Единое информационное медицинское пространство и единая информационная медицинская система

> Официальный отдел > Реформа здравоохранения > Единое информационное медицинское пространство и единая информационная медицинская система

Концептуальная гипотеза

Вице-президент РМА, председатель Комитета по информационной политике и стратегии, заведующий кафедрой социальной медицины,
экономики и управления здравоохранением МГМСУ, член-корр. РАЕН, профессор
Г. А. Комаров

Обеспечение эффективной охраны здоровья населения и деятельности системы здравоохранения предусматривает наличие единого информационного медицинского пространства и единой информационной медицинской системы.
Единое информационное медицинское пространство (ЕИМП) страны – это часть общегосударственного информационного пространства, имеющее многопараметрическое измерение, внутреннюю логическую структуру, иерархическую систему управления, стратегию развития, функциональные внешние и внутренние связи, научное, кадровое, ресурсное, техническое и финансовое обеспечение.
Под единой информационной медицинской системой (ЕИМС) понимается часть ЕИМП и одновременно его функция. При этом ЕИМС обладает всеми признаками системы, как и единое информационное пространство. В задачи ЕИМС входит:
- информационное обеспечение управления здравоохранением,
- информационное обеспечение профессиональной медицинской деятельности,
- удовлетворение информационных потребностей населения в области охраны здоровья,
- воздействие системы здравоохранения на уровень санитарной культуры населения и образ жизни с позиций сохранения здоровья.
В соответствии с указанными задачами ЕИМС имеет несколько подсистем (ИПС), связанных между собой горизонтальными функциональными связями, а по вертикали иерархически не соподчиненными. Схематически укрупненную структуру ЕИМС можно представить в следующем виде:
Информационные подсистемы в предшествующий период развития отечественного здравоохранения формировались не одновременно и с разной степенью формализации. Исторически наиболее обеспеченной научно и организационно являлась ИПС управления. Она обеспечивала функционирование управленческой вертикали здравоохранения.
В период успешной и высокоэффективной борьбы с социально значимыми заболеваниями сложилась и адекватно действовала ИПС воздействия. Благодаря разветвленной сети санитарно-просветительских учреждений и регламентированной деятельности врачей в области санитарного просвещения, государственной политики по мобилизации средств массовой информации (СМИ), включая в последующем и электронные, а также тиражирования специальной пропагандистской литературы (брошюр, листовок, буклетов, плакатов) санитарная культура населения, несомненно, повышалась. Однако население было плохо информированным о показателях здоровья, положении здравоохранения, финансировании охраны здоровья населения. Иными словами говоря, ИПС населения не получала развития в силу закрытости информации.
Административно-командная система управления здравоохранением не предполагала также полноценного развития ИПС профессиональной деятельности, но было бы ошибочным утверждать, что система здравоохранения не уделяла должного внимания информационному обеспечению профессиональной деятельности. По числу и тиражам специальной медицинской литературы (книг, профессиональных журналов) СССР занимал лидирующее место в мире. Цена изданий и подписки соответствовали экономическим возможностям и позволяли создавать большие личные библиотеки, выписывать не только узкопрофильную периодику, но и издания общемедицинского профиля, что, безусловно, способствовало формированию широты врачебного мышления.
В период реформ здравоохранение не могло сохранить ИПС от разрушительного влияния сепаратизма и регионализации. В результате пострадала в целом ЕИМС, которая и без того за последние 20 – 30 лет отстала от мирового уровня развития информационных технологий. Отсутствием средств обусловливалось игнорирование компьютеризации системы здравоохранения в целом (медицинской науки, высшего и среднего медицинского образования, лечебно-профилактической сети), а это в свою очередь сдерживало развитие телемедицины, электронных периодических изданий. Экономический кризис в последнем десятилетии века привел к резкому подорожанию книг, сокращению тиражей профессиональных периодических изданий, к исчезновению многих из них. Для научных, учебных и лечебно-профилактических учреждений и что особенно важно для практических врачей оказался недоступен Internet с его несомненно, широкими возможностями.
В результате неправильного толкования и практического применения Закона РФ “О средствах массовой информации” система здравоохранения утратила возможность формирования объективного и полного представления в масс-медиа СМИ. Это привело к двойному негативному последствию: отсутствию должного внимания со стороны властных институтов страны и к потере влияния на санитарную культуру населения. В свою очередь это, безусловно, отразилось на заболеваемости населения, особенно управляемыми и социально обусловленными инфекционными болезнями.
Автор неоднократно ставил перед руководством Минздрава России вопрос о недопустимости разрушения единого информационного медицинского пространства страны, о необходимости системе здравоохранения иметь информационную стратегию. При этом имелось в виду, что фрагментарное решение отдельных вопросов не может быть эффективным, а отсутствие ЕИМС рано или поздно приведет к деградации российской медицинской школы, к отставанию от мирового научно-технологического уровня развития. И с каждым упущенным годом затраты на ликвидацию этого отставания будут возрастать в геометрической прогрессии.
И тем отраднее, что накануне III (XIX) Всероссийского Пироговского съезда врачей РМА удалось найти понимание у министра здравоохранения Ю. Л. Шевченко существа проблемы. И не только понимания, но и стремления к сотрудничеству в этом направлении.
Тот факт, что на Пироговском съезде врачей масс-медиа СМИ восприняли саму постановку вопроса о создании полноценной ЕИМС как покусительство на их “суверенитет”, лишний раз показывает степень непрофессионализма, проявляющегося даже на понятийном уровне. Уже не говоря об отсутствии государственного мышления и элементарных представлений о научных основах информатизации у руководителей ряда изданий, претендующих на удовлетворение информационных потребностей системы здравоохранения и врачей.
Модель ЕИМС весьма условно может быть построена в трехмерной системе координат, на самом деле являясь N-мерной. Предлагая вниманию разработанную на основе анализа современной отечественной и зарубежной литературы и построенную с применением компьютерных технологий пространственную модель ЕИМС России (Рис. 1), автор далек от упрощенного представления о возможности ее быстрой практической реализации, полагая, что единственным разумным принципом является “step by step” – шаг за шагом. Первый шаг в этом направлении Российская медицинская ассоциация сделала совместно с Минздравом РФ. И дело вовсе не в том, что создана бесплатная газета для врачей, а в том, что с первого номера она существует в стереотипной электронной версии на сервере в Internet’е – www. rmass. rugazet. При этом реализованы три важнейших принципа. Первый – информация врачу должна предоставляться как необходимый аксессуар для создания надлежащих условий его успешной профессиональной деятельности. Второй – врач должен быть уверен в отсутствии информационных артефактов, что обеспечивается учредительством общественной профессиональной медицинской ассоциации. Третий – заявлен вектор развития, заключающийся в переходе от рутинно-традиционной к современной электронной информационной технологической стратегии. Иными словами, каждый врач и вся система здравоохранения побуждается к компьютеризации и переходу на современные информационные технологии, которые успешно осваивает и применяет весь мир.
Как видно на схематическом рисунке модель ЕИМС предусматривает несколько векторов или, проще сказать, основных стратегических направлений, определяемых задачами и представляющими собой подсистемы, а также шестью уровнями – федеральным, республиканским (краевым), областным, муниципальным, учрежденческим и индивидуальным.
ИПС управления как наиболее обеспеченная и имеющая высокую степень готовности к адаптации и к переходу на новые технологии требует финансового обеспечения, технического оснащения компьютерами, обучения и переобучения персонала, разработки функциональных алгоритмов и восстановления разрушенной вертикали.
Значительно сложнее предстоящая работа по созданию ИПС обеспечения профессиональной деятельности. Она распадается на несколько относительно самостоятельных направлений (подподсистем). Укрупненная структурная схема, приводимая ниже, является условной и открытой для дополнения.
Информационными средствами для этой подсистемы являются следующие: книгоиздательская деятельность, профессиональные периодические издания (журналы, газеты, в том числе электронные, распространяемые в сети Internet, на CD-ROM’ах, дискетах, видеокассетах), информационные бюллетени, телеконференции, виртуальные съезды, конгрессы, симпозиумы, совещания, лекционные циклы, консилиумы, консультации и другие. Использование электронных технологий обеспечит высокую экономическую эффективность, значительное повышение качества подготовки специалистов и информационного обеспечения их профессиональной деятельности.
ИПС населения предусматривает эффективное использование существующих каналов и средств массовой информации (масс-медиа СМИ), особенно электронных для размещения в них достоверной, объективной и полной информации о состоянии здоровья населения с координацией этой деятельности Минздравом Российской Федерации и Российской медицинской ассоциацией. Для этого необходимо достижение понимания на правительственном уровне важности и экономической заинтересованности государства в решении этих вопросов не путем насилия над СМИ и ограничения их свободы в выборе информации, а применением налоговых льгот и других экономических стимулов.
Также очень сложным представляется создание ИПС влияния. По сути, она является восстановлением института санитарного просвещения, но на принципиальном новом современном уровне. Задача ИПС влияния заключается в формировании потребности в здоровом образе жизни у широких слоев населения, в различных возрастных и социальных группах. В этой работе должны быть экономически заинтересованы все практические врачи и руководители органов управления и учреждений здравоохранения. Создание экономического стимулирования за эффективную информационно-профилактическую работу наиболее реально в системе ОМС, идеология которого предусматривает это. Концептуальная модель российского государственного здравоохранения также является профилактически ориентированной на декларативном уровне. Создавшийся в последние десятилетия крен в медицину лечебную есть не что иное, как аберрация, возникновению которой способствовало ухудшение финансирования.
Однако в развитии ИПС влияния должны быть учтены ошибки прошлых десятилетий, в частности игнорирование роли психологов, социологов, педагогов и специалистов в смежных областях, чье участие необходимо для наиболее полного использования новых технологий воздействия на массовое сознание и восприятие. В настоящее время эти специалисты главным образом востребованы для политической борьбы, шоу-бизнеса, рекламы.
Настоящая концептуальная гипотеза предусматривает участие в решении вопросов построения ЕИМС кроме Министерства здравоохранения, региональных органов управления здравоохранением и РМА, Российской академии медицинских наук, медицинских образовательных академий и университетов, ФФОМС, всех ныне существующих СМИ и специально созданных новых.
Несомненно, и то, что концептуальная гипотеза должна претерпевать изменения и дополнения в процессе развития и пошаговой практической реализации.

16.12.2012


Посмотрите также:
Поддержка мужского здоровья в зимний период
Поддержка мужского здоровья в зимний период

Многие мужчины очень недобросовестно относятся к собственному здоровью. Алкоголь, курение,...
Сбой в работе почек
Сбой в работе почек

Почки выполняют в организме очень важную функцию. Благодаря этому парному органу происходит...
Здоровье глаз
Здоровье глаз

 Люди – странные существа. С одной стороны, они не могут себе представить, что бы...
Все о здоровье щитовидной железы
Все о здоровье щитовидной железы

Сегодня распространенным заболеванием после сахарного диабета  у нашего населения являются...
Временная проблема с вакцинацией
Временная проблема с вакцинацией

 С недавних пор в государственных поликлиниках заметно уменьшилось количество так...