Перспективы развития на 2000 год

> Газета Медицинские Ведомости > Медицинские Ведомости № 2(22) март 2000 года > Перспективы развития на 2000 год

В условиях недостатка финансовых средств, необходимых для полноценного развития здравоохранения и реализации Концепции развития здравоохранения Санкт-Петербурга на 1997–2003 годы, неизбежно возникает проблема выбора приоритетов. Поэтому в качестве приоритетных направлений развития здравоохранения в 2000 году следует выделить следующие:
- Реорганизация экстренной медицинской помощи;
- Развитие социально-значимых медицинских служб;
- Лекарственное обеспечение населения Санкт-Петербурга;
- Подготовка нормативо-правовых актов по реформированию медицинской помощи в Санкт-Петербурге.
- Реструктуризация коечного фонда, более широкое развитие стационарозамещающих и ресурсосберегающих технологий.
Во взрослой сети намечается проведение ряда мероприятий, как в амбулаторно-поликлинических, так и стационарных учреждениях.
В плане оптимизации оказания первичной медико-социальной помощи в 2000 году будет продолжаться развитие семейной медицины. Планируется организация отделений общеврачебной практики в Приморском, Василеостровском, Красногвардейском, Петроградском, Московском, Кировском, Выборгском районах.
Необходимо продолжать развитие сети дневных стационаров на базе существующих поликлиник и включение их в систему ОМС.
В связи с выходом приказа МЗ РФ № 328 “О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями” будет поэтапно вводиться карта учета льготного отпуска лекарственных средств.
Планируется провести ряд мероприятий по совершенствованию реабилитационной помощи жителям Санкт-Петербурга:
– организация на базе ТМО № 73 специализированного центра для жителей блокадного Ленинграда;
– комплексный медицинский осмотр инвалидов и участников ВОВ в рамках мероприятий по празднованию 55 годовщины Победы в ВОВ (в 1 квартале 2000 г.).
В 2000 году будут проведены комплексные проверки четырех территориальных районов.
Планируется завершение создания сети кабинетов маммографического скрининга в территориальных поликлиниках.
В Приморском районе будет введена в эксплуатацию новая поликлиника для взрослых и медицинское оборудование стоматологической поликлиники.
Больницы перераспределят объемы
В 2000 году изменения затронут и стационарную медицинскую помощь. В частности, предполагается:
– Продолжить работу по сокращению объемов оказания экстренной медицинской помощи в больницах малой мощности, с одновременным увеличением объема экстренной помощи в многопрофильных стационарах.
– Реструктуризация коечного фонда с учетом реальной потребности в стационарной помощи по профилям и возможностей учреждений здравоохранения федерального подчинения.
– Распределить стационары по степени интенсивности лечебного процесса:
- для осуществления интенсивного лечения;
- для долечивания;
- для реабилитации;
– Продолжить работу по организации отделений экстренной медицинской помощи в многопрофильных стационарах:
- открыть отделение экстренной медицинской помощи в Городской больнице Святой преподобномученицы Елизаветы.
Планируется реализация программ:
– городской целевой Программы по предупреждению распространения в Санкт-Петербурге заболеваний, вызываемых вирусами иммунодефицита человека, гепатитов В и С (“Анти/ВИЧ-СПИД”),
– целевой Программы “Профилактика наркозависимости в Санкт-Петербурге на 1999–2001 годы”,
– Программы “Гериатрическая помощь населению Санкт-Петербурга”,
– Программы “Диабет”,
– Программы “Развитие экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе населению Санкт-Петербурга на период до 2001 года”,
– “Развитие и совершенствование психиатрической службы в СПб и ее материально-технической базы до 2002 года”,
– городской медико-социальной Программы “Профилактика туберкулеза на 2000–2002 годы”,
– Программы (заявки) заимствований кредита МБРР на программу “Реформирование здравоохранения Санкт-Петербурга”, включающей в себя четыре программы:
- “Семейная медицина”,
- “Отделения экстренной помощи”,
- “Амбулаторно-консультативные отделения”,
- “Развитие экстренной помощи на догоспитальном этапе”.
– Программы создания Северо-Западного онкологического центра.
– Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью в Санкт-Петербурге.
– Городской целевой медицинской Программы “Безопасное материнство” на 1999 – 2001 гг.
– Городской Программы “Развитие сердечно-сосудистой хирургии на период 2000 – 2002 гг.”.
– Городской целевой Программы “Семейная медицина”.
– Региональной Программы открытия отделений экстренной медицинской помощи в крупных городских многопрофильных стационарах.
– Городской целевой медицинской Программы “Онкология”.
– Городской Программы “Профилактика и лечение острых нарушений мозгового кровообращения”.
– Городской Программы “Развитие службы крови Санкт-Петербурга на 2001 –2004 гг.”.
– Городской Программы “Улучшение стоматологической помощи детскому населению за счет модернизации оборудования”.
– Городской Программы “Улучшение санаторно-курортной помощи детскому населению Санкт-Петербурга”.
Из городского бюджета Комитету по здравоохранению выделено на централизованные закупки медицинского оборудования около 15 млн. рублей (500 тыс. долл.). Эти средства планируется направить на закупку стерилизационного и наркозно-дыхательного оборудования, стоматологических установок, оснащение противотуберкулезных учреждений ресурсосберегающими системами цифровой обработки и архивирования рентгеновских изображений САРИ, дооснащение лаборатории судебно-медицинской экспертизы, закупку наиболее актуальных приборов по заявкам ЛПУ города, решение экстренных вопросов в случае выхода из строя жизненно важного оборудования. Также планируется поступление медицинской техники, ранее заказанной по второй и третьей очередям проекта “Медицинское оборудование”. По второй очереди проекта ЛПУ города получат большое количество лабораторного оборудования, в том числе:
– 28 автоматических биохимических анализаторов,
– 29 гематологических анализаторов,
– 26 анализаторов газов крови,
– 15 автоматических глюкозоанализаторов.
Это позволит существенно повысить уровень клинической лабораторной диагностики, а также экспресс-диагностики в отделениях реанимации. Кроме того, поступит 26 хирургических мониторов, необходимых для контроля за состоянием больных во время сложных хирургических операций, эндоскопическое и другое необходимое больницам оборудование.
По третьей очереди проекта планируются поставки 14 высококачественных ультразвуковых сканеров, 36 мониторов, большого количества оборудования для скорой и неотложной помощи и другой медицинской техники, заказанной медицинскими учреждениями Санкт-Петербурга. Всего по проекту “Медицинское оборудование” МБРР в текущем году будет получено медицинское оборудование, инструменты и материалы общей стоимостью около 9 млн. долларов США.
Также будут производиться закупки оборудования, предусмотренные утвержденными целевыми программами в объемах их финансирования на 2000 год.

Медико-социальные программы останутся приоритетными Несмотря на финансовые трудности, будет продолжаться реализация городских медико-социальных программ. На реализацию ряда из них в бюджете Санкт-Петербурга выделены средства отдельной строкой. Это программы: “Диабет” (5280 тыс. руб), “Дети-инвалиды” (9670 тыс. руб), “Гериатрическая помощь населению Санкт-Петербурга” (1828 тыс. руб). В бюджете 2000 года также выделены ассигнования на финансирование мероприятий по борьбе с туберкулезом – 2385 тыс. руб. В целях совершенствования оказания помощи больным туберкулезом предполагается организовать консультативное отделение в Городском противотуберкулезном диспансере и социальную службу в Городской противотуберкулезной больнице № 8. Запланирована разработка совместной программы с Восточно-Европейским Комитетом Швеции по профилактике и лечению туберкулеза.
В рамках реализации Программы “Гериатрическая помощь населению Санкт-Петербурга” планируется открыть гериатрические отделения в Городском гериатрическом центре, городской больнице № 46 и городской больнице № 32.
В рамках реализации Программы “Диабет” будет продолжен скрининг населения Санкт-Петербурга по выявлению сахарного диабета на ранних стадиях и мониторинг больных сахарным диабетом, планируется улучшение материально-технической базы учреждений диабетологического профиля.
Продолжится реализация и таких программ, как “Развитие экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе” (69 169 тыс. руб.), “АнтиВИЧ/СПИД” (9313 тыс. руб.), “Развитие и совершенствование психиатрической службы в СПб и ее материально-технической базы до 2002 года” (61 996 тыс. руб.).
Предполагается разработать ряд новых программ и вынести их на заседание правительства Санкт-Петербурга в 2000 году:
– Целевая Программа “Безопасное материнство”;
– Целевая Программа “Улучшение санаторно-курортной помощи детям Санкт-Петербурга”;
– Городская Программа “Развитие сердечно-сосудистой и грудной хирургии на период 2000 – 2002 гг.”;
– Региональная Программа открытия отделений экстренной медицинской помощи в крупных городских многопрофильных стационарах;
– Городская Программа “Семейная медицина”;
– Городская Программа “Онкология”.
Важным в плане развития международных отношений является открытие Центра сотрудничества по программам ВОЗ в первом квартале 2000 года с целью координации и внедрения программ ВОЗ в здравоохранение Санкт-Петербурга.

Матерям и детям В Детской сети в 2000 году среди стабилизирующих мер предусмотрено обеспечить гарантированным питанием детей 1-ого года жизни за счет централизованных закупок заменителей грудного молока и лечебных смесей преимущественно отечественного производства (с учетом ввода в строй цехов по его изготовлению в Санкт-Петербурге). Обеспечение детей второго года жизни специальными молочными продуктами питания предполагается за счет средств территориальных управлений административных районов.
К стабилизационным мероприятиям в организации работы службы материнства и детства можно также отнести:
– завершение организации городского регистра наследственных заболеваний и врожденных пороков развития;
– реализацию городской медико-социальной Программы “Дети-инвалиды”. В частности, предусмотрено приобретение лечебных продуктов питания для детей-инвалидов, закупка лекарственных препаратов и тест-систем для детей-инвалидов, страдающих надпочечниковой недостаточностью, приобретение тест-систем для ранней диагностики наследственных заболеваний и врожденных пороков развития;
– реструктуризацию коечного фонда детских больниц в связи с вводом в эксплуатацию Детской инфекционной больницы № 5 на 600 коек;
– медицинское обеспечение летней оздоровительной кампании;
– продолжение работы по реорганизации амбулаторной помощи детям подросткового возраста, проведение в апреле месяце коллегии по данному вопросу.
Кроме того, в 2000 г. будет введен в эксплуатацию блок № 9 Детской инфекционной больницы № 5 и новая детская поликлиника в Выборгском районе, планируется капитальный ремонт ангиографического комплекса и аптеки в Детской городской больнице святой Марии Магдалины, отделения СПИД Детской инфекционной больницы № 3, главного корпуса ГКДЦ репродуктивного здоровья подростков “Ювента”, детского отделения Городского глазного поликлинического КДЦ, корпуса № 28 Детского санатория “Солнечное”.
Запланирована организация онкогематологического Центра на базе Детской городской больницы № 1 в рамках договора о сотрудничестве с Областным Советом Ломбардии (Италия) для обеспечения детей Санкт-Петербурга с онкозаболеваниями специализированной помощью. В сотрудничестве с Территориальным фондом В системе здравоохранения города продолжится работа по проведению взаимозачетов по долгам перед естественными городскими монополистами (поставщиками электроэнергии, тепла, воды) и другими производителями (лекарств, оборудования, продуктов питания);
В рамках стабилизационной политики планируется привлечение резервов страховых компаний и территориального фонда обязательного медицинского страхования;
Существенной экономии финансовых средств в системе ОМС позволит добиться изменение тарифной политики в системе обязательно медицинского страхования, ориентация тарифов на сокращение сроков лечения и проведение максимального количества медицинских мероприятий в первые дни пребывания пациентов в стационаре. В связи с чем планируется проведение эксперимента по новой системе тарификации медицинских услуг в стационарах системы ОМС (Б № 3,16, ДБ № 1).
Бюджетные назначения, предусмотренные Комитету по здравоохранению на 2000 год в целом, сохранены на уровне уточненного бюджета 1999 года. Кроме того, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, введенным в действие с 01.01.2000 г., Законом “О бюджете Санкт-Петербурга на 2000 год” запланировано поступление средств в ЛПУ из внебюджетных источников (от предпринимательской деятельности).
Отдельной строкой предусмотрены средства на установление доплат к ставкам (окладам) работников учреждений здравоохранения в размере 20, 30 и 40% в соответствии с распоряжением губернатора Санкт-Петербурга № 1303-р от 07.12.99 г. Вместе с тем, следует отметить, что ассигнования, предусмотренные бюджетом 2000 года на оплату труда, ниже исчисленных Комитетом сумм. Недостаток средств составляет 34,9 млн. руб. (без начислений на заработную плату).
С целью реализации конституционного права граждан на получение бесплатной медицинской помощи в 2000 году Комитетом по здравоохранению будет продолжена работа над Программой гарантий Администрации Санкт-Петербурга по обеспечению граждан Российской Федерации медицинской помощью в Санкт-Петербурге (далее Программа гарантий), планируется утвердить Программу гарантий с территориальными нормативами объемов и стоимости распоряжением губернатора Санкт-Петербурга. В течение 2000–2001 годов предполагается поэтапно изменить источники финансирования (бюджет – ОМС) в соответствии с федеральной программой.
В соответствии с новыми Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными распоряжением губернатора Санкт-Петербурга № 2-р от 14.01.2000 года, предстоит реализация основных мероприятий по переходу на новые правила. Необходимо совместно с Территориальным фондом ОМС разработать и утвердить:
– Положение о конкурсах страховых медицинских организаций;
– Положение о порядке оплаты медицинских услуг в системе ОМС;
– Положение по организации оказания медицинской помощи в системе ОМС;
– Положение о порядке проведения экспертизы качества и др.

Всех обеспечить не удастся Основной задачей в области лекарственного обеспечения является обеспечение качественными лекарственными средствами по доступным ценам населения Санкт-Петербурга. В целях реализации поставленной задачи будут осуществлены следующие мероприятия:
– Разработка и внесение на рассмотрение правительства города и Законодательного собрания Закона “О фармацевтической деятельности Санкт-Петербурга”;
– Разработка Программы по автоматизации проведения централизованных закупок для льготных категорий граждан Санкт-Петербурга;
– Разработка методических рекомендаций по замене импортных препаратов на отечественные аналоги с целью совершенствования лечения амбулаторных и стационарных больных лекарственными средствами и помощи врачам при выборе необходимых лекарственных средств, зарегистрированных на территории Российской Федерации;
– Разработка методических рекомендаций по правилам применения лекарственных препаратов для лечения больных пожилого и старческого возраста;
– Подготовка предложений о единой преемственной схеме лекарственного обеспечения онкологических больных на этапе поликлиника – стационар;
– Подготовка проекта Распоряжения губернатора по вопросу ценообразования в соответствии с Постановлением правительства РФ от 29.03.99 № 347 и от 07.03.95 № 239;
– Организация закупок лекарственных препаратов для государственных учреждений здравоохранения на 2000 год;
– Разработка автоматизированной системы контроля по закупкам лекарственных препаратов для государственных учреждений здравоохранения;
– Проведение мониторинга цен на жизненно важные и необходимые лекарственные средства в аптечных предприятиях всех форм собственности;
– Разработка автоматизированной системы по мониторингу цен в аптечных предприятиях;
– Контроль аптечных предприятий по вопросу ценообразования на лекарственные средства;
– Контроль государственных учреждений здравоохранения по использованию бюджетных средств на приобретение лекарственных средств;
– Сбор статистических данных по запасу и реализации жизненно важных и необходимых лекарственных средств;
– Совместно с Северо-Западным центром по контролю качества и сертификации лекарств проведение совместных проверок аптечных предприятий независимо от форм собственности по вопросам качества лекарственных средств, соблюдения фармацевтического порядка, выполнения условий и требований лицензирования;
– Создание консультационного отдела при СЗЦККиСЛ для организации работы по методическим и практическим вопросам для внедрения “Правил оптовой реализации лекарственных средств” и “Правил розничной реализации лекарственных средств” для действующих оптовых и розничных аптечных предприятий Санкт-Петербурга;
– Создание перспективного плана развития аптечной сети Санкт-Петербурга.
– Работа с КУГИ города по применению коэффициента социальной значимости при расчете арендной платы за нежилые помещения равного 0,5 для аптек готовых лекарственных форм.
Законом “О бюджете СПб. на 2000 год” предусмотрено увеличение на 17% расходов на бесплатные медикаменты для льготных категорий граждан.
Таким образом, реализация мероприятий, намеченных на 2000 год, позволит последовательно осуществлять реализацию Концепции развития здравоохранения Санкт-Петербурга.
Публикуется с сокращениями.
Благодарим пресс-службу Комитета по здравоохранению за помощь в подготовке материала.

27.11.2012


Посмотрите также:
Борьба с грибком ногтей
Борьба с грибком ногтей

  Все нормальные люди следят за своими ногтями, поскольку, когда ногти выглядят некрасиво и...
Как стать донором крови?
Как стать донором крови?

  Донация – это не что иное, как процедура сдачи человеком крови. Сдача крови –...
Брекеты
Брекеты

Каждый человек мечтает о здоровых, крепких и ровных  зубах, а также ослепительной улыбке....
Рассеянный склероз – неизлечимая болезнь
Рассеянный склероз – неизлечимая болезнь

  Рассеянным склерозом называют болезнь, при которой иммунная система способна разрушить...
Лазерная эпиляция – мифы и правда
Лазерная эпиляция – мифы и правда

Лазерная эпиляция постепенно набирает популярность. Ее можно назвать одним из самых быстрых и...