Имя в истории медицины
> Статьи > Медицинское обозрение > Имя в истории медицины
“Как в прошедшем грядущее зреет, так в грядущем прошедшее тлеет”.
А. Ахматова
История медицины – это история человечества. С давних времен, когда на земле появился человек, его важнейшей насущной задачей стало спасение от болезней, возвращение утраченного здоровья и сохранение жизни.
Общепризнанна роль Древнего Востока в истории мировой культуры, науки и философии. Велико его влияние и на развитие медицины. Народы Древнего Востока оставили большое количество свидетельств, которые позволяют сделать выводы об уровне развития медицины и медицинских знаний в рабовладельческом обществе.
Сведения, содержащиеся в египетских папирусах, свидетельствуют о том, что египтяне еще за две тысячи лет до нашей эры знали и умели диагностировать около 250 болезней. Именно с тех времен известны такие недуги, как ревматизм, аппендицит, трахома и другие. Тогда же родилась и хирургия, применявшаяся и в условиях мирной жизни, и на поле боя.
Изначально лечение больных было привилегией жрецов. В их арсенале имелись несколько сотен лекарственных трав, многие из которых, например, касторовое масло, льняное семя, полынь и опий широко применяются и в современной медицине. Однако, наряду с лекарственными средствами, обязательным атрибутом исцеления больных были магические заговоры и амулеты.
Очень высоким был уровень медицины и в Древнем Китае. Этот период развития китайской медицины характеризуется формированием анатомического и физиологического представления о человеческом теле. Большое значение уделялось гигиене. Лечение с помощью настоев из целебных трав и акупунктуры применялось в Китае чуть ли не со времен каменного века.
В период правления династии Чжоу (примерно за двенадцать веков до нашей эры) легендарный правитель Китая Чэнь Ну одним из первых дал систематизированное описание целебных растений. Среди указанных в сборнике растений есть, в частности, камфора, спорынья, ревень и, пользующийся особой популярностью на востоке, корень жизни – женьшень. Примерно к этому же времени относится труд Чжоу-ли, в котором дается классификация профессиональных врачей Китая по четырем специальностям: диететики, интернисты, хирурги и ветеринары.
Важнейшими источниками изучения медицины Древней Индии является свод законов Ману (1000–500 лет до н. э.), освещающий вопросы гигиены и Аюрведы (“Знание жизни”, IX–III века до н. э.), который представляет собой обширную энциклопедию медицинских знаний, где наряду с отражением жреческой медицины имеются элементы и медицины рациональной, опирающейся на многовековой опыт народа. В частности, в Аюрведе описаны признаки более 150 острых и хронических болезней, более 120 хирургических инструментов, содержатся правила поведения врача, который должен соответствовать высоким моральным и физическим качествам, упоминается о подготовке врачей специальными наставниками, принадлежащими к высшему врачебному сословию.
В вавилонском кодексе царя Хаммурапи, составленном в XVIII веке до нашей эры, определены размеры гонорара врачей. Т. е. еще четыре тысячелетия назад существовала профессия врача, к которой причислялись в то время только хирурги.
В литературе встречается информация о том, что немного позднее в Ассирии уже существовало общество врачей, находившееся под специальной опекой богини медицины Гули и ее божественного супруга Нинурта.
Врачебная наука и искусство врачевания развивались постепенно. На историческом пути, пройденном человечеством, жрецы, ученые и философы занимались медициной. И хотя заслуги и личный вклад многих из них – это настоящая революция, новая ступень к вершине храма, имя которому – МЕДИЦИНА, их имена сегодня редко всплывают в нашей памяти. Надеемся, что литературная галерея великих врачей, которую мы представляем во “Врачебной Газете”, будет нашей данью памяти гениальным первопроходцам, данью глубочайшей признательности учителям и наставникам и, наконец, искренней благодарностью потомков.
Первым врачом, получившим почетное звание “отца медицины”, имя и труды которого сохранились до нашего времени, был Гиппократ.
Гиппократ (Hippocrates)
(ок. 460 – 377 до н. э.)
Знаменитый греческий врач родился на острове Кос около 460 года до нашей эры. Нередко, когда называют имя Гиппократа, прибавляют к нему определение – “отец медицины”. Создается впечатление, что именно с него и начинается медицина. Это не соответствует действительности, так как Гиппократ является лишь звеном в цепи, начатой задолго до него. Но это звено имеет исключительно важное значение.
Подлинная история его жизни мало известна, но существует множество преданий и рассказов. Гиппократ принадлежал к известному в Древней Греции роду Асклепиадов и происходил из семьи, члены которой из поколения в поколение занимались искусством врачевания. Первые медицинские знания он получил от отца – врача Гераклида – и других врачей острова Кос. Двадцатилетним юношей Гиппократ уже пользовался славой превосходного врача. Именно в этом возрасте он получил посвящение в жрецы, что являлось в те времена необходимым условием для каждого практикующего врача, а позже ездил в Египет для пополнения научных знаний и усовершенствования в профессиональном искусстве. Гиппократ познакомился также с достижениями древней медицины Индии и Малой Азии. Спустя несколько лет он вернулся на родной остров и долгие годы занимался там врачебной практикой. Точное предсказание течения и исхода болезней, основанное на изучении аналогичных случаев и примеров, составило Гиппократу еще при жизни большую славу. Им и его учениками была основана так называемая Косская школа, которая на протяжении долгого времени давала направление современной медицине.
К концу жизни Гиппократ переехал в Лариссу, что в Фессалии (историческая область на востоке Греции), где и умер около 377 года до н. э. Долгие годы его могила была местом паломничества, а красивая легенда гласит о том, что водившиеся там дикие пчелы давали мед, обладавший особыми целительными свойствами.
Если постараться кратко сформулировать взгляды Гиппократа на медицину, то можно выделить следующие важнейшие положения:
l Медицина представляет собой искусство. Она имеет определенные пределы, и главная задача врача состоит в том, чтобы не выходить за эти пределы.
l Выполнение врачебной профессии требует от врача целого ряда морально-этических качеств (нестяжательность, сдержанность, совестливость, чувство собственного достоинства, услужливость и жертвенность). Врач должен быть всегда готов ставить интересы больного выше своего собственного “я”.
l Врачебное искусство основывается на опыте, который является основой всякого медицинского знания. Он учит врача в отдельных случаях предвидеть определенное течение болезни, руководствуясь тем, что он наблюдал раньше.
l Болезнь представляет собой борьбу присущих организму естественных целебных сил с вредной причиной, обусловливающей болезнь.
l Врач должен помогать организму в его борьбе с болезнью. Лозунгом врачебной деятельности является: “приносить пользу или, во всяком случае, не вредить, ничего не предпринимать бесцельно, но и ничего не упускать из виду”. Провозглашенный Гиппократом принцип и по сей день является главным в медицине – Primum non nocere.
l Врачебное образование должно носить преимущественно практический характер. Главной задачей его является накопление личного опыта путем наблюдения у постели больного.
Великая заслуга Гиппократа заключается в том, что он первым сделал попытку поставить медицину на научную основу, отделив ее от ложных философских теорий, противоречащих действительности и пренебрегающих экспериментальной стороной дела.
Со времен Гиппократа до наших дней дошли сочинения медицинского содержания, составляющие так называемый “Гиппократов сборник”. Они стали важным источником медицинских знаний на протяжении многих столетий. Считается, что не все сочинения, вошедшие в Сборник, принадлежат перу самого Гиппократа. В частности, авторство многих работ приписывается другим врачам, преимущественно его сыновьям Фессалу и Дракону, зятю Полибу, а также его ученикам и последователям. Однако большинство исследователей придерживаются мнения о том, что авторство наиболее выдающихся работ, таких как “Афоризмы”, “Прогностика”, “Эпидемии”, “О воздухах, водах, местностях”, “О переломах”, “О ранах головы”, “О древней медицине” и некоторых других принадлежит именно ему. В целом же, “Гиппократов сборник” представляет собой образец наблюдательности, анализа строго проверенных фактов и логичности умозаключений и выводов.
Подобно всем врачам древности, Гиппократ занимался в основном практической медициной. Объяснение болезни Гиппократ искал в материальных факторах, ее обуславливающих, и в изменении этих факторов. Он считал, что каждая болезнь имеет свои естественные причины и находятся они, прежде всего, в окружающей человека среде. А заклинания, заговоры, молитвы и приносившиеся богам жертвы совершенно недостаточны для определения и лечения болезней.
Гиппократ рекомендовал тщательное обследование пациента и указывал на необходимость обращать внимание на частоту пульса и температуру тела. По его мнению, хороший врач должен отличаться наблюдательностью и уметь определить состояние пациента по одному внешнему виду. Так, например, заострившийся нос, впалые щеки, слипшиеся губы и землистый цвет лица свидетельствуют о близкой кончине больного. Еще и теперь такая картина определяется как “Гиппократово лицо”.
Гиппократ знал систему органов движения – кости, суставы, связки, мышцы, о чем свидетельствуют предложенные им методы лечения закрытых и открытых переломов, растяжений и вывихов.
В учении Гиппократа уделялось большое внимание организму больного, внешней среде, условиям жизни и окружению, что требовало учитывать “природу” больного и стимулировать естественные способности организма. Он понимал болезнь как общий процесс всего организма. По его мнению, жизнь людей зависит от взаимодействия четырех стихий: воздуха, воды, огня и земли, которые в свою очередь соответствуют четырем состояниям: холодному, теплому, сухому и влажному. Жизнь человеческого организма определяется взаимодействием четырех жидкостей (соков): кровь, желтая желчь, слизь (флегма) и черная желчь, которые находятся в определенном количественном соотношении, и его нарушение приводит к расстройству здоровья человека. Это предположение позволило сформировать учение о четырех темпераментах, каждый из которых связывался с преобладанием в организме одного их четырех телесных соков: крови соответствует сангвинический темперамент, слизи (флегме) – флегматический, желтой желчи – холерический и черной желчи – меланхолический.
Большое значение Гиппократ уделял диете, выражавшейся не только в регулировании приема пищи, но и упорядочении всего образа жизни больного, в том числе и общегигиеническому режиму. Он отмечал положительный эффект от пребывания больных на свежем воздухе, купания, массажа, занятий гимнастикой. Его лозунгом было: “Всякий излишек – враг естественного стремления к излечению, всякая постепенность – безопасна”.
Он не пренебрегал и лекарственным лечением и широко использовал лекарственные травы, которых знал свыше двух сотен. Однако Гиппократ был противником применения сразу многих лекарств.
Много внимания Гиппократ уделял вопросам хирургии, прогнозу и предвидению врачом дальнейшего хода болезни.
Каждый знает, что с именем Гиппократа неразрывно связана “Клятва”, которая, однако, не принадлежит его перу. Точная дата ее создания неизвестна, но в устной форме она передавалась от одного поколения к другому и в основных чертах была сформулирована еще до Гиппократа. В III веке до н. э. “Клятва” вошла в “Гиппократов сборник”. После этого в широких кругах ее стали называть именем Гиппократа и, оканчивая обучение, будущий врачеватель давал “Клятву”, которой должен был следовать всю свою жизнь:
“Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвою по закону медицинскому, но никакому другому.
Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария.
Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, чего не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому”.
В целом, медицина Гиппократа и его школа – это высокоразвитое искусство, значение которого состоит не только в его непосредственных достижениях, но и в заложенных им особых подходах в медицине. Теоретические достижения последователей и учеников Гиппократа по сравнению с современными знаниями имеют примитивный характер. Но это не помешало им овладеть обширными практическими навыками, благодаря которым они были не только превосходными врачами, но и сумели передать свое искусство последующим поколениям. И если более чем через две тысячи лет после Гиппократа медицина все еще многим обязана ему и его школе, то это обусловливается, прежде всего, тем, что именно Гиппократом были сформулированы и воплощены в жизнь основополагающие принципы врачебного искусства, справедливые во все времена:
– главной целью медицины является практическое лечение больного;
– искусству врачевания можно научиться только у постели больного;
– истинным учителем врача является опыт.
Е. Злодеева /table> 16.12.2012
Посмотрите также:
Признаки и лечение пневмонии Пневмонией называют инфекционное заболевание легких. Чаще всего такой недуг поражает людей,... |
Целительные свойства аквариумных рыбок Помочь своему организму можно всего лишь наблюдая за аквариумными рыбками. Именно так... |
Современный пилинг лица Женская красота – это предмет гордости и зависти любой женщины. В борьбе за... |
А полезен ли мед? Мед представляет собой уникальный биологически активный продукт, полезный эффект от... |
Остеохондроз: как бороться? Различные заболевания опорно-двигательного аппарата сегодня являются очень... |