О ходе выполнения отраслевой программы

> Официальный отдел > Нормативные документы России об охране здоровья граждан > О ходе выполнения отраслевой программы

Министерство Здравоохранения Российской Федерации

15 января 2002 года Коллегия Протокол №1
РЕШЕНИЕ

“Общая врачебная (семейная) практика” Коллегия Министерства здравоохранения Российской Федерации отмечает, что структурные преобразования здравоохранения невозможны без развития первичной медико-санитарной помощи населению.

Произошедшие изменения в социально-экономическом, политическом и демографическом положении страны диктуют необходимость пересмотра деятельности медицинских учреждений первичного звена.

Положениями “Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации” на 2001–2005 годы и на период до 2010 года особая роль в реформировании отрасли отводится поэтапному развитию института врача общей (семейной) практики.

Минздрав России своим приказом от 30.12.99 № 463 утвердил отраслевую программу “Общая врачебная (семейная) практика”.

Исполнителями программы являлись Минздрав России, Российская академия медицинских наук и органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. Финансирование осуществлялось за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и привлекаемых внебюджетных средств.

Срок выполнения Программы рассчитывался на период 2000–2001 годы и целью ее реализации было определено создание организационно-правовой и научно-методической базы для реформирования первичной медицинской помощи с поэтапным переходом к организации ее по принципу врача обшей (семейной) практики. В настоящее время срок реализации Программы завершен.

За указанный период проведена большая организационная и методическая работа по формированию не только отношения общественности к работе врача общей (семейной) практики, но и по созданию и разработке научно-методического и организационно-технологического обеспечения общих врачебных (семейных) практик. Согласно социологическим исследованиям, проведенным НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н. А. Семашко РАМН, 62,2% опрошенных считают, что семейную медицину следует развивать.

За последние 2 года в Минздраве России заслушаны большинство субъектов Российской Федерации по вопросам выполнения отраслевой программы “Общая врачебная (семейная) практика”. Проведены рабочие совещания в Дальневосточном, Приволжском и Северо-Западном, Южном федеральных округах. Утвержден Государственный стандарт профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности “Общая врачебная практика (семейная медицина)”. Разработаны учебно-методические документы по подготовке сестринского персонала для работы по принципу семейной медицины. Подготовлены и изданы 14 руководств и монографий. Создан Центр семейной медицины Минздрава России, успешно работает Всероссийская ассоциация врачей общей (семейной) практики, издается профессиональный журнал “Российский семейный врач”, проведен первый Всероссийский съезд врачей общей практики.

С 1998 по 2000 год количество врачей общей практики, работающих в поликлинике, увеличилось с 1062 до 1620, но удельный вес их по объему оказания первичной медико-санитарной помощи в России все же не велик.

Особую актуальность для внедрения института врача общей (семейной) практики представляет сельская медицина. Интересен опыт Республики Карелия по внедрению врача общей практики в участковых больницах и в сельских врачебных амбулаториях, где работа ведется по бригадному принципу (врач, сестра-реабилитолог, семейная медицинская сестра, сестра медико-социальной помощи, а также сестры – инструкторы школ больных бронхиальной астмой, сахарным диабетом и т. д.).

Вместе с тем коллегия отмечает, что реальной реформы первичного звена здравоохранения в стране не произошло. Подавляющее большинство территориальных поликлиник продолжает оказывать первичную медицинскую помощь силами участкового терапевта и узких специалистов.

Так, за период с 1998 по 2000 год количество участковых врачей в поликлинике сохраняется в пределах 47 тыс. Количество узких специалистов, работающих в поликлинике, также не изменилось (около 180 тыс.).

Сельские врачебные амбулатории, работа которых фактически организована по принципу амбулатории общей (семейной) практики, ввиду отсутствия в номенклатуре лечебно-профилактических учреждений такого учреждения, как “общая врачебная (семейная) практика”, не имеют лицензий на этот вид медицинской деятельности.

Несколько тысяч подготовленных в России врачей общей практики (семейных врачей) продолжают работать участковыми терапевтами. Так, в Архангельской области из 38 специалистов общей врачебной практики работают только 15, в Республике Мордовия из 29 работают 10, Республика Дагестан из 45 – 20, Республика Бурятия – из 72 подготовленных специалистов работают 49.

В ряде территорий – Псковской, Брянской, Рязанской, Смоленской, Белгородской, Липецкой, Ульяновской, Кировской областях (всего около 30 регионов) до настоящего времени не организована подготовка врачей общей (семейной) практики и семейных медицинских сестер. В этих же территориях в лечебно-профилактических учреждениях нет ни одного врача общей (семейной) практики.

Внедрение службы врача общей (семейной) практики тормозится из-за отсутствия механизмов реализации и единых подходов в области реформирования первичной медико-санитарной помощи.

Коллегия считает, что функционирование службы общей врачебной (семейной) практики должно сопровождаться соответствующими изменениями в системе финансирования и переоснащения амбулаторно-поликлинических учреждений для работы по данной технологии, а также созданием новых офисов по типовым проектам, разработанным в ходе выполнения отраслевой программы.

Переход на оказание медицинской помощи по принципу врача общей практики позволит перераспределить объемы медицинской помощи между стационаром и амбулаторно-поликлиническими учреждениями, направит имеющиеся средства на развитие общей врачебной (семейной) практики, повысит уровень оплаты труда специалистов высокой квалификации.

Настало время перейти от внедрения зарубежных “пилотных” проектов поддержки реформы первичной медико-санитарной помощи на региональном уровне к разработке стратегии и механизмов поэтапного внедрения службы общей врачебной (семейной) практики на всей территории России.

Рассмотрев результаты выполнения отраслевой программы “Общая врачебная (семейная) практика” в 2000–2001 гг.

КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:

1. Принять за основу представленный рабочей группой Минздрава России пакет документов по дальнейшему развитию общей врачебной (семейной) практики: Положение о враче общей практики (семейном враче), Положение о медицинской сестре общей врачебной практики (семейной медицинской сестре), Положение об отделении общеврачебной практики, Нормативы штатных должностей отделения общеврачебной практики, Положение об организации труда и заработной платы врача обшей (семейной) практики, статистические формы учета и отчетности деятельности врача общей врачебной (семейной) практики.

2. Рабочей группе Минздрава России в срок до 15 февраля 2002 года доработать материалы с учетом высказанных на коллегии замечаний и дополнений и направить их для согласования в территории Российской Федерации.

3. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению в срок до 15 апреля 2002 г. подготовить приказ Минздрава России “О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации” предусмотрев основной функциональной единицей по оказанию медицинской помощи населению врача общей (семейной) практики.

4. Департаменту экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами, Департаменту организации и развития медицинской помощи населению, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования в срок до 15 апреля 2002 г. определить дифференцированные подходы к условиям оплаты труда врача обшей (семейной) практики, в том числе в условиях ОМС.

5. Представителям Минздрава России в федеральных округах, Департаменту организации и развития медицинской помощи населению, Центру семейной медицины Минздрава России в срок до 1 июля 2002 г. внести предложения по созданию филиалов Центра в федеральных округах.

6. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению, Управлению медицинских проблем материнства и детства. Правовому управлению в срок до 1 июля 2002 г. внести предложения по приведению в соответствие отраслевой нормативной базы, с учетом внедрения в амбулаторно-поликлиническую сеть врача общей практики (семейного) врача.

7. Департаменту госсанэпиднадзора. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению совместно с Российской академией медицинских наук в срок до 1 декабря 2002 г. разработать санитарно-гигиенические требования к размещению и оснащению общих врачебных (семейных) практик

8. Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики:

8.1. В срок до 1 мая 2002 г. пересмотреть квалификационные характеристики по специальности врач общей практики (семейная медицина).

8.2. В срок 1 июля 2002 г. внести изменения и дополнения в учебные программы циклов повышения квалификации специалистов по общей врачебной практике (семейной медицине).

8.3. В срок до 1 декабря 2002 г. создать дополнительные центры подготовки врачей общей (семейной) практики.

9. Управлению научно-исследовательских медицинских учреждений совместно с Российской академией медицинских наук в срок до 15 апреля 2002 г. рассмотреть вопрос об утверждении научной специальности “общая врачебная (семейная) практика”.

10. Департамента организации и развития медицинской помощи населению в срок до 15 мая 2002 г. при пересмотре отчетной документации учесть показатели, отражающие деятельность врача общей (семейной) практики.

11. Помощнику Министра по связям с общественностью в срок до 15 апреля 2002 г. разработать план освещения в средствах массовой информации мероприятий по разъяснению среди населения преимуществ оказания первичной медико-санитарной помощи по принципу врача обшей (семейной) практики.

12. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации до 1 июня 2002 года рассмотреть на заседаниях коллегии органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации вопросы организации первичной медико-санитарной помощи населению с развитием общих врачебных (семейных) практик:

12.1. Ввести должности главного внештатного специалиста органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации по общей врачебной (семейной) практике.

12.2. Принять план по укреплению материально-технической базы общих врачебных (семейных) практик.

13. Контроль за выполнением решения коллегии оставляю за собой.

Председательствующий на Коллегии А. И. Вялков
Секретарь Коллегии И. В. Плешков

16.12.2012



Посмотрите также:
О возникновении и профилактике геморроя
О возникновении и профилактике геморроя

  Геморрой представляет собой достаточно распространенное заболевание прямой кишки и...
Пять способов очистки лимфы
Пять способов очистки лимфы

Лимфатическая система организма защищает организм от миллиардов болезнетворных бактерий, не...
Как выбрать ортопедический матрас для хорошей осанки?
Как выбрать ортопедический матрас для хорошей осанки?

  Матрас называется ортопедическим, если он способен поддерживать позвоночник в правильном...
Избавляемся от бородавок
Избавляемся от бородавок

Бородавки – это достаточно неприятная вещь, от которой каждый нормальный человек хочет...
Отхаркивающие лекарства для детей
Отхаркивающие лекарства для детей

 Когда ребенок заболел, многие мамы несутся в аптеку,  скупая абсолютно разные...