Юридическая консультация
> Газета Медицинские Ведомости > Медицинские Ведомости № 1(21) январь 2000 года > Юридическая консультация
“Ко мне приехала престарелая родственница. Внезапно у нее случился инфаркт. Вызвали “скорую”, врач потребовал страховой полис, которого у больной не оказалось. Тогда врач заявил, что не может оказать никакой помощи...”
Нина Яковлева, Москва
– Когда медики, приехавшие на экстренный вызов, отказывают в помощи, вы, при любых обстоятельствах, можете прямо при них перезвонить на “скорую” и сказать, что бригада отказывается оказывать помощь, затем заручиться показаниями свидетелей и предупредить врача об уголовной ответственности за отказ в оказании медицинской помощи.
В прошлом году в России была принята Программа государственных гарантий бесплатной для пациентов медицинской помощи по трем основным видам:
1 – скорая медицинская помощь при состоянии угрозы жизни и здоровью граждан (внезапное заболевание, обострение хронических заболеваний, несчастные случаи, травмы, отравления, осложнение беременности при родах);
2 – амбулаторно-поликлиническая помощь, которая включает в себя проведение профилактических мероприятий, диспансерное наблюдение, диагностику и лечение заболеваний в поликлинике и на дому;
3 – стационарная помощь при острых заболеваниях, хронических болезнях, отравлениях, травмах и пр.
Скорая помощь оказывается всем нуждающимся за счет бюджетных средств. Лечение в поликлинике или стационаре – это сфера обязательного медицинского страхования, где вступает в действие страховой полис.
“Что мне делать: я обратился в частную клинику за срочной стоматологической помощью, но вместо больного зуба мне вырвали здоровый. Могу ли я получить компенсацию?”
Михаил Поликарпов, Москва
– За некачественное лечение действительно можно потребовать компенсацию. По платным услугам вы можете обращаться в суд только по закону “О защите прав потребителей”. Чаще всего проблемы с платной медициной возникают в таких областях, как косметология, стоматология и аборты, а сложности – с определением размера морального вреда, т. к. какого-то конкретного критерия для его оценки не существует. Если Вы обращаетесь в суд, то судья сам оценивает размер компенсации, руководствуясь своим внутренним убеждением и медицинской документацией. Поэтому, чтобы иметь право на компенсацию и возмещение морального ущерба, надо следить, чтобы все назначения врача были занесены в медицинскую карту.
Не прибегайте к услугам тех медиков, которые не ведут никакой документации.
Светлана Завидова, юрист Международной конфедерации обществ потребителей
“Окулист в поликлинике мне кажется недостаточно квалифицированным. Куда я могу обратиться, если мне не нравится медицинское обслуживание в моей поликлинике по месту жительства?”
А. К., Москва
– В этом случае можно попытаться решить вопрос с главным врачом этой поликлиники. Но если пациент окажется неудовлетворенным вновь, он может обратиться в страховую организацию, а она обязана защитить его права.
В отсутствии в лечебном учреждении нужного специалиста страховая компания заключает договор об оказании медицинской помощи данному лицу в другом медицинском учреждении и сообщает об этом застрахованному. Если последнему не нравится медицинское учреждение, которое предлагает ему страховая компания, он вправе выбрать другое. Страховая компания в этом случае обязана заключить договор с тем медицинским учреждением, которое выбрал сам застрахованный, на оказание ему медицинской помощи.
Григорий Волокин, ведущий специалист Минздрава по обязательному медицинскому страхованию
“Могу ли я получить компенсацию за те лекарства, которые меня попросили купить в больнице при госпитализации?”
М. А., г. Наро-Фоминск Московской области
– Иногда да. Когда клиент предъявляет квитанцию, у него есть возможность получить эти деньги назад. По системе обязательного медицинского страхования в стоимость стационарного лечения входит и лекарственное обеспечение, поэтому просить клиента, чтобы он сам покупал себе лекарства – незаконно. Если в больнице нет какого-то препарата, то наверняка, имеются аналоги. Иногда врачи рекомендуют покупать суперсовременные и супердорогие препараты. Деньги не возвращаются в том случае, если назначенные препараты – модные, но для курса лечения не слишком необходимые. К таким относятся, например, гомеопатические средства.
Если Вы лечитесь амбулаторно или в стационаре, и Вам кажется, что с Вас незаконно берут деньги за какие-либо медицинские услуги или препараты, Вы можете сразу обратиться за консультацией в страховую компанию. На этот случай предусмотрены так называемые СИС – справочно-информационные системы, телефон которых указан в вашем полисе. Если с момента лечения уже прошло некоторое время, Вы можете обратиться в страховую компанию с письменной претензией. Будет проведена экспертиза, и, если действительно ваша жалоба обоснована, на лечебное учреждение накладываются штрафные санкции.
Татьяна Виноходова, директор Отделения медицинской экспертизы страховой компании “РОСНА – МС”
По оценкам страховщиков, соотношение обоснованных жалоб и необоснованных – 1 к 4.
По словам юриста “Комитета за гражданские права” Валентины Филиппенковой, судебные дела, связанные с работой системы обязательного медицинского страхования, возникают нечасто. С одной стороны, граждане не знают, каким образом правильно оспаривать нарушение своих прав. С другой стороны, они просто доходят до такого состояния, что готовы заплатить любые деньги, лишь бы вылечиться от недуга. И крайне редко они обращаются в суд с иском о нарушении прав, непосредственно связанных с обязательным медицинским страхованием.
Посмотрите также:
Кардиология и кардиохирургия в Израиле Израильская медицина является лучшей во многих направлениях здравоохранения. Кардиология... |
Артериальная гипертензия Во всех странах мира многие люди страдают от повышенного артериального давления. Это... |
Чем полезен массаж? Массаж представляет собой универсальный метод воздействия на человека, который быстро и... |
О лабораторных центрифугах Центрифуги – это устройства, предназначенные для того, чтобы разделить дисперсные... |
Ставим пломбы, лечим зубки К большому сожалению, профессия стоматолога не теряет своей актуальности уже много лет.... |