два... |