“Каштан”: из авиации – в травматологию
> Статьи > Традиционная медицина > “Каштан”: из авиации – в травматологию
Транспортная иммобилизация принадлежит к одному из необходимых элементов противошоковой помощи и к числу средств, препятствующих повреждению костными отломками магистральных сосудов и нервов и перфорации кожи с превращением закрытого перелома в открытый. В арсенале “скорой помощи”, в основном используются лестничные шины типа Крамера, шины ЦИТО, которые удобны для иммобилизации дистальных отделов конечностей, но малоэффективны для иммобилизации перелома бедра, коленного сустава, а также множественных переломов нижних конечностей и таза. Надувные и вакуумные шины обеспечивают более стабильную иммобилизацию, однако они не дают возможности устранять смещение по длине (захождение) отломков, степень наддува их невозможно контролировать, допустимое время использования составляет не более 2 часов, а при большом смещении отломков и обширной травме мягких тканей, пострадавшие испытывают сильные боли вследствие давления на них надутой камеры. Все эти недостатки устранены в модифицированной надувной транспортной шине “Каштан-М”.
Идея ее создания заимствована из авиации. В снаряжение летчика современных боевых машин обязательно входит противоперегрузочный костюм (ППК), так как в полете возникают перегрузки. Костюм ППК предотвращает отток крови от жизненно важных органов к ногам, обжимая ноги и брюшину пропорционально нарастающим перегрузкам, и тем самым сохраняет боеспособность пилота в сложных условиях воздушного боя.
Идею создания отечественного противошокового костюма в 1990 году предложил профессор В. А. Соколов. Это начинание было поддержано Министерством здравоохранения РФ, которое и профинансировало разработку изделия. Работа была поручена Научно-производственному предприятию “Звезда” – ведущему предприятию России в области разработки и производства систем жизнеобеспечения и спасения летчиков и пассажиров летательных аппаратов и выполнена по договору с Минздравом России в период с 1991-го по1993 год.
Клинические испытания и независимую медицинскую экспертизу провели Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н. В. Склифосовского и Станция скорой помощи города Раменское Московской области. Технические испытания и экспертизу документации провел Научно-исследовательский институт медицинской техники.
Костюм рекомендован к серийному производству и медицинской практике в феврале 1993 г. Комитетом по новой медицинской технике МЗ РФ. С октября 1993 года производится серийно.
“Каштан” прошел испытания в боевых условиях в 1992 году в Приднестровье в отряде специализированной помощи оперативно-спасательной службы Российского Красного Креста и в 1997 году в Таджикистане. Используется службами скорой медицинской помощи многих регионов России.
Тракционная шина состоит из двух складных штанг, располагающихся по внутренней поверхности нижних конечностей, совмещенных с двумя надувными секциями соответственно обеим нижним конечностям и надувным тазовым поясом. В тазовый пояс вставляется упорная планка, с которой соединяются штанги тракционной шины. Внутри штанг проходят подпружиненные стержни, обеспечивающие вытяжение конечности при помощи специальной петли, накладываемой на голеностопный сустав и стопу пострадавшего поверх обуви. Тяга фиксируется на специальной шкале в пределах от 2 до 12 кг. Шина позволяет надежно иммобилизировать переломы и разрывы сочленений таза, переломы бедра на всем протяжении, переломы коленного сустава и голени как односторонние, так и двусторонние. Наддув секций осуществляют при помощи резиновой помпы (“лягушки”), безотказно работающей в пределах от –40 до +40° С. Контроль за наддувом осуществляют при помощи встроенного манометра. Для иммобилизации достаточно давления 40–50 мм рт. ст. в ножных и тазовых секциях, такое давление в шине даже при длительном пребывании в ней пациента (свыше 6-ти часов) не вызывает возникновения синдрома длительного сдавления. Авторы располагают наблюдениями о пребывании в шине пациента свыше 1,5 суток с благоприятным исходом. Надутые секции помимо дополнительной иммобилизации являются мягкой амортизирующей прокладкой и обеспечивают комфортную транспортировку не только на носилках, но и в неприспособленном автомобиле и по бездорожью.
Если у пострадавшего имеется шок или острая кровопотеря, “Каштан-М” можно использовать для оказания противошоковой и гемостатической помощи. В этих случаях давление в ножных и тазовых секциях повышают до 70 мм рт. ст. и надувают брюшную секцию до 40 мм рт. ст. В результате собственная, абсолютно совместимая кровь пострадавшего из мышечных депо конечностей и таза и кровяных депо брюшной полости, перемещается в центральный объем в количестве до 1,5–2 л. Это обеспечивает увеличение сердечного выброса, устранение центральной гиповолемии и в результате устойчивую стабилизацию и подъем артериального давления до нормальных цифр. Одновременно с этим брюшная секция в надутом состоянии ограничивает полость брюшины до 500–700 куб. сантиметров и является единственным средством для временной остановки внутрибрюшного кровотечения даже при повреждении крупных сосудов и паренхиматозных органов брюшной полости. Никакими другими средствами Служба “скорой помощи” нашей страны в настоящее время не располагает, и исход внутрибрюшного кровотечения зависит от калибра сосуда, темпа кровотечения, времени доставки в стационар и готовности хирургов стационара к экстренной операции. За редкими исключениями время от момента травмы до момента наложения хирургом зажима на кровоточащий сосуд брюшной полости составляет 2 часа. При среднем темпе кровотечения (30 мл/мин.) кровопотеря может составить 1800 мл, а более интенсивное кровотечение оказывается для таких пострадавших, в большинстве случаев, фатальным.
Методика наложения шины “Каштан-М” заключается в следующем. На носилках раскладывают ножные секции и тазовый пояс, брюшную секцию откидывают книзу. Вставляют тазовый упор в тазовый пояс, к которому присоединяют тракционную шину. Пострадавшего с переломами нижних конечнчостей укладывают на носилки соответственно секциям костюма. На обе или одну стопу прикрепляют специальную петлю поверх обуви, которую соединяют с тракционной тягой шины. Одну (или обе) конечности обертывают ножными секциями, которые закрепляют текстильными застежками (“липучками”), брюшную секцию укладывают на живот и прикрепляют к тазовому поясу. Соответственно цветной маркировки присоединяют штуцера обеих ножных, тазовой и брюшной секции к резиновой помпе через манометр. При нормальном артериальном давлении (отсутствие травматического шока) надувают при помощи помпы ножную и тазовую секции до 40 мм рт. ст. При помощи тяги создают вытяжение сломанной конечности до выравнивания длины обеих конечностей. После этого пациент готов к транспортировке.
Наложение шины занимает от 3 до 7 минут. Если у пострадавшего имеются явления травматического шока или подозрение на внутрибрюшное кровотечение, то надувают обе ножные и тазовую секции до 70 мм рт. ст., а брюшную секцию до 40 мм рт. ст. Систолическое артериальное давление обычно после этого поднимается до субнормальных и нормальных цифр. Уровень диастолического давления зависит от степени шока и обескровленности пострадавшего. Если кровопотеря более 1500 мл, диастолическое давление поднимается незначительно от исходного и в дальнейшем растет в зависимости от восполнения объема циркулирующей крови внутривенным путем.
Если у пострадавшего был изолированный перелом без признаков шока, то после доставки его в стационар можно снять транспортную шину “Каштан-М” и иммобилизировать перелом больничной шиной. При шоке и подозрении на внутрибрюшное кровотечение пострадавший остается в надутых секциях, ему продолжают инфузионно-трансфузионную терапию шока с одновременным рентгенологическим, ультразвуковым, лабораторным и другим обследованием и подготовку к экстренной операции по остановке внутрибрюшного кровотечения. У особо тяжелых больных можно выполнять лапаротомию, не сдувая ножные и тазовую секции.
В тех случаях, когда экстренная операция не требуется, шину “Каштан-М” начинают сдувать и снимать после переливания кристаллоидов и кровозаменителей в объеме не менее 2 л. Показателем достаточности восполнения объема служит диастолическое давление – оно должно составлять не менее 60 мм рт. ст. Каждые 10 мин. уменьшают давление во всех секциях на 10–15 мм рт. ст. с контролем артериального давления.
После снятия шины надувные секции моют стиральным порошком, а затем раствором хлорамина, вытирают насухо, складывают и помещают в укладку или специальную тару.
Использование транспортной шины “Каштан-М” у более чем 170 пострадавших показало ее высокую эффективность и комфортность как при острой травме, так и при длительной транспортировке в пределах Московской и сопредельных областей.
Сведения об авторах
Соколов Владимир Анатольевич – д. м.н., профессор, руководитель отделения сочетанной и множественной травмы Московского НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского.
Авитисов Павел Викторович – Заслуженный врач Российской Федерации, к. м.н., доцент, начальник кафедры медико-биологической защиты Академии гражданской защиты МЧС РФ.
Гноевой Юрий Григорьевич – Инженер-механик. Руководитель и создатель систем спасения пилотов и пассажиров летательных аппаратов. Инициатор разработок и создатель медицинской техники на предприятии ОАО “НПП “Звезда””, автор более двух десятков изобретений, заместитель начальника КБ по медицинской технике, в настоящее время менеджер по медицинской технике.
Д. м.н., профессор В. Соколов, Заслуженный врач РФ, к. м.н., доцент П. Авитисов, Ю. Гноевой
(Московский НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского, Академия гражданской защиты МЧС РФ)
16.12.2012
Посмотрите также:
Лечение корневого канала Лечение корневого канала – это лечение внутренних зубных областей, т.е. нервной... |
О сибирской язве Сибирская язва представляет собой инфекционное заболевание, которое потенциально является... |
Берегитесь сифилиса Сифилис является хроническим инфекционным заболеванием, которое передается... |
Виды анемии Анемия представляет собой заболевания, которое возникает в том случае, если... |
Дерматиты: причины возникновения Дерматиты представляют собой воспалительные поражения кожи, возникающие вследствие воздействия... |