Реформации без информации
> Официальный отдел > Реформа здравоохранения > Реформации без информации
В нашей стране все делается не так, как это принято в государствах,
претендующих на право называться демократическими, стремящимися к построению
гражданского общества. И в первую очередь это касается реформ, в том числе и в
здравоохранении.
Если в Канаде, Германии, Болгарии, США и в других странах предполагаемые реформы длительно обсуждаются в прессе, выслушиваются разные мнения специалистов, населения, ради которого всякие реформы проводятся, вносятся соответствующие корректировки, иными словами, семь раз отмеряется, прежде чем резать, то у нас делается все наоборот. Подковерно, т. е. в тайне от специалистов и населения, доверенные «яйцеголовые или крутолобые специалисты по реформированию» готовят для правительства план, который последнее с упорством, достойным иного применения, начинает проталкивать через Государственную Думу и убеждать Президента. Потом эти горе-реформаторы куда-то разбегаются, когда становится ясно, что они придумали совсем не то, что было нужно, когда реформы по их разработкам начинают пробуксовывать или давать результат прямопротивоположный ожидаемому. Как говорил бывший премьер-министр В. Черномырдин: «Хотели как лучше, а получилось, как всегда». Так было с Пенсионной реформой, так сейчас происходит и с реформированием здравоохранения.
Где-то существует некая команда экспертов и консультантов, значительная часть из которых имеют очень смутное представление о здравоохранении, подчас только по своему опыту нахождения на больничной койке, и в тайне от врачей и населения разрабатывают проект реформирования здравоохранения, самые общие контуры которого в своем первом публичном выступлении в качестве министра здравоохранения и социального развития, как он сам признался, нарисовал М.Ю. Зурабов на V (XXI) Всероссийском Пироговском съезде врачей в апреле 2004 года. Главное, как следовало из выступления нового министра, – это превратить больницы и поликлиники в автономные некоммерческие организации на фоне существенного уменьшения единого социального налога и отчислений в фонд обязательного медицинского страхования.
Присутствующим полутора тысячам врачей, ученых-медиков и организаторов здравоохранения, правда, стало не совсем ясно, за счет чего же у них повысится оплата труда, а для пациентов качество медицинской помощи, если денег больше не станет, а еще и уменьшится? Но это не важно. Важно, что объявлено грядущее благополучие в здравоохранении.
Потом на несколько месяцев наступило затишье, видимо, для того, чтобы эксперты и консультанты имели возможность плодотворно работать в своих кабинетах и планировать экономическое и технократическое реформирование сложнейшей системы, в которой и специалистам-медикам разобраться можно только коллегиально, поскольку объять необъятное поодиночке даже при самой высокой квалификации невозможно. И не важно, что зарубежные реформаторы уже убедились в том, что реформировать здравоохранение бессмысленно без гуманитарных, биологических, медицинских фундаментальных предпочтений, знаний и опыта.
Если все это делается только для того, чтобы вывести здравоохранение из-под действия статьи 41 Конституции Российской Федерации, провести приватизацию учреждений, сделать большую часть медицинской помощи платной для населения, то тогда все понятно. Тогда, действительно, сократив на треть число врачей за счет закрытия государственных учреждений здравоохранения, можно оставшимся на треть увеличить содержание. Временно, поскольку инфляция все эти прелести съест максимум за год. А что потом? Потом видно будет. А что, если под сокращение пойдут не родственники и просто хорошие знакомые губернаторов, начальников департаментов здравоохранения, сильно влиятельных бизнесменов, других государственных чиновников, а умудренные опытом специалисты в пограничном пенсионному возрасте и молодые, но не имеющие «волосатой лапы» покровителей? Да, тоже ничего особенного. Как ничего особенного в том, что при расширении платного высшего медицинского образования и скукоживания образования за государственный счет умных врачей, безусловно, станет вдвое или втрое меньше. Вон, на Парламентских слушаниях в Государственной Думе один из экспертов правительства по реформированию здравоохранения г-н Шейман сказал же, что «в районных больницах и поликлиниках работают врачи – недоумки и недоучки», от сокращения которых мало что изменится. Если это так, как сказал г-н Шейман, то от увеличения новых «недоумков и недоучек», но уже из семей богатых, в последующем тоже хуже не станет. Как говорил наш знаменитый замечательный сатирик А. Райкин: «давайте снизим наши потребности, и всем будет хорошо…»
Здравым умом трудно понять, почему реформы в столь важной и в столь сложной сфере как здравоохранение проводятся без участия врачей и населения, в обсуждении их до принятия решений на государственном уровне. Логически, если реформы предполагают улучшить медицинскую помощь населению и обеспечить надлежащие условия для врачей, то им и решать, что лучше, а что хуже. Если реформы проводятся для того, чтобы у правительства было меньше головной боли за здравоохранение, а интересы населения и врачей при этом в расчет не принимаются, то это вовсе не реформы, а стремление уйти от ответственности за одно из важнейших предназначений власти – за сохранение и преумножение народа российского. Примерно так в свое время сформулировал задачу власти величайший реформатор России Император Петр Великий. Все последующие наши властители, пожалуй, за исключением Екатерины Второй, судя по всему, иначе понимали задачу власти. Нынешняя власть сконцентрировала все свои усилия на взращивании и приручении класса мультимиллионеров и миллиардеров, и потому, наверное, здравоохранение воспринимается ею не как гуманитарное пространство специфического взаимодействия нуждающихся в медицинской помощи людей и специалистов, способных ее оказывать, а как некий экономический сегмент, в котором действительно очень большие деньги вращаются, а олигархов пока маловато.
Первое, что сделало новое руководство Минздравсоцраза, сразу после выхода постановлений правительства, так это заявило, что новое министерство не является правопреемником Минздрава России, чем немало, мягко говоря, удивило всех врачей. Второе, что было сделано, подтвердило, что сказанный с трибуны съезда и зафиксированный в стенограмме абсолютный абсурд, отнюдь не lapsus linguae, а осмысленное заявление – было отказано в поддержке издания «Врачебной Газеты», которая в отличие от других коммерческих медицинских изданий, публиковала не заказные оплаченные, аморфные, большей частью рекламно-пиаровские материалы, а вела глубокую профессиональную дискуссию по важнейшим направлениям реформирования здравоохранения.
Помнится, как несколько лет тому назад одна из созданных с благословления государства финансовая пирамида, основанная исключительно для отъема денег у доверчивого и склонного к халяве населения, для отвода глаз и подозрений развешивала рекламные щиты с тремя цветными бабочками, напоминающими три буквы «М» (аббревиатура этой известной фирмы), и слоганом «Из тени в свет перелетая». У Минздравсоцраза, судя по всему, неписаный слоган иной – «из света в тень перелетая». А иначе, зачем было прихлопывать газету, которая, как воздух, казалось бы, была нужна для разъяснения врачам и населению сути, путей, конечных целей проводимых в здравоохранении реформ?
Зададимся вопросом о том, почему Минздравсоцраз не заинтересован в информационном сопровождении проводимых реформ, если они действительно приведут к повышению качества медицинской помощи, сделают ее более доступной для населения, улучшат положение нищенствующих и от того катастрофически люмпенизирующихся врачей и медицинских сестер?
Не потому ли, что в основе проводимого реформирования здравоохранения заложены иные задачи и поставлены иные цели? Хочется верить, что это не так, но как уйти от фактов?
Если в Канаде, Германии, Болгарии, США и в других странах предполагаемые реформы длительно обсуждаются в прессе, выслушиваются разные мнения специалистов, населения, ради которого всякие реформы проводятся, вносятся соответствующие корректировки, иными словами, семь раз отмеряется, прежде чем резать, то у нас делается все наоборот. Подковерно, т. е. в тайне от специалистов и населения, доверенные «яйцеголовые или крутолобые специалисты по реформированию» готовят для правительства план, который последнее с упорством, достойным иного применения, начинает проталкивать через Государственную Думу и убеждать Президента. Потом эти горе-реформаторы куда-то разбегаются, когда становится ясно, что они придумали совсем не то, что было нужно, когда реформы по их разработкам начинают пробуксовывать или давать результат прямопротивоположный ожидаемому. Как говорил бывший премьер-министр В. Черномырдин: «Хотели как лучше, а получилось, как всегда». Так было с Пенсионной реформой, так сейчас происходит и с реформированием здравоохранения.
Где-то существует некая команда экспертов и консультантов, значительная часть из которых имеют очень смутное представление о здравоохранении, подчас только по своему опыту нахождения на больничной койке, и в тайне от врачей и населения разрабатывают проект реформирования здравоохранения, самые общие контуры которого в своем первом публичном выступлении в качестве министра здравоохранения и социального развития, как он сам признался, нарисовал М.Ю. Зурабов на V (XXI) Всероссийском Пироговском съезде врачей в апреле 2004 года. Главное, как следовало из выступления нового министра, – это превратить больницы и поликлиники в автономные некоммерческие организации на фоне существенного уменьшения единого социального налога и отчислений в фонд обязательного медицинского страхования.
Присутствующим полутора тысячам врачей, ученых-медиков и организаторов здравоохранения, правда, стало не совсем ясно, за счет чего же у них повысится оплата труда, а для пациентов качество медицинской помощи, если денег больше не станет, а еще и уменьшится? Но это не важно. Важно, что объявлено грядущее благополучие в здравоохранении.
Потом на несколько месяцев наступило затишье, видимо, для того, чтобы эксперты и консультанты имели возможность плодотворно работать в своих кабинетах и планировать экономическое и технократическое реформирование сложнейшей системы, в которой и специалистам-медикам разобраться можно только коллегиально, поскольку объять необъятное поодиночке даже при самой высокой квалификации невозможно. И не важно, что зарубежные реформаторы уже убедились в том, что реформировать здравоохранение бессмысленно без гуманитарных, биологических, медицинских фундаментальных предпочтений, знаний и опыта.
Если все это делается только для того, чтобы вывести здравоохранение из-под действия статьи 41 Конституции Российской Федерации, провести приватизацию учреждений, сделать большую часть медицинской помощи платной для населения, то тогда все понятно. Тогда, действительно, сократив на треть число врачей за счет закрытия государственных учреждений здравоохранения, можно оставшимся на треть увеличить содержание. Временно, поскольку инфляция все эти прелести съест максимум за год. А что потом? Потом видно будет. А что, если под сокращение пойдут не родственники и просто хорошие знакомые губернаторов, начальников департаментов здравоохранения, сильно влиятельных бизнесменов, других государственных чиновников, а умудренные опытом специалисты в пограничном пенсионному возрасте и молодые, но не имеющие «волосатой лапы» покровителей? Да, тоже ничего особенного. Как ничего особенного в том, что при расширении платного высшего медицинского образования и скукоживания образования за государственный счет умных врачей, безусловно, станет вдвое или втрое меньше. Вон, на Парламентских слушаниях в Государственной Думе один из экспертов правительства по реформированию здравоохранения г-н Шейман сказал же, что «в районных больницах и поликлиниках работают врачи – недоумки и недоучки», от сокращения которых мало что изменится. Если это так, как сказал г-н Шейман, то от увеличения новых «недоумков и недоучек», но уже из семей богатых, в последующем тоже хуже не станет. Как говорил наш знаменитый замечательный сатирик А. Райкин: «давайте снизим наши потребности, и всем будет хорошо…»
Здравым умом трудно понять, почему реформы в столь важной и в столь сложной сфере как здравоохранение проводятся без участия врачей и населения, в обсуждении их до принятия решений на государственном уровне. Логически, если реформы предполагают улучшить медицинскую помощь населению и обеспечить надлежащие условия для врачей, то им и решать, что лучше, а что хуже. Если реформы проводятся для того, чтобы у правительства было меньше головной боли за здравоохранение, а интересы населения и врачей при этом в расчет не принимаются, то это вовсе не реформы, а стремление уйти от ответственности за одно из важнейших предназначений власти – за сохранение и преумножение народа российского. Примерно так в свое время сформулировал задачу власти величайший реформатор России Император Петр Великий. Все последующие наши властители, пожалуй, за исключением Екатерины Второй, судя по всему, иначе понимали задачу власти. Нынешняя власть сконцентрировала все свои усилия на взращивании и приручении класса мультимиллионеров и миллиардеров, и потому, наверное, здравоохранение воспринимается ею не как гуманитарное пространство специфического взаимодействия нуждающихся в медицинской помощи людей и специалистов, способных ее оказывать, а как некий экономический сегмент, в котором действительно очень большие деньги вращаются, а олигархов пока маловато.
Первое, что сделало новое руководство Минздравсоцраза, сразу после выхода постановлений правительства, так это заявило, что новое министерство не является правопреемником Минздрава России, чем немало, мягко говоря, удивило всех врачей. Второе, что было сделано, подтвердило, что сказанный с трибуны съезда и зафиксированный в стенограмме абсолютный абсурд, отнюдь не lapsus linguae, а осмысленное заявление – было отказано в поддержке издания «Врачебной Газеты», которая в отличие от других коммерческих медицинских изданий, публиковала не заказные оплаченные, аморфные, большей частью рекламно-пиаровские материалы, а вела глубокую профессиональную дискуссию по важнейшим направлениям реформирования здравоохранения.
Помнится, как несколько лет тому назад одна из созданных с благословления государства финансовая пирамида, основанная исключительно для отъема денег у доверчивого и склонного к халяве населения, для отвода глаз и подозрений развешивала рекламные щиты с тремя цветными бабочками, напоминающими три буквы «М» (аббревиатура этой известной фирмы), и слоганом «Из тени в свет перелетая». У Минздравсоцраза, судя по всему, неписаный слоган иной – «из света в тень перелетая». А иначе, зачем было прихлопывать газету, которая, как воздух, казалось бы, была нужна для разъяснения врачам и населению сути, путей, конечных целей проводимых в здравоохранении реформ?
Зададимся вопросом о том, почему Минздравсоцраз не заинтересован в информационном сопровождении проводимых реформ, если они действительно приведут к повышению качества медицинской помощи, сделают ее более доступной для населения, улучшат положение нищенствующих и от того катастрофически люмпенизирующихся врачей и медицинских сестер?
Не потому ли, что в основе проводимого реформирования здравоохранения заложены иные задачи и поставлены иные цели? Хочется верить, что это не так, но как уйти от фактов?
Профессор Г.А. Комаров,
главный редактор «Врачебной Газеты», заслуженный врач Российской Федерации,
член Союза
журналистов Москвы
Посмотрите также:
Удаление зубов Удаление зубов представляет собой одну из самых распространенных хирургических операций... |
Покупка виагры Сегодня многие мужчины разных возрастных категорий сталкиваются с проблемами потенции.... |
Эстетические косметологические процедуры Внешний вид женщины, безусловно, зависит от ее психологического и физического здоровья.... |
Гайморит: cимптомы, диагностика, лечение Гайморит есть воспаление верхнечелюстной придаточной пазухи носа. Чаще всего гайморит... |
Отчего возникает киста яичника? Диагноз киста яичника для многих женщин является настоящей психологической травмой. Однако,... |