Официальный отдел

> Газета Медицинские Ведомости > Медицинские Ведомости № 1(4) январь 1998 года > Официальный отдел

Закон Санкт-Петербурга

О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ 1. Общие положения

Настоящий Закон устанавливает порядок лекарственного обеспечения льготных категорий жителей Санкт-Петербурга и формы контроля за соблюдением их прав на льготную лекарственную помощь в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

СТАТЬЯ 2. Понятие и термины, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие понятия и термины:
 – государственный заказ на лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга – объем централизованной закупки лекарственных препаратов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, предусмотренных на эти цели;
 – льготная категория жителей – жители Санкт-Петербурга, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на обеспечение лекарственными средствами на льготных условиях;
 – наибольший лечебный эффект на единицу затрат – критерий выбора лекарственных средств, гарантирующих статически предсказуемый лечебный эффект, по оптимальному отношению цены и качества для формирования государственного заказа на лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга.

СТАТЬЯ 3. Ответственность Администрации Санкт-Петербурга за лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга Губернатор Санкт-Петербурга несет персональную ответственность за лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга.
Отраслевой орган Администрации Санкт-Петербурга, образованный для решения вопросов в области здравоохранения Санкт-Петербурга (далее – орган управления здравоохранением), является ответственным за лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга.
Отраслевой орган Администрации Санкт-Петербурга, образованный для решения вопросов социально-экономического развития и промышленной политики Санкт-Петербурга (далее – орган управления экономикой), является ответственным за межотраслевую координацию деятельности по организации исполнения государственного заказа на лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга.
Отраслевой орган Администрации Санкт-Петербурга, образованный для решения вопросов в области финансов (далее – орган управления финансами), является ответственным за исполнение бюджета Санкт-Петербурга, в частности, финансирования государственного заказа на лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга.
Отраслевой орган Администрации Санкт-Петербурга, образованный для решения вопросов в области социальной сферы (далее – орган управления социальной сферой), является ответственным за предоставление сведений о категориях жителей Санкт-Петербурга, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение.

СТАТЬЯ 4. Необходимые условия реализации прав на лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга. Условиями реализации прав на лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга является:
1) наличие формуляра лекарственных средств для льготных категорий жителей (далее – формуляр);
2) финансовые гарантии реализации формуляра;
3) государственный заказ на лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга;
4) наличие системы аптечных государственных предприятий и учреждений и государственного регионального органа по контролю качества и сертификации лекарств;
5) меры по обеспечению гласности в сфере реализации прав на лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга;
6) наличие системы учета льготных категорий жителей;
7) наличие системы учета, контроля и обмена информацией по обращению лекарственных препаратов.

СТАТЬЯ 5. Формуляр лекарственных средств Формуляр ежегодно определяет номенклатуру и потребность в жизненно необходимых лекарственных средствах для льготных категорий жителей и служит основанием для формирования государственного заказа.
При составлении формуляра используется принцип наибольшего лечебного эффекта на единицу затрат.
Формуляр разрабатывается органом управления здравоохранением, утверждается и вносится губернатором Санкт-Петербурга в качестве приложения к проекту закона о бюджете Санкт-Петербурга в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.
Формуляр публикуется в виде приложения к закону о бюджете Санкт-Петербурга.

СТАТЬЯ 6. Финансовые гарантии реализации формуляра Финансовой гарантией реализации формуляра является включение в бюджет Санкт-Петербурга защищенных расходов, предусмотренных отдельной статьей, определяющей объем бюджетных средств достаточный для лекарственного обеспечения льготных категорий жителей Санкт-Петербурга.
Финансирование из средств бюджета Санкт-Петербурга, обеспечивающее реализацию формуляра, осуществляется со специального счета органа управления здравоохранением.
Нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга может быть предусмотрено дополнительное к бюджетному внебюджетное финансирование лекарственного обеспечения льготных категорий жителей Санкт-Петербурга.

СТАТЬЯ 7. Государственный заказ на лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга Государственный заказ на лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга организуется органом управления здравоохранением на основании формуляра.
Для размещения государственного заказа, а также в целях рационального и более эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга, в соответствии с действующим законодательством проводится открытый конкурс.
Для проведения конкурса создается конкурсная комиссия, в состав которой входят представители Администрации Санкт-Петербурга, Территориального фонда обязательного медицинского страхования, общественности.
Персональный состав конкурсной комиссии утверждается губернатором Санкт-Петербурга.
На заседаниях конкурсной комиссии вправе присутствовать представители поставщиков, участвующих в конкурсе, журналисты, представители общественных организаций.

СТАТЬЯ 8. Организационные основы лекарственного обеспечения льготных категорий жителей Санкт-Петербурга Исполнение государственного заказа на лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга осуществляется по мере необходимости в течение года посредством проведения открытых конкурсов на право поставки лекарственных средств для этих целей в аптечную сеть.
Хранение лекарственных средств, закупленных по государственному заказу для льготных категорий жителей Санкт-Петербурга, осуществляют государственные учреждения, которые создаются, реорганизуются, преобразуются, обеспечиваются и ликвидируются органом управления здравоохранением на правах учредителя.
Жители Санкт-Петербурга, отнесенные в установленном порядке к льготным категориям, получают лекарственные средства в аптечных предприятиях и учреждениях любой формы собственности, получивших право отпуска таких лекарственных средств на условиях открытого конкурса.

СТАТЬЯ 9. Контроль за состоянием лекарственного обеспечения Контроль за целевым использованием средств, предусмотренных в бюджете Санкт-Петербурга на лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга, организует и ежеквартально проводит орган управления финансами.
Контроль за полной реализацией прав жителей Санкт-Петербурга на льготное лекарственное обеспечение осуществляется наблюдательной комиссией, созданной при Законодательном Собрании Санкт-Петербурга в соответствии с положением о комиссии, разрабатываемым органом Законодательного собрания Санкт-Петербурга, курирующим вопросы здравоохранения и организующим свою деятельность на основе текущих проверок и обращений граждан.

СТАТЬЯ 10. Настоящий закон вступает в силу с 1 января 1998 года.

Губернатор С.-Петербурга
В. А.Яковлев

Лекарственное обеспечение больных сахарным диабетом

Лекарственное обеспечение больных сахарным диабетом – один из самых больных вопросов петербургского здравоохранения, над решением которого не первый год бьются городские власти. Свой взгляд на проблему – у медиков. Этим взглядом поделился с участниками прошедшей в С.-Петербургском Государственном Медицинском Университете научно-практической конференции “Проблемы лекарственного обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений Санкт-Петербурга” главный диабетолог Комитета по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга, профессор Военно-Медицинской Академии Сергей Шустов. По просьбе редакции Сергей Борисович любезно предоставил в наше распоряжение тезисы своего доклада, которые мы и предлагаем вашему вниманию с необходимым комментарием.
В Санкт-Петербурге насчитывается около 100 тысяч больных сахарным диабетом, среди них 11 тысяч человек, в том числе 540 детей, страдают наиболее тяжелой инсулинзависимой формой заболевания. Более 80 тыс. пациентов имеют инсулиннезависимый сахарный диабет, среди них 8 тыс. человек получают инсулины и 70 тыс. лиц – таблетированные противодиабетические препараты.
За последние два года произошло отчетливое улучшение лекарственного обеспечения пациентов, страдающих сахарным диабетом. Предпосылками этого было появление высококачественных российско-польских инсулинов, цена которых значительно ниже импортных аналогов, а также ряд федеральных и городских нормативных актов, среди которых необходимо отметить Указ президента РФ “О мерах по усилению социальной поддержки больных сахарным диабетом”, федеральную программу “Сахарный диабет”, утвержденную постановлением Правительства России и городскую медико-социальную программу “Диабет”.
Суть изменений в обеспечении препаратами инсулина сводится к следующему. В конце 1995 г. – начале 1996 г. были прекращены закупки импортных инсулинов животного происхождения и начато широкомасштабное внедрение отечественных свиных монокомпонентных инсулинов. Это в свою очередь позволило сэкономить средства и увеличить долю препаратов генно-инженерного человеческого инсулина с 22 % в 1995 г. до 45% в 1996 г. и 55% в 1997 г. В настоящее время в городе имеется 18 наименований препаратов инсулина мирового уровня качества всех ведущих фирм-изготовителей, удовлетворяющих любые потребности пациентов как по длительности действия, так и по другим характеристикам. Вместе с тем, за указанный период удалось отказаться от 9 наименований препаратов инсулина и средств их введения, потребность в которых на фоне улучшения качества закупаемых препаратов отпала. Данная перестройка обеспечения инсулинами прошла без увеличения финансовых затрат города, в первую очередь за счет низких цен на отечественный инсулин.
Перевод больных сахарным диабетом на препараты инсулинов высшего качества привел к важному последствию – снижению суточных доз инсулинотерапии у пациентов и, таким образом, к уменьшению потребности во флаконных формах инсулина. В 1990 – 1995 гг. Санкт-Петербург ежегодно потреблял около 900 тыс. флаконов инсулина. На 1997 год, когда тенденция к снижению суточных доз уже отчетливо проявилась, была заявлена потребность в 780 тыс. флаконов. Однако анализ движения препаратов инсулина в аптеках и Центральной фармацевтической базе в этом году показал, что реально произошло снижение доз инсулинотерапии на 30-35%. Это позволило заявить потребность на 1998 г. в размере 580 тыс. флаконов. Таким образом, за два года удалось уменьшить количество закупленного инсулина примерно на 320 тыс. флаконов в год. Получаемая за этот счет экономия средств дает возможность создать современную структуру пероральных противодиабетических препаратов для пациентов с сахарным диабетом II типа. В 1996 г. – во второй половине 1997 г. закупки высококачественных препаратов – Гликвидона и Гликлазида – стали весьма регулярными. При сохранении такой тенденции удается вплотную приблизиться к ориентировочным нормативам, заданным федеральной программой, согласно которым из всех таблетированных средств 50% должно приходиться на Глибенкламид, 25% на Гликвидон, 15% на Гликлазид и 10% на Метформин. При выполнении заявки на 1998 г. показатели в городе будут соответственно 60, 18, 15, 7%.
Таким образом, в настоящее время в Санкт-Петербурге создана система обеспечения больных сахарным диабетом современными инъекционными и таблетированными средствами. Одновременно исчерпаны внутренние резервы для оптимизации лекарственной терапии у этих пациентов, поэтому дальнейшее совершенствование лекарственного обеспечения будет возможно после оздоровления экономической ситуации и улучшения финансирования здравоохранения.

С. Б.Шустов
зав. кафедрой ТУВ №1 Военно-Медицинской Академии, профессор

Комментарий к докладу

Вне всякого сомнения, большой вопрос может вызвать то место доклада, в котором говорится об улучшении лекарственного обеспечения. Здесь стоит пояснить, что речь идет прежде всего не об увеличении финансовых потоков на закупку лекарств, а об изменении в лучшую сторону их качества. Наконец-то подавляющее большинство пациентов с инсулинзависимой формой диабета получили возможность пользоваться человеческим инсулином. В 1995 году, скажем, такую возможность имел лишь каждый пятый из тех, кто нуждался в инсулине.
Кроме того, в первом полугодии прошлого года, когда возникли перебои с таблетками для диабетиков, большие проблемы испытывали все льготники, ни один из инсулинзависимых больных ни на один день не остался без инсулина. Да, из-за дефицита определенных видов инсулина приходилось переходить с одного на другой, что воспринималось достаточно болезненно, но такого, чтобы не было ни одного вида, удалось не допустить.
Каковы перспективы на 1998 год? Они зависели прежде всего от того, примет или не примет Законодательное собрание поправку к городскому бюджету, которая позволит сохранить нынешние объемы лекарственного обеспечения. Поскольку поправка в конце концов принята не была, то вместо заявленных 43 миллиардов рублей (а именно об этой заявке идет речь в докладе профессора Шустова) диабетики получили лишь 33 миллиарда, то есть на четверть меньше необходимого. Детей удастся в этом случае обеспечить полностью, взрослым, скорее всего, придется время от времени переходить с одного вида инсулина на другой, а тем, кто использует таблетированные средства, останется довольствоваться глибенкламидом, потому что диабетон и глюренорм будут в дефиците.
Правительство Санкт-Петербурга аргументировало необходимость сохранения бюджета тем, что сумма, выделяемая на льготные лекарства, не уменьшилась, по сравнению с прошлым годом, хотя всем понятно, что вырос курс доллара, в котором производители измеряют сегодня цены не только на импортные, но и на некоторые отечественные препараты.
Против поправки неожиданно выступила Наталья Евдокимова, председатель комиссии по социальным вопросам. Выступила, сославшись на то, что часть средств на льготные лекарства, как подозревают многие, уходит куда-то “налево”. Вряд ли это достойный аргумент – давайте тогда вообще отменим льготное лекарственное обеспечение вообще. Не будет денег – не будет проблемы. Кроме того, депутату и карты в руки: комиссия имеет полное право провести аудиторскую проверку, контролировать расходование средств. Ни одна отрасль народного хозяйства не может похвастаться тем, что в ней государственные средства уходят “направо” до последней копейки. Подобные аргументы могут привести к тому, что покупателей перестанут пускать в универсамы потому, что один из тысячи может украсть с прилавка кусок колбасы. Увы, махать кулаками после драки уже поздно. Поправка к бюджету не прошла...

27.11.2012


Посмотрите также:
Цистит – болезнь мочевыводящих путей № 1
Цистит – болезнь мочевыводящих путей № 1

К большому сожалению, болезни стали молодеть. Сегодня у кабинета детского уролога очень...
Что нужно знать если решили лечиться во Вьетнаме
Что нужно знать если решили лечиться во Вьетнаме

Ваша безопасность Первое, что интересует европейцев при посещении стран Юго –...
Компьютерная диагностика организма
Компьютерная диагностика организма

  Как известно, любое заболевание легче предотвратить, чем лечить. Поэтому, очень важно...
Древнее искусство тайского массажа
Древнее искусство тайского массажа

Почему-то при упоминании фразы «тайский массаж» многие ассоциируют его с...
Неприятная проблема во время беременности
Неприятная проблема во время беременности

  Беременность для женщины – это один из наиболее счастливых периодов в жизни....