Специалисты обсудили взаимоотношения государства и лекарственного рынка

> Газета Медицинские Ведомости > Медицинские Ведомости № 5(17) октябрь 1999 года > Специалисты обсудили взаимоотношения государства и лекарственного рынка

Второй раз прошел в Петербурге конгресс “Актуальные вопросы фармации”. На этот раз организаторы в лице Фармацевтической ассоциации Санкт-Петербурга и Северо-Запада приурочили его к международной выставке “Больница-99”.
Нельзя сказать, что это было сделано ради расширения состава участников – на конгресс в основном съехались руководители органов управления здравоохранением и директора аптечных предприятий, которые, разумеется, на выставке стендов не размещали. Но многие гости конгресса решение о его совмещении с “Больницей” приветствовали – это дало им возможность “убить двух зайцев”. Тем более, что в рамках выставки целый павильон был отдан фармацевтическим компаниям и производителям ЛС.
Производителей поддержат
Главной темой II Международного конгресса “Актуальные вопросы фармации” стали вопросы взаимоотношений государства и лекарственного рынка, которые сегодня выходят на первый план. Не случайно поэтому поддержку Фармацевтической ассоциации в подготовке петербургского форума оказали Министерство здравоохранения РФ, Комитет по здравоохранению Администрации С.-Петербурга и С.-Петербургская Государственная химико-фармацевтическая академия.
Открыл конгресс президент Фармассоциации проф. Б. А.Чакчир. Он отметил, что, за редким исключением, в большинстве регионов страны перед дистрибьюторами и особенно аптеками сегодня стоят одинаковые и весьма острые проблемы. Кстати говоря, об этом же в кулуарах конгресса говорили многие гости “Актуальных вопросов фармации”. А представительство регионов оказалось довольно широким: Москва, Архангельская, Московская, Нижегородская, Ярославская области, Карелия и даже Приморский край.
Пленарное заседание открыл доклад зам. начальника отдела здравоохранения Департамента социальной сферы Минэкономики РФ В. С.Денисенко. Она повела речь об основных направлениях государственной политики в области лекарственных средств. В. С.Денисенко особо подчеркнула, что отсутствие единых подходов к государственному регулированию цен на ЛС сегодня фактически привело к превращению фармацевтического сектора здравоохранения в бизнес, чего нет ни в одной развитой стране мира.
Одна из важнейших причин создавшейся ситуации – неэффективное взаимодействие федеральных и территориальных органов власти. И связано это не только с нехваткой финансов, но и с неэкономичным использованием уже имеющихся ресурсов, с недостаточным привлечением средств ОМС вообще и страховых медицинских компаний в частности.
Нерациональной систему лекарственного обеспечения, заметила В. С.Денисенко, делает и низкая информированность врачей о препаратах, что приводит к дорогим для бюджета ошибкам при назначении и применении лекарств. В этом плане положительную роль способны сыграть формуляры ЛС всех уровней, начиная с конкретного медицинского учреждения. А вот федеральный формуляр еще предстоит обсуждать и обсуждать.
Особое беспокойство Минэкономики вызывает сегодня состояние отечественной фармацевтической промышленности. По данным министерства, она в состоянии обеспечить потребности страны в медикаментах не менее, чем на 75%. Тем не менее, до сих пор ассортимент российских аптек на 60% состоит из импортных препаратов. О какой же тогда национальной безопасности может идти речь? В особенной мере тревожат субстанции, номенклатура выпуска которых сократилась с 272 в 1992 году до 114 в нынешнем.
Сознавая это, Минэкономики совместно с Минздравом сейчас принимает меры, которые должны способствовать стабилизации положения в фармацевтической промышленности. Введена процедура ускоренной регистрации отечественных ЛС. При закупках иммунобиологических препаратов Минздрав ориентируется в основном на российскую продукцию.
В то же время В. С.Денисенко подвергла некоторых производителей критике за то, что они, имея налоговые льготы для инвестиций в научные разработки, используют эту возможность далеко не в полной мере. По оперативным данным, “на науку” отчисляют не более 20% положенной части прибыли. В результате разработчики ЛС остаются без поддержки, а врачи и больные – без новых отечественных препаратов.
Нам бы как в Германии…
Зарубежному опыту развития лекарственной помощи населению и возможностям его использования в условиях России было посвящено выступление проф. С. З.Умарова, зам. начальника кафедры военно-медицинского снабжения и фармации Военно-Медицинской Академии. Речь шла в основном об опыте западноевропейских стран – Германии, Франции и Великобритании, а также США.
Несмотря на различия в функционировании фармацевтического рынка в этих странах, есть и явные сходства, которые вызвали особый интерес участников конгресса. К примеру, в Германии и США лицензия (разрешение на эксплуатацию аптеки) выдается не розничному предприятию в целом, а его директору или, в американском случае, собственнику. Передавать ее другому лицу нельзя. Появление нового директора означает аннулирование лицензии и необходимость получать ее заново. Возможно, введение подобной системы в России оградило бы наиболее эффективно работающие государственные аптечные учреждения от посягательств любителей “теневой приватизации”.
Французский опыт интересен тем, что в стремлении сократить расходы бюджета в этой стране сократили величину компенсации за лекарства. И это при том, что государство и так оплачивало не всю стоимость рецептурных препаратов, а (в зависимости от различных обстоятельств) от 40 до 70%. А в Великобритании ввели правило, по которому новая аптека не может располагаться в радиусе 1,6 км от уже действующей.
Оживление в зале вызвала статистическая информация о затратах средней американской аптеки, в структуре которой арендная плата не превышает 3%. “Белую зависть” вызвало это у заведующих аптеками из Петербурга, где городская администрация никак не соглашается снизить явно завышенную стоимость аренды для розничных предприятий.
Интересные данные привела в своем сообщении о возможностях ценообразования на ЛС доцент С.-Петербургской Государственной химико-фармацевтической академии М. В.Рыжкова. По результатам социологического опроса нескольких сот петербуржцев, при выборе препарата 50,4% горожан считают его цену, в то время как до кризиса главным считали ее лишь 19%. 62% петербуржцев высказались за фиксацию цен, несмотря на то, что, по мнению половины опрошенных, это вызовет дефицит. Иными словами, сегодня жители даже не самого бедного региона готовы искать препарат по всему городу, но не переплачивать за него (“критический порог” переплаты был оценен в 20%).
Сделанные в Академии расчеты порога рентабельности для аптечных учреждений дали основания ее специалистам предложить одновременно применять два подхода к государственному регулированию цен на ЛС. Первый – установление экономически обоснованной “пороговой” наценки для каждого региона. Сейчас же во многих областях органы управления зафиксировали наценку аптек на таком минимальном уровне и в то же время столько задолжали им за льготный отпуск, что коэффициент соотношения собственных и заемных средств у них достиг 1 к 26. Второй подход – жесткое фиксирование единой цены на конкретный препарат, входящий в список ЖНВЛС, который при этом должен быть не громоздким (не более 200 наименований).
Интересным оказалось выступление исполнительного директора “Фонда фармацевтической информации” М. А.Сафиуллина, посвященное созданию Перечня зарегистрированных ЛС как основе для формирования единого информационного пространства. О законодательном регулировании фармацевтической деятельности на региональном уровне на примере проекта Закона Москвы “О лекарственном обеспечении” вел речь один из его создателей, специалист Информационно-аналитического центра при редакции “Фармацевтического вестника” К. А.Перов. 12 моделей регионального фармацевтического рынка, из которых наиболее широкое применение нашли 6, выделила в своем докладе генеральный директор группы компаний “ЭрЭмБиСи” С. Бошнакова.
Будет ли порядок на рынке?
Второй день конгресса был посвящен работе круглых столов по нескольким темам, каждую из которых организаторы обозначили как открытый вопрос. Например, круглый стол по контролю качества и сертификации назывался “Будет ли порядок на рынке лекарств?” А обсуждение вопросов ценообразования прошло под знаком вопроса: “Как совместить наши потребности с нашими возможностями?”
По поводу льготного лекарственного обеспечения участники конгресса пытались разобраться, “Чья голова должна болеть об этом?” (имелись в виду субъекты системы лекарственного обеспечения). А обострившаяся конкуренция на фармацевтическом рынке вызвала в некотором роде риторический вопрос: “Хорошо это или плохо?”
Последний из трех дней работы конгресса внес в него праздничные нотки. 15 сентября Фармацевтическая ассоциация Санкт-Петербурга и Северо-Запада торжественно отметила 5-летие со дня создания. “Хозяйкой” праздника стала исполнительный директор и одна из инициаторов создания этой профессиональной общественной организации Т. В.Зайченко.

27.11.2012


Посмотрите также:
Cемена конопли для здоровья
Cемена конопли для здоровья

Природа человеку сделала отличный подарок, которым являются семена конопли. Они имеют скромный...
Новотирал в современной медицинской практике
Новотирал в современной медицинской практике

Новотирал – гормональное лекарственное средство, которое чаще всего назначают тем, кому...
Подготавливаем ногти к педикюру правильно
Подготавливаем ногти к педикюру правильно

  Главной отличительной чертой французского педикюра является то, что при его проведении...
Системы отбеливания зубов, заслуживающие мировое признание
Системы отбеливания зубов, заслуживающие мировое признание

Главная цель эстетической стоматологии – красивая и белоснежная улыбка пациента. Как...
Отит у ребенка: что делать?
Отит у ребенка: что делать?

Детский отит – это воспалительное заболевание ушей, которое характеризуется стреляющей...