Закон – не дышло?

> Официальный отдел > Правовое образование > Закон – не дышло?

О проекте Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в статьи 5, 6, 7, 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан”.

“Хорошие законы порождены дурными нравами”.
(Тацит)

Данный законопроект не может быть принят в предложенном варианте по следующим соображениям.
Проект закона посягает на ст. 41 Конституции Российской Федерации. Пункт 1 Основного Закона гласит: “Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений”. Это положение не означает ограничение объема медицинской помощи по имущественному показателю. Имеется в виду оказание полного объема такой помощи адекватно возникшему заболеванию, что соответствует основным требованиям Всемирной организации здравоохранения.
Предлагаемая авторами законопроекта норма ограничивает объем оказания бесплатной медицинской помощи некоей разработанной и утвержденной программой “государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью, включающей базовую программу обязательного медицинского страхования”.
Если обратиться к ст. 13 “Государственные социальные стандарты в области здравоохранения”, принятой в первом чтении Закона “О здравоохранении в Российской Федерации”, то обнаружим еще одну “новацию”. Авторы законопроекта впервые в мировой практике и вопреки международным нормам вводят неизвестную медицинскому миру норму минимально допустимого уровня удовлетворения граждан в медицинской помощи.
Цитата: “Государственные социальные стандарты в области здравоохранения – определенные федеральными органами государственной власти социальные нормативы и нормы, являющиеся обязательными при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, устанавливающие минимально допустимый уровень удовлетворения потребностей граждан в медицинской помощи… включая скорую медицинскую помощь, амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь, медицинскую реабилитацию и санитарно-курортное лечение”.
В ст.2 “Основные понятия проекта Закона РФ “О здравоохранении в Российской Федерации”, как и в иных правовых и распорядительных документах, нет терминологического и понятийного толкования этого эфемерного “минимально допустимого уровня удовлетворения граждан в медицинской помощи”.
К примеру, сочетанная травма – перелом бедра, ранение органов брюшной полости, трещина позвонка, ожог и любое иное повреждение. Каков здесь минимальный уровень оказания медицинской помощи?
Какими критериями должен руководствоваться врач, поклявшийся “честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека” (Федеральный закон “О внесении изменений в ст. 60 “Клятва врача” Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан”) – выделенной суммой на оказание “минимальной помощи” или тяжестью заболевания или травмы? Оказывая помощь больному по нормам “минимально допустимого уровня удовлетворения граждан в медицинской помощи”, врач становится клятвопреступником и несет наказание в соответствии с п.3 ст. 60 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в новой редакции, которая гласит: “Врачи за нарушение клятвы врача несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации”.
Поэтому следует внести изменения. Вместо “минимально допустимый” ввести в текст статьи слова “оптимальный, в соответствии с тяжестью состояния больного, уровень”.
Обоснование. Спад промышленного производства и нынешнее состояние отечественной экономики, окончательным следствием которых может стать исчезновение государства как такового, не могут продолжаться вечно. Сокращение источников роста доходной части бюджета пропорционально имеющим место потерям человеческого потенциала, уровень оказания медицинской помощи, соответственно, будет минимизироваться. Возможно, именно поэтому в российских кругах интеллигенции и СМИ постоянно муссируется тема эвтаназии как предельно минимальной медицинской помощи для облегчения страданий.
Аналогичные нормы устанавливаются авторами законопроекта и для всей вертикали исполнительной власти (ст.6,7).
Часть 4 статьи 20 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан “Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования” заменяется иной нормой: “гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется населению в соответствии с программами государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью”. Это исключает систему обязательного медицинского страхования из участия в реализации программ оказания медицинской помощи и противоречит действующему Закону “О медицинском страховании граждан Российской Федерации”.
Ссылка авторов на “Концепцию развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации”, одобренную постановлением правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года № 1387 в ущерб ст. 41 Конституции РФ, несостоятельна, поскольку Концепция – акт неправовой.
Обратимся к другому документу постановления правительства Российской Федерации от 26 октября 1999 г. № 1194 “О программе государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью”, подписанному премьером правительства РФ, ныне президентом РФ В. В.Путиным. Как видим, этот документ был подписан председателем Правительства в то время, когда в Государственной Думе уже был проект закона, изменяющий Основы законодательства в худшую сторону. В нем нет и намека на придуманный кем-то “минимально допустимый уровень удовлетворения потребностей граждан в медицинской помощи”.
В постановлении правительства сказано определенно и точно, что “программа государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью определяет виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно”.
Здесь же указан перечень видов медицинской помощи, предоставляемой гражданам РФ бесплатно, за счет средств ОМС и бюджета. Данное постановление ни в коем случае не определяет объем бесплатной медицинской помощи в меньшую сторону, а наоборот, позволяет и поощряет возможность субъектам Федерации “предоставление дополнительных объемов и видов медицинской помощи за счет средств субъектов РФ”.
Как видим, авторы законопроекта входят в противоречие с Основным законом и упомянутым постановлением правительства РФ, вводя законодательно пресловутую норму – “минимально допустимый уровень удовлетворения потребностей граждан в медицинской помощи”, которая настойчиво проталкивается неизвестными лоббистами еще с 1990 года.
С учетом позиции действующего президента РФ В. В.Путина, новой политики сформированного правительства, направленной на улучшение демографической ситуации, сохранение и укрепление здоровья населения страны и посягательство данного законопроекта на ст. 41 действующей Конституции РФ, предлагаю направить на новое согласование с исполнительной властью представленный законопроект.

А. И.МИРОНЕНКО, председатель общественной
организации “Мораль – основа права”

16.12.2012


Посмотрите также:
Прикус и его нарушения
Прикус и его нарушения

Во всем мире более 80% населения имеют нарушения прикуса, искривление зубов и прочие подобные...
Пьезохирургический аппарат
Пьезохирургический аппарат

  Все больше пациентов зубного врача убеждаются в том, что современная стоматология уже...
Причины возникновения рака
Причины возникновения рака

Ученые до нынешних пор не могут точно определить причину возникновения онкологических...
Как выбрать хорошие очки?
Как выбрать хорошие очки?

Когда мы выбираем очки, мы обычно уделяем внимание форме и цвету, модным тенденциям,...
Лечение рака печени в Израиле
Лечение рака печени в Израиле

Основная причина рака печени, согласно указанию врачей – это хронические гепатиты,...