О ходе выполнения отраслевой программы

> Официальный отдел > Нормативные документы России об охране здоровья граждан > О ходе выполнения отраслевой программы

Министерство Здравоохранения Российской Федерации

15 января 2002 года Коллегия Протокол №1
РЕШЕНИЕ

“Общая врачебная (семейная) практика” Коллегия Министерства здравоохранения Российской Федерации отмечает, что структурные преобразования здравоохранения невозможны без развития первичной медико-санитарной помощи населению.

Произошедшие изменения в социально-экономическом, политическом и демографическом положении страны диктуют необходимость пересмотра деятельности медицинских учреждений первичного звена.

Положениями “Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации” на 2001–2005 годы и на период до 2010 года особая роль в реформировании отрасли отводится поэтапному развитию института врача общей (семейной) практики.

Минздрав России своим приказом от 30.12.99 № 463 утвердил отраслевую программу “Общая врачебная (семейная) практика”.

Исполнителями программы являлись Минздрав России, Российская академия медицинских наук и органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. Финансирование осуществлялось за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и привлекаемых внебюджетных средств.

Срок выполнения Программы рассчитывался на период 2000–2001 годы и целью ее реализации было определено создание организационно-правовой и научно-методической базы для реформирования первичной медицинской помощи с поэтапным переходом к организации ее по принципу врача обшей (семейной) практики. В настоящее время срок реализации Программы завершен.

За указанный период проведена большая организационная и методическая работа по формированию не только отношения общественности к работе врача общей (семейной) практики, но и по созданию и разработке научно-методического и организационно-технологического обеспечения общих врачебных (семейных) практик. Согласно социологическим исследованиям, проведенным НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н. А. Семашко РАМН, 62,2% опрошенных считают, что семейную медицину следует развивать.

За последние 2 года в Минздраве России заслушаны большинство субъектов Российской Федерации по вопросам выполнения отраслевой программы “Общая врачебная (семейная) практика”. Проведены рабочие совещания в Дальневосточном, Приволжском и Северо-Западном, Южном федеральных округах. Утвержден Государственный стандарт профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности “Общая врачебная практика (семейная медицина)”. Разработаны учебно-методические документы по подготовке сестринского персонала для работы по принципу семейной медицины. Подготовлены и изданы 14 руководств и монографий. Создан Центр семейной медицины Минздрава России, успешно работает Всероссийская ассоциация врачей общей (семейной) практики, издается профессиональный журнал “Российский семейный врач”, проведен первый Всероссийский съезд врачей общей практики.

С 1998 по 2000 год количество врачей общей практики, работающих в поликлинике, увеличилось с 1062 до 1620, но удельный вес их по объему оказания первичной медико-санитарной помощи в России все же не велик.

Особую актуальность для внедрения института врача общей (семейной) практики представляет сельская медицина. Интересен опыт Республики Карелия по внедрению врача общей практики в участковых больницах и в сельских врачебных амбулаториях, где работа ведется по бригадному принципу (врач, сестра-реабилитолог, семейная медицинская сестра, сестра медико-социальной помощи, а также сестры – инструкторы школ больных бронхиальной астмой, сахарным диабетом и т. д.).

Вместе с тем коллегия отмечает, что реальной реформы первичного звена здравоохранения в стране не произошло. Подавляющее большинство территориальных поликлиник продолжает оказывать первичную медицинскую помощь силами участкового терапевта и узких специалистов.

Так, за период с 1998 по 2000 год количество участковых врачей в поликлинике сохраняется в пределах 47 тыс. Количество узких специалистов, работающих в поликлинике, также не изменилось (около 180 тыс.).

Сельские врачебные амбулатории, работа которых фактически организована по принципу амбулатории общей (семейной) практики, ввиду отсутствия в номенклатуре лечебно-профилактических учреждений такого учреждения, как “общая врачебная (семейная) практика”, не имеют лицензий на этот вид медицинской деятельности.

Несколько тысяч подготовленных в России врачей общей практики (семейных врачей) продолжают работать участковыми терапевтами. Так, в Архангельской области из 38 специалистов общей врачебной практики работают только 15, в Республике Мордовия из 29 работают 10, Республика Дагестан из 45 – 20, Республика Бурятия – из 72 подготовленных специалистов работают 49.

В ряде территорий – Псковской, Брянской, Рязанской, Смоленской, Белгородской, Липецкой, Ульяновской, Кировской областях (всего около 30 регионов) до настоящего времени не организована подготовка врачей общей (семейной) практики и семейных медицинских сестер. В этих же территориях в лечебно-профилактических учреждениях нет ни одного врача общей (семейной) практики.

Внедрение службы врача общей (семейной) практики тормозится из-за отсутствия механизмов реализации и единых подходов в области реформирования первичной медико-санитарной помощи.

Коллегия считает, что функционирование службы общей врачебной (семейной) практики должно сопровождаться соответствующими изменениями в системе финансирования и переоснащения амбулаторно-поликлинических учреждений для работы по данной технологии, а также созданием новых офисов по типовым проектам, разработанным в ходе выполнения отраслевой программы.

Переход на оказание медицинской помощи по принципу врача общей практики позволит перераспределить объемы медицинской помощи между стационаром и амбулаторно-поликлиническими учреждениями, направит имеющиеся средства на развитие общей врачебной (семейной) практики, повысит уровень оплаты труда специалистов высокой квалификации.

Настало время перейти от внедрения зарубежных “пилотных” проектов поддержки реформы первичной медико-санитарной помощи на региональном уровне к разработке стратегии и механизмов поэтапного внедрения службы общей врачебной (семейной) практики на всей территории России.

Рассмотрев результаты выполнения отраслевой программы “Общая врачебная (семейная) практика” в 2000–2001 гг.

КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:

1. Принять за основу представленный рабочей группой Минздрава России пакет документов по дальнейшему развитию общей врачебной (семейной) практики: Положение о враче общей практики (семейном враче), Положение о медицинской сестре общей врачебной практики (семейной медицинской сестре), Положение об отделении общеврачебной практики, Нормативы штатных должностей отделения общеврачебной практики, Положение об организации труда и заработной платы врача обшей (семейной) практики, статистические формы учета и отчетности деятельности врача общей врачебной (семейной) практики.

2. Рабочей группе Минздрава России в срок до 15 февраля 2002 года доработать материалы с учетом высказанных на коллегии замечаний и дополнений и направить их для согласования в территории Российской Федерации.

3. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению в срок до 15 апреля 2002 г. подготовить приказ Минздрава России “О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации” предусмотрев основной функциональной единицей по оказанию медицинской помощи населению врача общей (семейной) практики.

4. Департаменту экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами, Департаменту организации и развития медицинской помощи населению, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования в срок до 15 апреля 2002 г. определить дифференцированные подходы к условиям оплаты труда врача обшей (семейной) практики, в том числе в условиях ОМС.

5. Представителям Минздрава России в федеральных округах, Департаменту организации и развития медицинской помощи населению, Центру семейной медицины Минздрава России в срок до 1 июля 2002 г. внести предложения по созданию филиалов Центра в федеральных округах.

6. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению, Управлению медицинских проблем материнства и детства. Правовому управлению в срок до 1 июля 2002 г. внести предложения по приведению в соответствие отраслевой нормативной базы, с учетом внедрения в амбулаторно-поликлиническую сеть врача общей практики (семейного) врача.

7. Департаменту госсанэпиднадзора. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению совместно с Российской академией медицинских наук в срок до 1 декабря 2002 г. разработать санитарно-гигиенические требования к размещению и оснащению общих врачебных (семейных) практик

8. Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики:

8.1. В срок до 1 мая 2002 г. пересмотреть квалификационные характеристики по специальности врач общей практики (семейная медицина).

8.2. В срок 1 июля 2002 г. внести изменения и дополнения в учебные программы циклов повышения квалификации специалистов по общей врачебной практике (семейной медицине).

8.3. В срок до 1 декабря 2002 г. создать дополнительные центры подготовки врачей общей (семейной) практики.

9. Управлению научно-исследовательских медицинских учреждений совместно с Российской академией медицинских наук в срок до 15 апреля 2002 г. рассмотреть вопрос об утверждении научной специальности “общая врачебная (семейная) практика”.

10. Департамента организации и развития медицинской помощи населению в срок до 15 мая 2002 г. при пересмотре отчетной документации учесть показатели, отражающие деятельность врача общей (семейной) практики.

11. Помощнику Министра по связям с общественностью в срок до 15 апреля 2002 г. разработать план освещения в средствах массовой информации мероприятий по разъяснению среди населения преимуществ оказания первичной медико-санитарной помощи по принципу врача обшей (семейной) практики.

12. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации до 1 июня 2002 года рассмотреть на заседаниях коллегии органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации вопросы организации первичной медико-санитарной помощи населению с развитием общих врачебных (семейных) практик:

12.1. Ввести должности главного внештатного специалиста органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации по общей врачебной (семейной) практике.

12.2. Принять план по укреплению материально-технической базы общих врачебных (семейных) практик.

13. Контроль за выполнением решения коллегии оставляю за собой.

Председательствующий на Коллегии А. И. Вялков
Секретарь Коллегии И. В. Плешков

16.12.2012



Посмотрите также:
Патологии сперматозоидов
Патологии сперматозоидов

  Достаточно большой процент людей хочет, но не может иметь детей, и далеко не всегда...
Лечение ангины
Лечение ангины

У вас сильно болит горло, очень высокая температура, ломота в суставах, больно говорить и...
К чему ведет деформация стопы?
К чему ведет деформация стопы?

Специалисты выделяют достаточно большое количество возможных изменений стопы. К деформациям...
Инсульт – бич современности
Инсульт – бич современности

  Не все знают, что основной причиной инсульта является гипертония, то есть повышенное...
Особенности беговых дорожек
Особенности беговых дорожек

Беговая дорожка - весьма популярный сегодня кардиотренажер. Регулярные занятия на ней улучшают...