Проблемы, которые решить не удалось
> Газета Медицинские Ведомости > Медицинские Ведомости № 2(22) март 2000 года > Проблемы, которые решить не удалось
В первую очередь остаются нерешенными ряд проблем, связанных с недостаточным финансированием. Общая сумма ассигнований, выделяемых по отрасли здравоохранения не соответствует объемам медицинской помощи, предусмотренной Программой гарантий и составляет только 50–60% от минимально необходимой суммы.
Особенно остро стоит вопрос с обеспечением:
- дорогостоящих видов лечения,
- расходов на приобретение лекарственных препаратов для льготных категорий граждан,
- слухо - и зубопротезированием,
- расходов на социально-значимые службы, в том числе профилактику в условиях роста заболеваемости ВИЧ/СПИДом, вирусными гепатитами В и С, туберкулезом, ЗППП и др.,
- приобретение медицинского оборудования,
- расходов на проведение капитального ремонта,
- расходов на текущее содержание учреждений.
Недостаток финансирования приводит к росту кредиторской задолженности и усугубляет финансовое положение, а крайне низкий уровень заработной платы медицинских работников (самое последнее место из 26 профессиональных групп) приводит к “вымыванию” кадров из государственной системы здравоохранения.
1. Дорогостоящие виды лечения. В связи с ограниченным финансированием потребность населения в дорогостоящих видах лечения удовлетворяется на 20%. Так, объем финансирования кардиохирургической помощи в Городской многопрофильной больнице № 2 обеспечивает выполнение 200 операций на открытом сердце, при существующей потребности 1000 операций в год; утвержденный тариф на кардиохирургические вмешательства составляет 2/3 от фактических затрат.
Сохраняется острота проблемы обеспечения пациентов с терминальной стадией хронической почечной недостаточности диализной терапией. В настоящее время существующая финансовая ситуация сдерживает развитие оказания помощи больным с утраченными функциями почек.
В начале 1998 года стоимость одного сеанса гемодиализа составляла 413 рублей, или около 70 долларов. Ограниченный бюджет позволил в 1999 году повысить расходы на 1 сеанс диализа только на 37% – до 568 рублей (что в настоящее время соответствует 23 долларам), в то время как цены на все импортируемые расходные материалы возросли в рублевом исчислении практически в 4 раза, и реальная стоимость сеансов диализа выше в 3 раза. Доля таких материалов в расходах составляет около 75%.
Аналогична ситуация с финансированием и обеспечением других видов дорогостоящей помощи – из-за роста цен на медикаменты и расходное имущество при неизменном объеме финансирования ведет к сокращению объемов помощи при одновременном увеличении потребности в ней (лечение пациентов с лейкозами, ожоговых больных, трансплантологическая помощь).
2. Лекарственное обеспечение льготных категорий граждан.
Согласно законодательству РФ в Санкт-Петербурге правом на бесплатное получение лекарств пользуются ~ 1,5 млн. граждан или 1/3 населения города. Среди них инвалиды и участники ВОВ, жители блокадного Ленинграда, дети до 3-х лет и другие социальные группы, а также лица, страдающие определенными заболеваниями (31 категория).
Формуляр лекарственных средств для льготных категорий жителей Санкт-Петербурга на 1998 год включал в себя 165 наименований лекарственных средств на сумму 105 млн. рублей, на 1999 год – 198 наименований на сумму 280 млн. руб.
Фактически в 1998 году было закуплено 160 наименований на сумму 116 млн. руб., в 1999 году было закуплено 195 наименований на сумму 309,1 млн. руб.
Формуляр лекарственных средств на 2000 год включает в себя 165 наименований на сумму 366,19 млн. руб.
В соответствии с Формуляром удовлетворение потребности составит:
- по антидиабетическим препаратам – 60%;
- по антиастматическим препаратам – 35%;
- по психотропным препаратам – 30%;
- по противоопухолевым препаратам – 40%;
- по препаратам других фармакотерапевтических групп – только 5–10%.
3. В настоящее время на учете в государственных стоматологических учреждениях на бесплатное протезирование зубов состоит 180 тысяч человек (181 715 чел.). За 1998 год бесплатно получили протезы 23 961 человек. Выделено было 16 390,5 тысяч рублей.
По имеющейся оперативной информации, за 1999 год бесплатное зубопротезирование получили 28 тысяч человек, на эти цели выделено 26 868 тысяч рублей (с учетом депутатских поправок). Средняя стоимость одного зубопротезирования составляет 815 рублей. Сроки ожидания 3–5 лет, в некоторых районах до 6,5 лет (правда, сроки ожидания зубопротезирования инвалидов Отечественной войны не превышают одного года).
Для ликвидации создавшейся очереди на бесплатное зубное протезирование в течение 2–2,5 лет, необходимо в год около 70 млн. рублей. В бюджете Санкт-Петербурга на 2000 год запланировано выделение бюджетных средств на эти цели только 32 914, 87 тысяч рублей.4. Обеспечение слуховыми аппаратами льготных категорий жителей Санкт-Петербурга. В результате недостаточного бюджетного финансирования в течение ряда лет, право граждан на бесплатное получение слуховых аппаратов также реализуется в порядке очередности, по состоянию на 01.01.2000 г., на учете состоит 14 тыс. человек.
В 1998 году за счет бюджетных средств было обеспечено слуховыми аппаратами 590 человек, выделенная сумма составляла 302,0 тыс. рублей, в том числе из резервного депутатского фонда 177,0 тыс. рублей. В 1999 году было значительно увеличено финансирование на данный вид протезирования, что позволило обеспечить слуховыми аппаратами 1711 человек на общую сумму 1080,9 тыс. рублей, в том числе из резервного фонда депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга – 311 человек на сумму 255,0 тыс. рублей.
В бюджете здравоохранения на 2000 год предусмотрены на данную статью расходы в объеме 1025,0 тыс. рублей.
Для ликвидации очереди в течение 3-х лет необходимо ежегодное выделение финансовых средств в размере 4–4,5 млн. рублей, в том числе для ИОВ (1380 человек) – 1,5 млн. рублей.
5. Одной из серьезных, но нерешенных проблем, остается финансирование службы крови. Действующие тарифы на гемотрансфузионные среды, поставляемые Городской станцией переливания крови в лечебные учреждения, не покрывают расходы на их производство. Это обусловлено удорожанием стоимости материалов и сырья, а также во многом неплатежеспособностью ЛПУ. Кроме того, в связи с падением в последние годы донорской активности имеет место недовыполнение плана по заготовке крови и, следовательно, по реализации. В результате, доходы, получаемые Городской станцией переливания крови, не позволяют покрыть текущие расходы и приводят к росту кредиторской задолженности. Проведенное объединение станций (1 и 3) не привело к значительному улучшению финансового положения станции. На сегодня кредиторская задолженность бывшей СПК № 3 остается непогашенной на сумму 4,1 млн. руб. Кредиторская задолженность Городской станции переливания крови на 01.01.2000 года составляет 22,5 млн. руб.
Комитетом подготовлено распоряжение об изменении прейскуранта тарифов в 2000 году, в котором предусмотрено и частичное погашение кредиторской задолженности.
6. Потребность в финансировании проведения капитального ремонта основных фондов учреждений здравоохранения в 2000 году – 814,7 млн. рублей, фактически утверждено бюджетом 28,5 млн. руб., что составляет 3,5% от потребности.
Из года в год идет снижение финансирования по ст. 16 “Капитальный ремонт”, а именно:
Год
Потребность
в млн. руб.
Финансирование
в млн. руб.
% от потребности
1997
296,9
62,1
21
1998
415,7
32,1
7
1999
581,9
35,2
6
2000
814,7
28,5
3,5 27.11.2012
Посмотрите также:
Водительская медкомиссия Водительская медкомиссия Данная справка даст представление о состоянии здоровья человека и... |
Оформление комнаты лежачего больного Когда обустраивается комната для лежачего больного, во главу угла должны стать два... |
Учимся укреплять и защищать легкие Все, кто проживает в мегаполисах, подвергают себе одной смертельной опасности – это... |
Диеты, лишний вес Проблема лишнего веса сегодня беспокоит, в той или иной степени, едва ли не каждого второго... |
Как стать донором крови? Донация – это не что иное, как процедура сдачи человеком крови. Сдача крови –... |