Управлять – так по науке
> Официальный отдел > Реформа здравоохранения > Управлять – так по науке
Ключевое звено в любой системе управления – специалист. Поэтому, чем лучше он подобран, тем эффективнее система функционирует.
Формирование управленческих кадров (организаторов здравоохранения) чрезвычайно сложный процесс. Однако его правильное решение всегда дает высокий экономический и социальный эффект. Проблема управленческих кадров особенно актуальна для отечественной системы охраны здоровья.
При реформировании системы охраны здоровья следует учитывать экономическую ситуацию в стране. В нынешней, центральной фигурой в системе медицинской помощи становится руководитель-менеджер. Уже давно назрел вопрос об изменении структуры управления в лечебно-профилактических учреждениях и, в первую очередь, больниц. Здесь нужно иметь в штате две должности – директор и главный врач.
В странах СНГ и, в частности, на Украине, для подбора управленческих кадров здравоохранения пока еще нет научно обоснованной системы. Ее отсутствие приводит к негативным последствиям. Так, например, с 1999 года сменилось 9 министров здравоохранения, что привело к потере централизованного контроля за качеством медицинской помощи населению. В то же время демографическая ситуация на Украине крайне неблагоприятная. Смертность превышает рождаемость. Со времени провозглашения независимости численность населения Украины уменьшилась с 52 млн до 49,5 млн В 2002 году – до 48 млн. Конечно, не все в этой проблеме зависит от службы охраны здоровья, но ее роль значительная.
Существующая практика подбора и расстановки управленческих кадров не способствует тому, чтобы в регионах к ней относились по-деловому.
Работая в службе здравоохранения Одесского региона около пятидесяти лет, я не раз сталкивался с непрофессиональным подбором руководящих кадров.
Раньше эти вопросы решали партийные функционеры, а сейчас чиновники государственных структур. Они принимают решение о замещении вакантной управленческой должности субъективно относясь к претенденту. Следует заметить, что не всегда животрепещущий вопрос рассматривают, как в прошлом, так и в настоящем, люди имеющие отношения к медицине. Как правило, областное и городское руководство назначают на должности заместителей, курирующих здравоохранение либо в администрации, либо в Советах, специалистов без медицинского образования.
Такая практика значительно снижает возможности для компетентного и профессионального решения кардинальных вопросов по охране здоровья населения, а также при замещении управленческих должностей.
В последнее время появились публикации о разных формах подбора управленческих кадров. В частности, ученые Донецкого медицинского университета (В. И. Агерков, О. Т. Дорохова, Г. К. Северин, И. В. Коктишев) изучили международную практику по данной проблеме, провели исследования и рекомендуют комплексную методику поиска управленческих кадров, которая базируется на следующих принципах:
1. Профессионально-графический анализ деятельности кандидата на управленческую должность оценивается в баллах эффективности работы на каждой из ранее занимаемых должностей по схеме: эффект повышался /+ I балл/, не изменялся /0 баллов/, снизился /– I балл/. Таким образом, от суммы баллов выявляется коэффициент профессиональной результативности.
2. Целенаправленное изучение кандидата путем анкетирования направлено на выявление профессиональных возможностей и индивидуальных качеств, необходимых для работы на ответственной должности. Для этого готовятся специальные анкеты, которые заполняет претендент.
3. Анализ особенностей и профессионализма осуществляется на основании характеристики членов коллектива, где работал претендент. Такие данные получаются путем заполнения опросных анкет.
4. Испытание кандидата на управленческую должность. Этот принцип может быть реализован в два этапа. Первый. Решение управленческих задач разного уровня сложности, создание программы перспективного развития организации, предприятия, отрасли, финансово-экономическая деятельность, коммуникабельность.
Второй этап – выполнение обязанностей в ходе испытаний. Пробный период длится 3–5 месяцев. Все это время ведется протокол для объективной оценки работы с помощью дополнительных количественных и качественных показателей.
5. Психологическая оценка особенностей кандидата. Оценивается, прежде всего, общий интеллектуальный уровень. При этом управленец, независимо от уровня, не может иметь низкий коэффициент. Только “выше среднего”. Оптимально, если он находится в рамках “высокий” или “очень высокий”. Далее изучается образовательный уровень, творческие возможности, эмоциональная уравновешенность, особенности характера, проявление и выражение качеств лидера. По итогам психологической оценки должен быть составлен интегральный коэффициент данной личности.
Мы понимаем, что представленная методика не единственная в мире. Она может быть дополнена или изменена. Самое главное в ней то, что показан переход от субъективного чиновничьего подхода при отборе кандидата на замещение управленческой должности к объективному.
Чтобы заключительный этап данного процесса носил более профессиональный характер, целесообразно полученные материалы по претенденту на управленческую должность рассмотреть на совместном заседании регионального Правления Ассоциации врачей и Лобби медиков. И только после этого направить представление на него в тот областной или муниципальный орган, который имеет законодательное право на комплектование управленческих кадров.
Для того, чтобы отрасль здравоохранения, в целом, функционировала более эффективно, Европейское региональное бюро ВОЗ в документе под названием “Европейская политика по достижению здоровья для всех на двадцать первое столетие” (от 29 июля 1997 г.) предлагает три стратегии развития системы здравоохранения: укрепление первичной медико-санитарной помощи; внедрение методов управления, ориентированных на конечный результат с точки зрения улучшения здоровья; обеспечение устойчивого финансирования, основанного на принципах солидарности.
В современных условиях, когда экономика прочно вошла в жизнь лечебных учреждений, загоняя медицину в скорлупу коммерции, чрезвычайно важно иметь профессиональное руководство не только в министерстве, регионах и городах, но и в основных подразделениях отрасли – больницах, поликлиниках и т. д. При этом в работе этих учреждений нужна систематическая оценка ежедневной медицинской помощи, оказываемой пациентам, с точки зрения результатов для их здоровья.
С учетом современных тенденций ключевым вопросом становятся управленческие навыки. Главные врачи прошлой и настоящей формации – руководители-самоучки, изучавшие нынешнюю науку управления на краткосрочных курсах кафедры организации здравоохранения.
Это положение подтверждается в монографии “Менеджмент в системе медицинской помощи”. В разделе 102 – основные личностно-профессиональные черты и навыки – на основании проведенных исследований отмечается, что до 90 % руководителей органов и учреждений здравоохранения не соответствует приведенным требованиям. Более того, от 43,1 % до 67,8 % из этого числа, в зависимости от иерархического уровня руководителей, по наиболее значимым критериям (формирование целей и определение задач, организация системы, принятие и реализация решений, обеспечение взаимодействия и др.) не являются современными управленцами, а 34,9 % руководящая деятельность противопоказана.
Существующая в настоящее время практика управления лечебно-профилактическими учреждениями в лице главного врача, заместителя по медицинской части, не обеспечивает квалифицированное решение задач.
Многолетняя европейская практика, когда руководят медицинским учреждением директор и главный врач, полностью себя оправдывает. Но для решения проблемы необходимы хорошо подготовленные кадры.
В классических университетах, в состав которых входят медицинские институты, факультеты, есть наиболее благоприятные условия для подготовки врачей как по известным специальностям, так и по новым – экономист, менеджер здравоохранения.
Подобная практика подготовки врачей пока может осуществляться в Москве, где в составе классического университета есть медицинский факультет, а на Украине – в Ужгороде. В Санкт-Петербурге предполагается эту работу проводить в вузах с экономическим уклоном.
В более широком масштабе на Украине и, в частности, в Одессе эта работа проводится на базе кафедры управления здравоохранением Одесского филиала Украинской Академии государственного управления при Президенте Украины и кафедры социальной медицины, управления и экономики здравоохранения Государственного медицинского университета.
Нужно развернуть переподготовку врачей, занимающих руководящие должности в системе здравоохранения регионов Украины. Из главных врачей, прошедших переподготовку и имеющих интерес к менеджменту, можно комплектовать должности директоров медицинских учреждений. А пока, с моей точки зрения, настольной книгой должна стать уже упомянутая монография.
В Европе в качестве директоров работают специалисты без врачебного образования, но имеющие экономическое или финансовое, опыт практической работы.
Должность главного врача в этих условиях отдается высококвалифицированным практикующим врачам, а в крупных больницах – кандидатам и докторам медицинских наук.
При такой постановке вопроса функциональные обязанности между директором и главным врачом строго разграничены. Директор отвечает за весь комплекс административно-хозяйственной деятельности, а главный врач за организацию, качество и постоянное совершенствование лечебно-диагностического процесса.
Начало реформы в странах СНГ уже произошло. Так, в Москве, в ГКБ № 23 “Медсантруд” руководителем назначен директор, который будет выполнять менеджерские функции. А главному врачу в управлении оставлен лечебно-диагностический процесс.
Предполагается, что при такой расстановке руководящих кадров повысится эффективность работы больницы, возрастет число пролеченных больных, улучшится качество лечения, снизится кредиторская задолженность.
В новой версии “Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан” есть статья о руководителе учреждения здравоохранения – менеджере. Надо полагать, что и другие страны СНГ, в том числе и Украина, пойдут по этому же пути.
Осуществление реформы – дело не простое, требующее времени на подготовку директоров-менеджеров, но ее решение – веление времени, и начинать следует с крупных больниц. Для начала нужно создать резерв кадров, в который должны войти молодые перспективные специалисты, а также лица, занимающие в настоящее время должности главных врачей. После окончания учебы и аттестации резервисты получат возможность занимать руководящую должность в системе здравоохранения – директора.
Следующая проблема – восстановление управленческой вертикали. Ее ликвидация – самая большая ошибка в ходе реформирования. Она привела к тому, что на первых порах, даже на муниципальном уровне, пытались создать замкнутую систему здравоохранения. Хотя ее невозможно сформировать даже в регионах Украины. Включились серьезные затратные механизмы: создавались дублирующие структуры, приобреталось дорогое оборудование и прочее, что экономически не оправдано в условиях прежних и нынешних финансовых ограничений. Вот почему в здравоохранении должна быть единая система. Она поможет избежать множества недоразумений, связанных с развитием материально-технической базы, решением кадровых вопросов и др.
Необходимо радикально изменить принцип выделения средств на Украине. На смену сетевому должен прийти подушевой норматив и, таким образом, в регионе будет разработана серьезная нормативно-правовая база для финансирования медицинских учреждений. В результате чего распределение ресурсов будет исходить не из численности коечного фонда, а из объема медицинской помощи, предусмотренного Программой государственных гарантий. При расчете затрат следует исходить из того, как они реализуются в виде тарифов на медуслуги.
Генеральный директор ВОЗ Гру Харлем Брутленд видит успех в борьбе с болезнями в создании устойчивых и справедливых систем здравоохранения во всех странах. Другой важной задачей она считает развитие своей идеи о том, что стимулирование здравоохранения – это ключ к экономическому развитию, так как улучшение здоровья принесет больше прибыли, чем “игра на бирже или уменьшение размеров микропроцессов”.
Всем известно, что бюджет ведет к плохому здоровью, но последние исследования говорят о том, что плохое здоровье приводит к бедности отдельных лиц, поселений, целых наций. Необходимо распространять знания на уровне премьер-министров, министерства финансов и тех, кто принимает руководящие решения по всему миру. В регионах – среди глав администраций, в городах – среди мэров.
На Украине президент и премьер-министр крайне недостаточно заботятся о здоровье граждан. Это подтверждается тем, что на нужды здравоохранения выделяется менее 3%, в то время как, во всех европейских странах, кроме Албании, от 6 до 12%.
Без неотложных мер по совершенствованию управления здравоохранением немыслимо дальнейшее функционирование службы в современных условиях. Политики должны отдать приоритет этой службе и обеспечить соответствующее финансирование. Только комплексный подход обеспечит устойчивую и справедливую деятельность системы здравоохранения на Украине.
Ю. Гордон, президент Ассоциации врачей Украины и Одесского региона, заслуженный врач Украины 16.12.2012
Посмотрите также:
Лекарства в дорогу Для многих людей путешествия – это значительная часть их жизни, но даже если это не так,... |
Питаемся здоровой пищей Здоровая и полезная пища играет главенствующую роль в самочувствии человека. От... |
Псориаз и его лечение Псориаз – незаразное заболевание, которое досконально ещё медиками не изучено.... |
Ингалятор при бронхите Ингалятор при бронхите – это достаточно популярный и действенный способ облегчить... |
Народная медицина |