Национальная стратегия охраны здоровья детей в России и ее правовое обеспечение

> Официальный отдел > Нормативные документы России об охране здоровья граждан > Национальная стратегия охраны здоровья детей в России и ее правовое обеспечение

Примечательно, что парламентские слушания, прошедшие в Москве 19 февраля 2001 года, непосредственно связаны с началом работы IX съезда педиатров России. Подтверждением актуальности обсуждаемой проблемы служит то, что очень активно откликнулись на приглашение участвовать в них депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, более 80 субъектов Российской Федерации, 47 депутатов Законодательных собраний субъектов Российской Федерации. Кроме того, в парламентских слушаниях приняли участие представители федеральных министерств и ведомств, ведущих медицинских центров, занимающихся проблемами здоровья детей. Большой интерес проявили представители общественных и правозащитных организаций.
Огромный вклад в организацию слушаний внес Союз педиатров России, который возглавляет академик Александр Александрович Баранов. Именно врачи забили тревогу о состоянии здоровья детей в нашей стране и внесли предложение в Госдуму о проведении таких парламентских слушаний.
В числе организаторов слушаний четыре комитета Государственной Думы – Комитет по делам женщин, семьи и молодежи, Комитет по охране здоровья и спорту, Комитет по безопасности и Комитет по делам Севера и отдаленных территорий.

Г. Н. Селезнев, председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ: “Проблемы детства давно вышли за пределы здравоохранения”.
– Сегодня мы собрались для того, чтобы обсудить и совместными усилиями определить практические меры по одной из самых острых и неотложных социальных проблем в нашей стране – проблеме охраны здоровья детей. Мы приветствуем всех, кто откликнулся на приглашение Государственной Думы, и рассчитываем на ваше активное участие в этих слушаниях. Важно, что здесь присутствуют представители правительства Российской Федерации, работники не только федеральных, но и региональных учреждений детского здравоохранения, крупные ученые и специалисты. Особую представительность этим действительно открытым слушаниям придает то, что в них принимают участие делегаты IX съезда педиатров России. Такая концентрация интеллектуальных и организационных сил, науки и практики создает реальные предпосылки для достижения высокой результативности сегодняшнего собрания, а именно: возможности выработки дееспособной законотворческой программы действий, отвечающей не только потребностям сегодняшнего дня, но и определяющей наши с вами задачи на перспективу.
Присутствующим здесь профессионалам не нужно разъяснять, а тем более доказывать всю остроту создавшегося положения с охраной здоровья детей России. Все мы знакомы с очень тревожной статистикой и происходящими в стране процессами, прямо или косвенно затрагивающими положение детей. Комитеты Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, по охране здоровья и спорту постоянно привлекают внимание законодателей, не дают им расслабляться тогда, когда речь заходит о детях, о здоровье нации. Пока еще много разговоров. Еще больше увещеваний друг друга и призывов к общественности. Мы поразительно мало делаем практических шагов, чтобы действительно переломить ситуацию на, условно говоря, детском фронте. Я намеренно сгущаю краски, если угодно, заостряю контуры темы данных парламентских слушаний – формирование общенациональной стратегии по решению проблем детства.
Детская смертность достигла угрожающих масштабов. В состоянии беспризорности и безнадзорности в России в настоящее время находятся миллионы детей. Насчитывается более 600 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В интернатах число их обитателей при живых родителях составляет 90 проц. А мы с вами, уважаемые коллеги, только собираемся обсудить очередную общенациональную стратегию программы и тактики!
О чем это свидетельствует? По меньшей мере, о явно замедленной, чтобы не сказать, неадекватной, реакции нашего общества на острейшую проблему современности. Думаю, все присутствующие согласятся с тем, что эта проблема давно уже вышла за пределы собственно здравоохранения. В широком же смысле (и, видимо, так и надо рассматривать данную проблему), понятие “здоровье детей” включает в себя такие компоненты, как образовательный уровень детей, их духовное здоровье, моральные устои, нравственные ориентиры.
Конечно, в каждую новую эпоху возникают новые представления и подходы, но остается неизменным большинство фундаментальных основ человеческого бытия.
Для ребенка и для всего общества будет лучше, если ребенок живет в семье, чувствует на себе внимание и доброту, растет здоровым и счастливым. Важно, чтобы дети имели широкие возможности для получения хорошего воспитания и образования, а затем стали достойными гражданами своей родины. Ради этого мы с вами, уважаемые коллеги, и живем.
Полагаю, что при обсуждении национальной стратегии охраны здоровья детей неизбежно возникнут вопросы финансирования предполагаемых законов, программ и проектов. Все понимают, что нынешний уровень финансирования недопустимо низок. Государству нужно изыскать дополнительные средства на одно из важнейших направлений социальной политики. Однако вряд ли будет реалистичным ожидать в ближайшие годы кардинального увеличения бюджетных ассигнований, поскольку объем самого бюджета прямо зависит от общего состояния нашей экономики, а она, как вы знаете, большим достатком не отличается.
В этих условиях особое значение приобретают задача оптимизации имеющихся средств на федеральном, региональном и местном уровнях, установление жесткого контроля за их расходованием. Тем более, как мы с вами убеждаемся, в нашем государстве по части финансового контроля дела обстоят неблагополучно. Вот на этот важнейший компонент и следует обратить повышенное внимание при проработке законодательной базы охраны детского здоровья.
Мы имеем все основания рассчитывать на активный и конструктивный вклад в решение проблем детства со стороны президента и правительства Российской Федерации. Исключительно важно, чтобы предлагаемые действия в рамках национальной стратегии были согласованы и синхронно развивались между всеми ветвями государственной власти на федеральном, региональном и местном уровнях. В этих действиях большое место должно быть отведено различным общественным организациям, влиятельным институтам формирующегося у нас гражданского общества.
На днях я побывал во Всероссийском детском фонде, который возглавляет А. Лиханов, и услышал очень много таких несуразиц, которым не хочется верить. Деньги, которые поступают на лечение детей-инвалидов, по-прежнему облагаются налогами. Те благотворительные организации, что эти деньги дают, уже не собираются их выделять, потому что не хотят финансировать государство, которое, проводя фискальные меры, отбирает часть детских денег. Сегодня непопулярными стали семейные детские дома. В Москве их осталось всего восемь. Слава Богу, есть у нас еще маяк – Белгородская область, которая систему семейных детских домов продолжает развивать.
Что же касается Государственной Думы, то общественность вправе ожидать от Федерального Собрания Российской Федерации более эффективных законодательных действий, направленных на существенное улучшение положения детей в нашей стране.
Уважаемые участники слушаний! Нас всех объединяет не только постоянная забота о настоящем и будущем детей России, но и глубокое осознание того, что в этой сфере необходимо разработать и принять национальную стратегию охраны здоровья детей в России. Надеюсь, что сегодняшние, особенно представительные по составу, слушания, а я не помню таких крупных, как нынешние, те рекомендации, которые вами будут рассмотрены и приняты, существенно продвинут всех нас в этом направлении.
Пользуясь случаем, хотел бы выразить большую признательность всем социальным работникам и особенно нашим врачам-педиатрам, которые в очень сложных условиях продолжают самоотверженно трудиться во имя здоровья наших детей, во имя будущего России.
Желаю вам плодотворной работы. Счастья вам и здоровья!
С. П. ГОРЯЧЕВА, председатель Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи: “На детях экономить нельзя …”.
– Актуальность темы, которую мы будем обсуждать, не вызывает сомнений. Ситуация с состоянием и охраной здоровья населения и, в первую очередь, детей и молодежи, собравшимся хорошо известна. В докладах предполагается осветить разные аспекты проблемы. Я остановлюсь на социально-правовых. Но вначале о наиболее показательных тенденциях медико-демографической ситуации в России, а затем о том, что, по нашему мнению, нужно менять в социальной политике государства и что Комитет делает для поддержки семьи, материнства и детства через законотворческую деятельность.
Итак, о демографической ситуации, которая, по высказыванию президента страны, одна из самых тревожных, а по мнению специалистов, представляет угрозу национальной безопасности страны. И не случайно на состоявшемся недавно заседании правительства проблема демографии обсуждалась специально. Было выделено три приоритета – здоровье населения, в том числе здоровье детей и молодежи как стратегического ресурса страны, укрепление семьи и разумная миграционная политика. Члены Комитета присутствовали на заседании правительства и предложили четвертый приоритет – изменение информационной политики средств массовой информации в сторону пропаганды здорового образа жизни, культа семьи, нравственных начал. Потому что сейчас пропагандируется совершенно другое.
Каковы же характеристики демографии? Ежегодно население России сокращается в среднем на 700 тысяч человек. В новый век страна вошла с населением менее 145 млн человек. С 2001 года в общей структуре населения доля детей до 16 лет существенно ниже доли пожилых. По разным оценкам, через 15 – 20 лет нас станет на 20 млн меньше. Чистая потеря населения за последние восемь лет составляет 6 млн человек. За два последних года число регионов с естественным приростом населения сократилось на 8 и в 2000 году составило только 14, подчеркиваю, только 14, из 89 субъектов Федерации. Таким образом, в 75 субъектах Федерации смертность превышает рождаемость. А в трети регионов страны (это, как правило, чисто русские территории) в прошлом году слез по поводу смертей было вдвое, втрое больше, чем радости от рождений.
При этом за неполные десять лет более чем на 20% снизилась рождаемость у женщин в наиболее благоприятных детородных возрастах, а 24% женщин, т. е. каждая пятая, не желают иметь детей. Нас очень беспокоит показатель материнской смертности. Он почти в пять раз выше, чем в Узбекистане, в шесть раз выше, чем в США и в 27,5 раза выше, чем в Финляндии. Сопоставление демографической ситуации в России и в 36 зарубежных государствах складывается не в нашу пользу. В этом списке Россия занимает почти предпоследнее место по коэффициенту рождаемости. Ниже нас только Болгария и Украина.
В условиях снижения рождаемости особенно актуальной становится проблема сохранения жизни новорожденных. Несмотря на некоторую тенденцию к снижению, уровень младенческой смертности по-прежнему высок. Он в три-четыре раза выше, чем в развитых европейских странах. Негативная демографическая тенденция сопровождается ухудшением здоровья нации. За последние годы отмечается значительный рост социально опасных заболеваний, таких, как туберкулез, сифилис, наркомания, алкоголизм. У больных родителей, как правило, рождаются и нездоровые дети. Рожденные с отклонениями в состоянии здоровья, на протяжении жизни они приобретают целый “букет” болезней. По данным исследований, в ряде регионов страны в младших классах доля абсолютно здоровых детей составляет не более 10%, а в старших не дотягивает и до 5%. Речь идет не об ускоренном физическом развитии подростков, а о снижении показателей заболеваемости. К окончанию школы хронические заболевания имеют более 80% девушек, а ведь это будущие матери, и более одной трети юношей. А они не только будущие отцы, но и защитники Отечества.
Сейчас в органах социальной защиты населения состоят на учете около 600 тысяч детей-инвалидов. За пять лет их численность возросла на одну треть. Не уменьшается число детей, употребляющих алкоголь. По данным анонимного опроса старшеклассников, 77% из них выпивают регулярно, причем девочки наравне с мальчиками. Правоохранительные органы свидетельствуют, что 76% потребляющих наркотики – подростки. Ежегодно на 9-10 % возрастает число зарегистрированных молодых наркоманов. Можно себе представить, какая у России перспектива! Венерические заболевания среди молодежи возросли в десятки раз.
Острейшие медико-демографические проблемы тесно связаны и с проблемами семьи. Ясно, что, забывая о трудностях, с которыми сталкивается семья, ситуацию с демографией, охраной здоровья детей, изменить к лучшему невозможно. В России 42 млн семей. Однодетные составляют треть от этого числа. В 9 млн семей – это 20% – по двое детей. А вот на долю многодетных приходится менее 4%. За десять лет их число сократилось на четверть. Растет количество неполных семей. 5,2 млн семей, или 12%, семьи неполные, в 98% – без отца. Одна из причин – высокая смертность мужчин трудоспособного возраста. По данным статистики, 80% от общего числа умерших в трудоспособном возрасте – мужчины. В неполной семье воспитывается каждый седьмой ребенок.
Быстро увеличивается число семей, проживающих за чертой бедности. За один год рост составил около 8%. Сегодня эту черту переступили 22 млн семей, или каждая вторая. Особенно высока концентрация бедности в многодетных семьях с тремя и более детьми. Большинство из них имеет среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума. При том в крайней бедности и нищете живут 50% полных и 58% неполных многодетных семей. В таких семьях душевые доходы в два и более раза ниже уровня бедности. Кризис материального обеспечения семей налицо, и государству об этом нужно особо подумать.
Столь же очевидны и последствия кризиса семьи. В их числе и ухудшение состояния здоровья членов семей, и изменение морально-нравственных ориентиров. По количеству детей, оставшихся без попечения родителей, мы вернулись к периоду конца Великой Отечественной войны. Как и тогда, сейчас в России 678 тысяч детей, лишившихся родительского попечения, то есть детей-сирот. Но самое тревожное, что только 5% – это дети, ставшие сиротами после смерти родителей, остальные 95% – так называемые социальные сироты, т. е. сироты при живых родителях. Только за последние три года численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличилась почти на 82 тысячи. Нас беспокоит и то, что с каждым годом сокращается число детей, передаваемых под опеку, попечительство, в приемные семьи и на усыновление. За последние пять лет число детей, переданных на усыновление, сократилось по России более чем в два раза. Однако за это же время более чем в четыре раза увеличилось усыновление их иностранцами. Из страны вывезены 25 тысяч детей, 80% из них в – США. Недаром по данным ООН, Россия является наиболее благоприятным рынком торговли детьми.
Отдаю себе отчет в том, что от представителей государственной власти, в том числе от Государственной Думы, вы вправе ждать не только констатации фактов, но и конкретных предложений и действенных мер по преодолению негативных тенденций. Назову некоторые из тех, которые нами предпринимаются и предлагаются правительству. Сегодня в России сложилась ситуация, при которой “у семи нянек дитя без глазу”. Проблемами семьи и демографии занимаются многие правительственные структуры. На наш взгляд, назрела необходимость создания в составе правительства специального комитета по вопросам семьи и демографической политики. И такое предложение на заседании правительства при обсуждении Концепции демографической ситуации мы уже внесли. Мы уверены также, что до тех пор, пока политика государства в социальной сфере, в том числе в области охраны здоровья населения, поддержки семьи, материнства, детства и молодежи, не будет обеспечена реальным финансированием, ожидать позитивных изменений не стоит. Яркий пример. Сегодня грустная дата – исполняется два года, как Государственная Дума направила запрос в Конституционный суд Российской Федерации о толковании ч.1 ст. 41 Конституции. Эта статья гарантирует право каждого на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. По Конституции – одно, а в жизни процветает коммерциализация медицинских услуг, в том числе и для детей.
Коммерциализации медицинских услуг в значительной степени способствует и то, что, по данным Минздрава России, предусмотренные в бюджете ассигнования на содержание учреждений здравоохранения обеспечивают реальные потребности в среднем чуть более 40% – менее чем наполовину. К сожалению, продолжается практика финансирования социальной сферы по остаточному принципу. Вот примеры. В проекте закона о бюджете на этот год, внесенном правительством, доля расходов на программу “Молодежь России” составляет 0,07% (не десятых, а сотых процента!) от средств на социальную сферу. Разве непонятно, что вложения в молодежь – социально активную часть общества – дадут очень быстрые дополнительные доходы в бюджет государства? С трудом, но на 30% нам удалось увеличить финансирование молодежной программы. Конечно, этого недостаточно. То же самое происходит и с программой “Дети России”. Среди всех расходов федерального бюджета средства на нее составляют 0,09 % от расходной части бюджета. А в составе расходов на социальную политику – всего-навсего 1%. А в абсолютных цифрах – 1,1 млрд рублей от 107 млрд рублей, выделяемых на социальную политику. Всем ясно, что этот показатель не отражает реальной потребности вложений в детей, особенно в той ситуации, когда с 2001 года мы по классификации являемся обществом пожилых.
Что нас очень беспокоит? То, что из полученных в прошлом году более 300 млрд рублей сверхдоходов, а это была одна треть расходной части бюджета, ни копейки не дали на программу “Дети России”. Поэтому в результате работы над бюджетом на текущий год наш Комитет вместе с другими комитетами старался сделать все возможное, чтобы увеличить финансирование программы “Дети России”. В конечном итоге нам удалось в два раза увеличить финансирование – это 2 млрд 148 млн рублей, хотя, конечно, этого тоже недостаточно. Внося поправки, мы постарались увеличить ассигнования на инвестиции в программу “Дети России”. В результате число строящихся детских объектов за счет федеральных средств, а это оздоровительные комплексы, детские дома, школы, центры реабилитации детей-инвалидов – увеличилось со 128, предложенных правительством, до 188. По 41 объекту увеличены объемы финансирования. Почти вдвое нам удалось увеличить число инвестиционных объектов по программе “Дети-инвалиды”.
Если откровенно, то нас не устраивает качество программы “Дети России”. И мы считаем, что вместе с правительством должны поменять ее ориентиры. Потому что в ней очень мало мероприятий по профилактике заболеваний, укреплению и охране здоровья, всестороннему развитию детей, формированию их здорового образа жизни. Например, на программу “Одаренные дети” выделено всего 0,5 % от общего объема финансирования программы “Дети России”. Самая большая доля средств – около 40% – приходится на программу “Дети-инвалиды”. Создается впечатление, что пока дети не окажутся в трудной жизненной ситуации, государству заботиться о них не надо. Да, мы должны поддерживать детей-инвалидов, но надо думать и о здоровом ребенке. Не закладывая средства в бюджете на уровне Российской Федерации, на уровне субъектов Федерации, нам трудно будет сдвинуть эту проблему. Нужно задуматься также о сохранении здоровья пока еще относительно здоровых детей и о профилактике заболеваний. Ведь до сих пор нет программы “Здоровый ребенок”. Надеюсь, что она будет разработана. Такое предложение внесено нами в рамках реализации Концепции демографической политики, о которой я уже говорила, и станет составной частью программы “Дети России”.
Вдвое, с 500 млн до 1 млрд рублей, увеличены ассигнования в этом году на организацию оздоровительной кампании детей и подростков. Отдохнуть и укрепить здоровье смогут не 9 млн детей, как в прошлом году, а около 12 млн. Надо отдать должное правительству и Валентине Ивановне Матвиенко, что диалог нашего Комитета и Государственной Думы с правительством по проблеме выплаты детских пособий в этом году закончился созданием Фонда компенсаций. Отдельной строкой на детские пособия было заложено 22,8 млрд рублей. Это впервые с 1995 года. И нам нужно думать, как сегодня, независимо от того, где ребенок родился – в Москве или на Камчатке, обеспечить его детским пособием. Поэтому с 2001 года на 15% увеличится сумма детского пособия, но мы планируем через федеральное казначейство, минуя субъекты Федерации, обеспечить полную выплату детских пособий повсеместно по Российской Федерации. А после того, как рассчитаемся с задолженностью, систематизируем выплаты, начнем постепенно повышать размер детского пособия.
Члены нашего Комитета глубоко убеждены, что нужно менять ориентиры социальной политики в стране и увеличить ассигнования на стратегический ресурс государства – молодежь и детей. Это нужно делать сегодня. О стариках помнить надо, но если мы забудем детей и молодежь, то возникает вопрос: а кто же будет кормить стариков? Где финансовые резервы? Можно поискать их. Сократить расходы на государственное управление, активизировать отечественного товаропроизводителя, особенно молодежь. Потому что в России каждый третий безработный – молодой человек. 50% выпускников высших учебных заведений не находят работу по специальности. Вот, пожалуйста, ресурс государства, в том числе и быстрое пополнение доходной части бюджета. Мы предлагаем правительству и другие меры.
Теперь о тех законопроектах и законах, которые приняты Государственной Думой и касаются поддержки материнства и детей. За шесть лет работы Государственной Думы двух предыдущих созывов удалось принять 50 законодательных актов, направленных на защиту прав и законных интересов семьи, женщин, детей и молодежи. Наиболее важные из них – Семейный кодекс, Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”. Внесены изменения в действующее законодательство по вопросам усыновления. Таким образом, мы стараемся поставить заслон на пути бесконтрольного вывоза наших детей за рубеж, превращения усыновления в доходный бизнес. Почитайте газетные статьи. В Волгограде, где цинично торговали детьми, возбуждено уголовное дело. Комитет подготовил очень важный законопроект “О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей”. С помощью этого закона постараемся систематизировать данные по стране о детях и семьях, которые желают усыновить ребенка. Постараемся в первую очередь максимально обеспечить российские семьи, потому что на самом деле только 20% желающих семей получают долгожданное дитя для усыновления. Этот закон очень важен. Почему? Да потому, чтобы наши дети-сироты попадали в российские семьи и там смогли обрести любовь и заботу взрослых.
Детям, нуждающимся в санаторно-курортном лечении, и сопровождающему лицу закон предоставляет льготы по оплате проезда к месту лечения. Вы понимаете, насколько это важно при возрастающей стоимости билетов и необходимости поддержки здоровья, а также профилактике заболеваний у детей. В соответствии с Конвенцией “О правах ребенка” законом увеличен возраст детей-инвалидов до 18 лет вместо 16, законодательно закреплена система профилактики детской безнадзорности, предусмотрен комплекс мер по борьбе с детской преступностью. Ряд изменений по обеспечению равных прав и обязанностей работающих отца и матери в воспитании ребенка внесен в Кодекс законов о труде Российской Федерации.
К сожалению, не нашел поддержки у президента проект федерального закона “О государственной поддержке многодетных семей”. Какой аргумент против принятия этого закона? Якобы многодетные семьи асоциальны и зачем их поддерживать? Статистики официальной нет, но мы запрашивали научные учреждения и получили ответы, что среди многодетных семей только 8% асоциальных, остальные 92% – это семьи, которые любят и желают иметь много детей. Так разве государство не должно позаботиться о них? Поэтому будем выносить этот закон на преодоление вето. Второй закон, на который получено вето президента, – “О социальном обслуживании населения в части предотвращения насилия в семье”.
Над чем сейчас работает Комитет? Он является соисполнителем по рассмотрению в Государственной Думе внесенного правительством проекта федерального закона “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством и на случай смерти”. Само название закона говорит о том, что его нормы в те или иные периоды жизни коснутся практически каждого человека. Такой закон, конечно, нужен. Но мы категорически возражаем против норм, которые ухудшают положение граждан. К их числу относятся оплата пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания, начиная с четвертого дня, а не с первого, как сейчас, а также ограничение продолжительности выплаты пособия при уходе за больным ребенком. Мы настаиваем и на исключении из проекта нормы, ограничивающей максимальный размер пособия по беременности и родам семикратной величиной прожиточного минимума. Введение такой нормы станет свидетельством незаинтересованности государства в рождении детей у людей с высокой заработной платой. Это по меньшей мере недальновидно. Поддерживаем увеличение размера единовременного пособия при рождении ребенка с 15 минимальных размеров оплаты труда до размера трехкратной величины прожиточного минимума. Это все же намного больше. В качестве меры материального поощрения рождаемости Комитет внес поправку об увеличении пособия в случае рождения второго, третьего ребенка и последующих до четырех-, пятикратного и так далее размера величины прожиточного минимума. В рабочей группе рассматриваются поправки об увеличении размера пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, в зависимости от количества детей в семье. Это тоже как бы стимулирующая мера рождения детей. Комитет также будет отстаивать эти и еще почти 40 поправок к законопроекту.
Сейчас в Государственной Думе обсуждается шесть проектов трудовых кодексов. Они содержат главы, которые регулируют особенности труда женщин и работников с семейными обязанностями, а также молодежи. В обществе пока не выработан единый подход к вопросу о труде женщин. Одни – за полную отмену правовых гарантий использования труда женщин, другие настаивают на сохранении имеющихся. Аргумент первых: предоставленные льготы существенно снижают конкурентоспособность женщин на рынке труда. Аргумент вторых: сняв запреты на использование труда женщин и лишив их ряда льгот, государство оставляет женщину один на один с работодателем. При этом договоренности будут явно не в интересах женщин, поскольку работник и работодатель находятся в заведомо неравном положении. И нам предстоит решить очень непростую задачу: не лишая женщин государственных гарантий для реализации материнских функций, повысить их конкурентоспособность в сфере труда и обеспечить поддержку работающих женщин и мужчин, воспитывающих несовершеннолетних детей. Мы считаем, что все варианты трудовых кодексов фактически ухудшают положение женщины-матери. Постараемся, чтобы все правовые гарантии, которые были предусмотрены, в большинстве сохранились. А то дошло до того, что во всех вариантах предлагают беременную женщину увольнять по инициативе администрации за виновные действия. Все мы понимаем, что очень легко найти виновное действие для той женщины, которая ждет ребенка, и выкинуть ее с предприятия. Но каковы будут последствия для нее, и особенно для ребенка, которого она носит под сердцем? Поэтому в этом вопросе наша позиция очень жесткая.
Сейчас мы приступили к наработке законопроекта “О детском досуге”. Мы рады, что в перечне первоочередных мер правительства по решению демографической политики предусмотрено решение и этой проблемы. Постараемся совместными усилиями найти детям лучшее времяпрепровождение, чем подворотни и подвалы, наркотики и алкоголь. Ведь сегодня родители вынуждены большую часть времени отдавать зарабатыванию средств на содержание семьи и еще меньше, чем прежде, уделяют внимание воспитанию детей. К сожалению, инфраструктура учреждений для досуга разрушена. Сокращаются возможности детей всесторонне развиваться. Они предоставлены сами себе, являясь, по сути, детьми улиц. Сейчас мы думаем о том, что нужно вносить, пока не поздно, поправки в Градостроительный кодекс и обязывать застройщиков – как подрядчиков, так и заказчиков, – в многоэтажных домах на первых этажах обязательно планировать помещение, в котором дети могли бы проводить свободное время. Хоть малейшее, но уже решение проблемы. У нас так все хорошо приватизировали, что о детях забыли совсем.
Есть у нас и наработки, которые касаются усиления ответственности за наркоманию. Посмотрите, что происходит? За умышленное убийство предусмотрено наказание вплоть до пожизненного заключения, а за наркотики правовые меры очень слабы. А ведь степень общественной опасности распространения наркотиков намного выше, чем того же убийства. Понимая, насколько мягко наказание, мы выступаем за ужесточение мер ответственности за изготовление, распространение, продажу, хранение и т. д. наркотиков.
Уважаемые участники парламентских слушаний! Мы надеемся получить ваши конкретные предложения по совершенствованию законодательства, его изменению, по усовершенствованию механизма финансовой поддержки детей. Рекомендации парламентских слушаний обязательно направим, как это предусмотрено нашим регламентом, Президенту Российской Федерации, в правительство, Государственную Думу, Совет Федерации, а также во все субъекты Российской Федерации.

На съезде рассматривались организационные проблемы педиатрической службы
Российской Федерации

С докладом “Реализация научных достижений в практике здравоохранения” выступил председатель Исполкома Союза педиатров России, директор Научного центра здоровья детей академик РАМН А. А. БАРАНОВ, отметив, что практически полное прекращение финансирования профилактического направления в здравоохранении и медицинской науке привело к катастрофическому снижению доли здоровых детей (их число в разных регионах колеблется от 4 до 10%). Поэтому одно из важных направлений – усиление профилактического звена в службе охраны здоровья матери и ребенка, включающего в себя:
l социальную профилактику (обеспечение достойного уровня жизни, сохранение генофонда человека, охрану окружающей среды). По данным ВОЗ, 80% заболеваний является следствием неблагоприятного воздействия экологических факторов;
l медико-социальную профилактику (выявление риска заболеваний на основе скрининг-систем и предупреждение их развития);
l медицинскую профилактику (реабилитация, предупреждение осложнений, инвалидности). У 68,5% детей развитие инвалидизирующих болезней можно предотвратить, если обеспечить дородовую диагностику заболеваний плода, медико-генетическое консультирование, устранить факторы риска во время беременности. В Российской Федерации уже функционирует около 300 центров планирования семьи и репродукции и более 60 перинатальных центров. В перинатальных центрах предусмотрено единство трех блоков – консультативно-диагностического, акушерского и педиатрического – позволяющее предупредить или уменьшить развитие тяжелых перинатальных осложнений. Предусматриваются государственные мероприятия по дооснащению центров необходимым оборудованием и аппаратурой и созданию новых центров в регионах и городах, до сих пор их не имеющих.

Основные вопросы, обсужденные на симпозиумах и секциях

1. Здоровье детей и подростков в различные возрастные периоды. Состояние и прогноз.
Согласно рекомендациям ВОЗ, возраст детства включает период от рождения до 18 лет, и во все конвенции о правах ребенка и другие международные документы, касающиеся детей, включается подростковый возраст 15–17 лет, являющийся одним из критических периодов развития: увеличивается частота неврозов, психических реакций, психосоматических заболеваний, поэтому в этот период так важны превентивные меры. Подростковые врачи практически не проводили никакой профилактической работы, и многие родители не хотели переводить детей во взрослую поликлинику. С 01.01.99 г. подростки передаются в педиатрическую службу и будут переводиться во взрослую поликлинику с 18 лет.
2. Новые организационные принципы медицинской помощи новорожденным и детям грудного возраста.
В структуре патологии детей первого года жизни преобладают перинатальные поражения нервной системы, являющиеся причиной последующей социальной дезадаптации и инвалидности детей. В 1994 году на базе отделения для недоношенных детей Научного центра здоровья детей РАМН был открыт Центр реабилитации для детей с перинатальной патологией. По данным заведующей отделением академика РАЕН Г. В. Яцык, опыт работы Центра реабилитации за 5 лет (1996–2000 г.) показал, что от 15 до 25% детей поступают не только на реабилитацию, но и для уточнения диагноза при сочетанной патологии. Поэтому стационарное отделение реабилитации, позволяющее обследовать детей и использовать возможности вспомогательных подразделений института, работающее по принципу “Мать и дитя”, является эффективной структурой для лечения и оздоровления детей грудного возраста с сочетанной нейросоматической, нейроортопедической и нейросенсорной патологией, при этом методы комплексной медикаментозной и немедикаментозной реабилитации подбираются индивидуально, что обеспечивает эффективность в 97,5 % случаев.
3. Вопросы питания здорового и больного ребенка.
Для младенцев оптимальной пищей остается грудное молоко. В 1989 году Всемирной организацией здравоохранения была принята Декларация “Охрана, поощрение и поддержка практики грудного вскармливания”. В нашей стране воплощение провозглашенных ею 10 принципов успешного грудного вскармливания началось с 1995 года. Комитет здравоохранения г. Москвы совместно с НИИ питания РАМН начал внедрять в практику лечебно-профилактических учреждений родовспоможения и детства современные методы поддержки и поощрения грудного вскармливания, главные из которых – раннее прикладывание новорожденного к груди, совместное пребывание в палате “Мать-дитя”, свободный режим вскармливания, исключительно грудное вскармливание до 4 – 6 месяцев, и только при наличии серьезных показаний – введение питья, соков, других видов прикорма в более ранние сроки. Ценность грудного вскармливания в свете его влияния на ребенка и общество, в целом, огромна, и перед педиатрами поставлена задача: достигнуть, чтобы 80% детей до 4 месяцев получали грудное молоко.
4. Методы коррекции отклонений в нервно-психическом развитии детей.
Изменения в состоянии здоровья детей раннего возраста все чаще проявляются отклонениями в нервно-психическом развитии. Разработка и внедрение Программы раннего вмешательства на базе отделения для недоношенных детей Научного центра здоровья детей – 1) обучение мам современным технологиям по уходу и стимуляции развития малыша; 2) методы психологической коррекции в триаде “мать-ребенок-отец”; 3) применение естественных метаболитов (глицин, биотредин, лимонтар) в комплексе с лечебной физкультурой – способствовали оптимизации психофизиологических показателей у детей первого года жизни.

Почетные члены союза педиатров России

Академики РАМН – Ю. С. Вельтищев, Ю. Ф. Исаков, Н. Н. Нисевич, М. Я. Студеникин, В. А. Таболин.
Члены-корреспонденты РАМН – С. М. Гавалов, И. И. Балаболкин, Н. С. Кисляк, А. В. Мазурин, К. В. Орехов.

Состав исполкома союза педиатров России

1. А. А. Баранов.
2. Л. С. Балева.
3. Н. Н. Володин.
4. Н. Н. Ваганов.
5. А. И. Волков (Н. Новгород).
6. И. М. Воронцов
(Санкт-Петербург).
7. Н. А. Геппе.
8. О. В. Жуков.
9. Б. С. Каганов.
10. Н. Н. Кованова.
11. О. П. Ковтун (Свердловская обл.).
12. А. А. Корсунский.
13. М. В. Краснов (Чебоксары).
14. Ю. Е. Лапин.
15. В. Е. Ломовских (Волгоград).
16. Г. А. Лыскина.
17. Т. В. Лебедь (Чита).
18. Никольская (Казань).
19. Л. С. Намазова.
20. В. А. Ревякина.
21. Г. В. Римарчук.
22. Л. М. Рошаль.
23. Г. А. Самсыгина.
24. В. М. Студеникин.
25. О. В. Чумакова.
26. А. А. Царегородцев.
27. Л. А. Щеплягина.
28. П. Л. Щербаков.
29. М. А. Школьникова.
30. Р. Р. Шиляев (Иваново).
31. Г. А. Шуляк (Калининград).
32. В. Ф. Учайкин.
33. М. В. Ханлды (Якутск).
34. Т. В. Яковлева.
35. Г. В. Яцык.

ГЕРАСИМЕНКО, председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья и спорту: “Нужны ли нам здоровые дети?”
Россия переживает в настоящее время небывалый по разрушительной силе демографический кризис, охвативший все основные процессы демографии: рождаемость, смертность, миграцию. Но на съезде педиатров уместно говорить прежде всего о рождаемости. В 2000 году начался ее подъем, и для России наступил благоприятный период: в детородный возраст вступили девочки
80-х годов. Поэтому не правы те, кто говорит, что самое большое снижение рождаемости следует ожидать в 2003 году. Рождаемость будет повышаться примерно до 2008 – 2010 годов, а в 2010-м ситуация резко изменится и наступит кризис, связанный с тем, что рожать начнут девочки 90-х годов, у которых репродуктивная способность очень низкая.
10 апреля 2001 года наш Комитет проведет в Государственной Думе парламентские слушания, посвященные концепции демографической политики в стране и программам ее реализации. Настала наконец пора определиться в самом главном для страны вопросе: нужны ли России здоровые дети?
Состояние здоровья детей оставляет желать лучшего. Почти 90% школьников больны, многие курят, растет алкоголизация и наркомания. По сравнению с 1990 годом потребление наркотиков среди подростков увеличилось в 15 раз. Крайне велика заболеваемость детей и подростков венерическими заболеваниями, туберкулезом, особенно в возрасте от 3 до 6 лет. Все больше распространяется по стране детская и подростковая проституция. На состояние здоровья подрастающего поколения огромное влияние оказывает питание. По данным исследований, 32% детей голодают. Плохое питание привело к тому, что у каждого четвертого школьника дефицит веса, у многих развивается малокровие. Всего лишь несколько лет назад медики говорили об акселерации, теперь – о деакселерации.
Известно, что на здоровье детей влияет состояние здоровья матери. За последние годы репродуктивное здоровье женщин детородного возраста стало значительно хуже. На 40% возросли воспалительные заболевания половых органов. По-прежнему высок уровень абортов, причем каждый 10-й аборт делается в возрасте до 19 лет. Россия сейчас занимает одно из первых мест в мире по подростковой беременности. Сохраняющийся высокий уровень материнской смертности во многом обусловлен абортами и в общей структуре таковой составляет до одной трети от всех случаев. Ускоренными темпами растет мужское и женское бесплодие. Из-за недостаточного и несбалансированного питания у многих беременных наблюдаются анемия и снижение веса. Например, в 1998 году до 77% женщин голодали. Все чаще рождаются маловесные и незрелые дети.
Основная причина таких неблагополучных показателей здоровья детей та, что свыше 40% всех детей живут в бедных семьях. В России не выполняются многие положения Конвенции ООН “О правах ребенка”, и прежде всего касающиеся права детей на уровень жизни, необходимый для нормального физического развития. Если считать, что Россия – страна демократическая, то в обществе нужно открыто обсуждать различные проблемы. Разговор о голоде среди наших детей при заваленных продуктами магазинах и их назойливой рекламе – проблема, которую государственные структуры не замечают или делают вид, что ее не существует. Я с огромным интересом читал Федеральную программу по борьбе с голодом детей в США. Она включает в себя программу школьных обедов, завтраков, а отдельно – программу дополнительного питания для женщин и детей до пяти лет. Все они ориентированы на семью. В ней отмечается, что на один доллар, вложенный в продовольственную помощь беременным и грудным детям, получена экономия в 4,75 доллара при оказании им помощи в дальнейшем. А в России средства на питание детей вообще и школьного в частности правительством почему-то считаются неоправданной социальной льготой и зачастую вообще не выплачиваются. Во многих школах продолжают сокращать детское питание.
Все мы понимаем, что дальнейшее развитие детского здравоохранения невозможно без совершенствования законодательной базы и адекватного финансирования. За последние годы в Государственной Думе принято много законов, направленных на защиту прав детей. Главная проблема в том, что они не работают. Нет механизма их реализации. Закон есть, а людей, которые бы занималась правами ребенка – нет.
Но наш Комитет уделяет серьезное внимание охране здоровья женщин и детей. Дважды по этой проблеме проводились парламентские слушания. Последние состоялись в июне 1999 года на тему “О государственной политике в области охраны здоровья женщин и детей”. Эти слушания вызвали широкий общественный резонанс. По их результатам было принято постановление Государственной Думы “О неотложных мерах по улучшению здоровья детей и женщин”.
Стратегия охраны материнства и детства реализуется благодаря федеральным программам. Особое место среди них занимает президентская программа “Дети России”. Низкий уровень здоровья женщин репродуктивного возраста, высокая распространенность абортов, патологии беременности и родов стали основой Федеральной целевой программы безопасного материнства и планирования семьи. В результате работы по этим программам за последние пять лет на треть снизилось число абортов и, что особенно важно, среди подростков. Между тем программа планирования семьи не раз критиковалась со стороны общественности, депутатов, и прежде всего за популяризацию контрацепции. Действительно, в ней мало внимания уделялось лечению гинекологических заболеваний, бесплодия, осложнений беременности и родов, послеродового периода. Поэтому предыдущий состав Госдумы по инициативе Комитета по делам женщин, семьи и молодежи приостановил действие этой программы. Сейчас все-таки необходимо к ней вернуться и подумать, как разумно начать ее реализацию. Потому что программа безопасного материнства не может включать в себя детские проблемы. Их нужно ввести в нее отдельно или разработать специальную программу “Желанные дети” или “Здоровые дети”. Это прежде всего задача правительства и Министерства здравоохранения РФ. Вносите такую программу на рассмотрение в Госдуму, и, я думаю, Комитеты по делам женщин, семьи и молодежи и по охране здоровья и спорту ее поддержат. Назрела необходимость разработки Закона “О репродуктивных правах граждан” и гарантий на его реализацию.
В Государственной Думе планируется в скором времени создать комиссию по народонаселению, которая будет работать в сфере репродуктивного здоровья населения. Считаю, что нам необходимо переходить к политике поощрения рождаемости. Сейчас очень мало средств, которые стимулируют рождение детей. Это и мизерные детские пособия, и то, что в трудовой стаж женщины не включается время ухода за ребенком, и т. д. Определенные льготы должны обязательно существовать, хотя некоторые считают, что стимулы не только бесполезны, но даже иногда вредны и не приводят к увеличению рождаемости. Мы считаем иначе. В то же время нужно принимать меры к тем, кто может, но не хочет иметь детей. Для таких граждан нужно вводить налог на бездетность.
По результатам парламентских слушаний 1999 года, выявивших неблагополучие с финансированием и реализацией программы “Развитие индустрии детского питания”, Счетной палате было поручено проверить законность и эффективность расходования бюджетных средств в 1998–1999 годах. В результате проверки выяснилось, что на развитие индустрии детского питания израсходованы огромные суммы. Только в 1991–1995 году в производство вложили почти 800 млн долларов. Потребность же в детском питании, как и прежде, удовлетворена едва ли на 20%.
На основе Закона “Об иммунопрофилактике, инфекционных заболеваниях человека” действует Федеральная программа “Вакцинопрофилактика”. В ее рамках детям бесплатно делают прививки от инфекционных заболеваний. Но я должен заметить, что охрана материнства и детства пока не стала приоритетом государства и бюджетной политики. В федеральном бюджете на 2001 год расходы на целевые программы, входящие в президентскую программу “Дети России”, недостаточны. При утверждении федерального бюджета на 2001 год Комитету ГД по охране здоровья и спорту удалось почти на 2 млрд рублей увеличить расходы на здравоохранение и физическую культуру. Конечно, их недостаточно, многое из проблем детского здравоохранения не удается решить из-за отсутствия финансов. По-прежнему не хватает средств на лечение детей с онкологическими заболеваниями, на закупку иммунодепрессантов, детского питания. Считаю, что в федеральном бюджете эти расходы должны быть выделены отдельной строкой.
Ежегодно Государственная Дума утверждает бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Первоначально средства из фонда выделялись на реализацию нескольких программ. По инициативе нашего комитета с 1997 года приоритет отдан одной программе – “Охрана здоровья матери и ребенка”, на которую было выделено 78,2 млн рублей. В бюджете 2001 года на ее развитие заложено 254 млн рублей. Такая концентрация средств привела к тому, что субъекты Российской Федерации стали активно разрабатывать территориальные программы по охране материнства и детства, выделять средства из своих бюджетов на их реализацию.
Нас не может не беспокоить рост детского алкоголизма и наркомании в стране. Необходимо внести изменения и дополнения в Закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”. Сейчас в Комитете по охране здоровья и спорту рассматривается закон о социальных проблемах, в которые входит и алкогольная. Решить ее непросто. У нас чрезмерная, агрессивная реклама алкогольной продукции, начиная с рекламы пива, которая дурно влияет на детей. С большим трудом удалось принять Закон “0 рекламе”, ограничивающий ее в детских и учебных передачах, запрещающий во время просмотра кинофильмов. Депутаты выдержали мощный прессинг со стороны правительства, рекламодателей, телевидения. Мы настояли на своем, считая, что реклама зомбирует детей.
Еще одна нерешенная проблема – увеличение численности курящих подростков. Государственной Думой был принят в первом чтении Закон “Об ограничении курения табака”. К сожалению, во втором чтении мы не смогли его провести. На него было отрицательное заключение правительства. Кстати, не только правительство, но и некоторые депутаты посчитали, что сейчас не время ограничивать курение. Наверное, мы – одна из немногих стран, которая не имеет такого закона. В 134 государствах он действует.
Важнейший вопрос – закон, касающийся рекламы медицинских изделий, услуг и лекарств. На этот законопроект тоже имеем отрицательное заключение правительства. Сейчас образована согласительная комиссия. Многие почему-то беспокоятся о том, что рекламодатели понесут убытки. А не о том, какой вред она наносит здоровью населения.
Мы пока много говорим о том, что у нас очень плохо ведется пропаганда здорового образа жизни. Низок уровень физической активности в образовательных школах. Он в два-три раза ниже минимально необходимого. Только 10% детей занимаются в спортивных школах. Кстати, само существование этих школ в 2001 году было под большим вопросом. В Фонде социального страхования детские и юношеские спортшколы вначале не финансировались. Стоило большого труда, чтобы в бюджет 2001 года включили 620 млн на их развитие. Думаю, что при обсуждении бюджета на 2002 год возникнет та же проблема. Уже разработан Закон “О детском и юношеском спорте”, который скоро рассмотрят в первом чтении. Заключение правительства на него отрицательное, поскольку выполнение закона требует финансовых затрат. И так всегда, когда дело касается денег. В законодательном обеспечении прав ребенка много еще нерешенных вопросов. До настоящего времени нет надежной правовой защиты от жестокого обращения и преступных посягательств в отношении детей в семье. Недостаточно разработаны правовые меры борьбы с детской проституцией, наркоманией и алкоголизмом.
Я очень надеюсь, что нынешний съезд педиатров станет не просто встречей врачей. На этом форуме нужно определить приоритеты, которые мы вместе сможем материально обеспечить. Ведь педиатры – самые организованные, дисциплинированные и ответственные в российском здравоохранении.
А. А. БАРАНОВ, академик, директор Научного центра здоровья детей:
“Здоровье детей должно стать
важнейшим ориентиром политики
государства”
Сегодня для педиатров и всех медиков, работающих с детьми, – очень важное событие. Руководители и депутаты Государственной Думы, ответственные работники министерств и ведомств, регионов страны, при участии делегатов IХ съезда педиатров России собрались на парламентские слушания, чтобы еще раз подтвердить свою ответственность за здоровье детей.
Рассматривая охрану здоровья детей с этических, моральных, правовых и медицинских позиций, мы должны понимать и постоянно помнить о том, что у ребенка с момента его зачатия не будет второй возможности для нормального роста и развития. Невозможно ему сказать, подожди до лучших времен. Все, что он недополучил сегодня, завтра не возместить.
Врачам хорошо известно, что если не обеспечить беременную женщину полноценным питанием, с достаточным набором витаминов и микроэлементов, у нее мало шансов родить не только здорового, но и живого ребенка. Если не уберечь ребенка от внутриутробного инфицирования, он либо погибнет в перинатальный период, либо будет инвалидом.
В постперинатальном возрасте ребенку необходим уход, питание и воспитание, адекватное медицинское обслуживание, обеспечивающее нормальное психическое, физическое и репродуктивное здоровье. Другими словами жизнь, здоровье, рост и развитие ребенка полностью зависят от окружающего мира, который создается семьей, государством, обществом, то есть нами.
Отсюда следует, что потребности ребенка должны быть включены в сферу социально-экономической политики государства. Поэтому важно, чтобы обязательства государства в отношении детей были ориентированы не на минимальное, как это складывается сегодня, а на максимальное обеспечение их потребностей в области охраны здоровья.
Вероятно все детские врачи, присутствующие здесь, задают себе вопрос: какие конкретные действия предпримет государство, власть для защиты жизни и здоровья детей? Вопрос ставится именно так, поскольку педиатрическая служба страны в труднейший для России период, на пределе сил и возможностей с задачей, в принципе, справилась.
Усилиями медиков и, прежде всего, педиатров пока удавалось уменьшить агрессивное влияние социально-экономической ситуации на детей. Так, показатель младенческой смертности в стране должен быть в два раза выше, в соответствии с уровнем ее социально-экономического положения. Однако сегодня мы вынуждены признать, что наступает постепенное истощение компенсаноторных возможностей здравоохранения, как системы нивелирующей неблагоприятное воздействие социально-деформинируемых факторов на здоровье детей.
Мы видим свой долг в том, чтобы предупредить об этом общество. И главное, при определении национальной стратегии охраны здоровья детей, правильно выбрать вектор ее развития, то есть определить приоритеты. Для этого приведем некоторые аргументы.
Сегодня в России потери плодов и новорожденных в первые 7 дней жизни, в абсолютном выражении, равны потерям в возрасте от 8 дней до 22 лет включительно, а 70 % инвалидов с детства, это около 400 тысяч, стали такими из-за внутриутробного патологического воздействия на них. В структуре трудовых потерь общества перинатальные причины занимают после несчастных случаев 2 место, превосходя по значимости потери от сердечно-сосудистых и онкологических болезней.
Эти факты говорят о необходимости проведения комплексных мер по дородовой охране плода. Сейчас приоритет в охране здоровья не только детей, но и населения страны должен быть сфокусирован в области перинатологии. Это говорим мы, педиатры. Если в России серьезно намерены иметь здоровое поколение, преодолеть демографический кризис, снизить младенческую смертность и инвалидность детей, то в первую очередь должны обеспечить максимальную социальную поддержку и в полном объеме медицинскую помощь беременным женщинам и будущим матерям, девушкам-подросткам.
В России насчитывается около 3 миллионов девушек-подростков и около 1 миллиона женщин ежегодно рожает, это лишь 2,5 % от общей численности населения страны. Государство, общество может и обязано обеспечить всем необходимым такую незначительную по численности, но важнейшую по значимости для государства часть населения.
Мы просим Государственную Думу ускорить разработку и принятие Закона “О репродуктивных правах граждан”. Правительство, Минздрав, территориальные органы власти, должны обеспечить девушек-подростков полноценным питанием, витаминами, микроэлементами. Обязательно сделать им прививки от краснухи и гепатита В, открыть медико-генетические консультации, перинатальные центры. Все это в странах ЕЭС осуществили 30 лет назад и их успехи в снижении младенческой смертности, охране здоровья детей обусловлены достижениями перинатальной медициной, и мы неизбежно должны пройти этот путь.
Другим приоритетом в развитии детского здравоохранения, который должен обеспечить сохранение, укрепление здоровья детей является, по нашему мнению, смещение акцентов медицинской помощи детям в направлении профилактики.
С этой целью, при участии Союза педиатров России, разработана целевая программа “Здоровый ребенок”. Ее одобрили президиум Российской академии медицинских наук и коллегия Минздрава РФ. Мы просим Президента, Правительство, Государственную Думу принять эту программу на 2002–2006 годы и обеспечить ее финансирование.
Самые хорошие идеи и намерения останутся безрезультатными, если не будет достаточного финансирования. Хотя определенные положительные сдвиги со стороны Правительства, Минфина, Минздрава, Федерального фонда медицинского страхования есть. В последнее время ощущаем серьезную поддержку и со стороны Государственной Думы.
Тем не менее, финансирование остается крайне недостаточным. На программы, имеющие отношение к детям, выделяется менее 5 %. В ряде регионов доля расходов на охрану материнства и детства в бюджетах здравоохранения составляет от 10 до 25 %. Многие детские лечебные учреждения, даже наш Центр здоровья детей, финансируются на 25-30 % от потребности.
Решение этих задач требует законодательной поддержки. Мы считаем, что средства, выделяемые на охрану здоровья матери и ребенка, должны составлять не менее 40 % среди всех расходов на здравоохранение.
Еще одна важная проблема. Охрана здоровья детей требует поддержки законодателей. Речь идет о праве ребенка на защиту от информации, наносящей ущерб его благополучию и здоровью. Актуальность этой моральной и правовой проблемы признается в Законе РФ “О рекламе”, в декларации “Об обеспечении выживания, защиты и развития детей”. Необходимо внести изменения в Закон РФ “О средствах массовой информации”. Они должны повысить ответственность за злоупотребление свободой массовой информации, выражающейся в распространении информации и рекламы, эксплуатирующей доверчивость детей.
Настало время критически оценить результаты выполнения национального плана действий в интересах детей, срок которого истек в 2000 году. Теперь нужно разработать и полностью профинансировать краткосрочный план на 2-3 года, уделив особое внимание охране здоровья детей. Союз педиатров РФ готов принять участие в разработке этого документа.
В международных документах, в национальном законодательстве страны выделены группы детей, положение которых оценивается как очень тяжелое. Правительство должно принимать особые меры по защите таких детей.
К сожалению, в России эти группы стали пополняться еще тысячами детей, которые стали жертвами порочной практики РАО “ЕЭС” отключения электроэнергии в населенных пунктах. Эти практически узаконенные акции грубо нарушают права детей и представляют исключительную опасность для их жизни и здоровья. Дети России достойны максимального внимания власти.
Мы обращаемся к Президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину с просьбой принять меры для обеспечения гарантированного законодательством права детей на самые совершенные услуги здравоохранения. Просим признать положение детей в России, в том числе и состояние их здоровья в качестве важнейшего ориентира при определении основных направлений внутренней и внешней политики государства.
Мы просим проводить экспертизу всех законодательных актов, постановлений с точки зрения интересов детей. Все должны помнить, например, как повлияла на детей реформа общеобразовательной школы 1992 года, когда 3 миллиона школьников оказались выброшенными на улицу. И если интересы детей не могут быть хоть как-то защищены, то на такие постановления необходимо вносить отрицательный вердикт и объявлять мораторий.
На наш взгляд, было бы очень важно в ежегодных посланиях Президента страны Федеральному Собранию давать оценку положению детей в России, говорить о мерах реально обеспечивающих их права, в том числе на бесплатную высококвалифицированную медицинскую помощь.
Учитывая комплексный, межсекторальный подход к решению проблем детства, включая и охрану здоровья, предлагаем рассмотреть вопрос о создании комиссии при Президенте РФ по охране материнства и детства. Она была раньше, но ее ликвидировали. Надо ее воссоздать. А также решить вопрос о введении в стране института уполномоченного по правам ребенка.
А. И. ГУРОВ, председатель Комитета
Государственной Думы по безопасности:
“История снова дает нам шанс…”
После того, как мы выслушали доклады, невольно возникает вопрос: почему все так происходит? Почему люди, презрев все законы природы, оставляют детей в таком жутком состоянии, в то время как даже утка опекает утенка до тех пор, пока он не окажется в безопасном плавании.
Пока у нас есть резервы, ситуация с физическим вымиранием молодежи все-таки не так страшна. История снова дает нам шанс. За последние 10 лет прирост молодежи от 14 – 22 лет составил 4 млн. Но весь вопрос в том, что будет через 5-6 лет, когда эти юноши и девушки начнут рожать детей. С каким здоровьем они подойдут к важнейшему периоду в их жизни, кого родят и как воспитают детей. Все это зависит от сегодняшнего дня, от того, преодолеем ли мы криминогенные явления в обществе.
Сейчас полным ходом идет криминализация молодежи. МВД изо всех сил сдерживает вал преступности, и даже есть положительные результаты. Например, на 6,2 % стало меньше преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Но статистика – как купальный костюм, который все подчеркивает, но ничего не показывает. К тому же МВД и другие правоохранительные органы отмечают: положение с преступностью несовершеннолетних очень серьезное. В 2000 году они совершили около 200 тысяч преступлений. Специалистов настораживает рост тяжких преступлений. По сравнению с 1999 годом, число убийств возросло на 18 %, тяжкие телесные повреждения на 27%, бандитизм на 82%. Поясняю, бандитизм, это вооруженные группы, созданные с целью нападения на государственные объекты, граждан и т. д.
Кто они участники этих акций? Почти половина учащиеся и студенты. Каждый шестой был нетрезв, у каждого восьмого – криминальное прошлое. Почти 60% преступлений – групповые. Уже есть тенденция к организованности несовершеннолетних, которые естественно ведут себя как взрослые.
Абсолютно недопустимо, что возрастает детская и женская преступность. Количество девочек, задержанных за различные правонарушения, возросло со 112 тысяч в 1999 году до 152 тысяч в 2000 году.
Всего же в милицию доставлено 1 миллион 700 тысяч, 175 тысяч в другие правоохранительные органы. Так что закон о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних необходимо принять как можно быстрее.
Наркомания. У нас только зарегистрированных 50 тысяч человек. Исследования показывают, и Минздрав подтверждает, что на самом деле эта цифра в 10 раз больше. По данным уголовного розыска, опросов, рассказам самих ребят, каждый второй из них пробовал наркотики. Но это еще не все. Можно бороться, задерживать, наказывать, ну а дальше-то что, если 85 стран мира направляют в Россию наркотики. Если их импорт составил 50% в общем, незаконном обороте наркотиков, а в Москве и Санкт-Петербурге 95%. Жизнь показывает, что система государственной власти не способна сегодня противостоять агрессивному натиску наркодельцов. В 1991 году, работая в Комитете государственной безопасности, прочитал сообщение резидента о том, что синдикаты Колумбии и Турции избрали ареной действий страны СНГ и Россию. Теперь они выполняют то, что задумали.
Алкоголизм и проституция. По указу президента Б. Н. Ельцина, принятому шесть лет назад, производство государственных спиртных напитков передавалось в частные руки, что привело к вырождению нации, подрыву генофонда. Ситуация чрезвычайная, несмотря на то, что были созданы комиссии, МВД проводит огромную работу. За первые пять лет реформ от отравления паленой водкой умерло 230 тысяч человек, а 83 тысячи стало инвалидами.
Что касается проституции, то давайте вспомним начало 90-х годов, когда путан восхваляли, все узнавали с телеэкранов и вычитывали в газетах сколько они получают, как одеваются. Так вот, в начале 90-х годов мы провели опрос среди школьников и оказалось, что под воздействием этой пропаганды, вокзалы Москвы и Санкт-Петербурга были забиты девочками, ищущими не развлечений, а жизни, как у путан. И отвечая на анонимную анкету, 70 % девочек сказали, что они хотят стать проститутками, а 40 % мальчиков – киллерами. И эта “романтика” криминальной профессии привнесена в наше сознание. Вдумайтесь, обычный мокрушник стал киллером, а выражение “контрольный выстрел” во всю применяется в обычной жизни. Контрольный стакан, контрольный поцелуй и так далее.
Но должен сказать, что молодежь поумнела. В прошлом году провели аналогичный опрос, и выяснилось, что уже никто не желает стать проституткой и киллером. А на вопрос: кто хочет остаться в России, только 12 % предпочитают уехать, а все остальные собираются жить и работать в России.
Основная причина отхода молодежи от социально-политической жизни в стране – экономическая. От реформ, которые нам предложили монетаристы, выиграла организованная преступность. Это не я говорю, а специалисты из США, которые очень пристально за нами наблюдают.
Развал экономики, производства привел к обнищанию и разделению населения на богатых и бедных. Вот поэтому идут заниматься проституцией, вот откуда безыдейность, бездуховность. Большинство населения в стране не живет, а выживает. И когда нам говорят, что вы получили свободу слова, задумаемся: какую? Где? Кому это нужно? Разве нормально, когда говорят то, что думают или показывают по телевизору порнографию.
В стране появилась эксплуатация человека человеком. Это коренная причина, от которой мы ушли в свое время. Бизнесмены устанавливают девятичасовой рабочий день. Где профсоюзы и комиссии? Кто следит за здоровьем населения и несовершеннолетних, труд которых эксплуатируется?
Кстати, о безработице. Один из экономистов втолковывал нам, что безработица полезна, она создает конкуренцию. Как криминолог готов поспорить. Конкуренцию в чем? В совершении убийств? Вот данные американских исследований. Они все подсчитали, это не мы. 1% безработицы влечет за собой 5,7 % убийств, 4 % наркотиков – 4% краж и т. д. Я никогда не соглашусь, что безработица полезна и особенно в России.
Боимся говорить с молодежью о национальной идее. Да, и знаем ли мы с вами эту национальную идею? Как только речь о ней заходит, уходим в сторону и думаем, что за нас кто-то сделает это. Да, нет, никогда. Русь всегда поднималась, когда перед ней была беда, что признано историей. А национальная идея сегодня проста – сохранение и спасение нации. Если выделить ее на современном этапе, значит многие политические, социально-экономические, военные и иные аспекты развития общества будут смотреться в другом ракурсе. Спасем и сохраним имеющееся, выдвинем другую национальную идею.
Вас не смущает беспрецедентная кампания, развязанная в 90-годах по раскаиванию русского народа, когда активно вырабатывали синдром неполноценности нации. Молодежи, да и не только ей, внушали, что в стране абсолютно все плохо. Мол, беги и ищи справедливости у мафии, уезжай, потому что здесь невозможно. А ведь, между прочим, и сейчас, несмотря ни на что, в стране что-то делается, люди выживают и живут.
И, наконец, интересно, чья рука все направляет? Ведь все не случайно. Закономерность пробивает дорогу через массу случайностей, не я придумал, а философия. Давайте вспомним Алена Даллеса, который в 50-е годы сказал примерно следующее: мы затратим миллионы долларов для того, чтобы в Советском Союзе, а под ним понималась Россия, были коррупция и проституция, были подняты все низменные инстинкты человека. Народ не поймет, откуда это веет. А если кто и догадается, то таких окажется мало и их легко нейтрализовать. Так вот, чиновники наши, вольно или невольно участвующие в этих процессах, должны задуматься над тем, что ответственность бывает не только за прямой умысел, но и за косвенный.
Несколько слов о биопсихологических причинах преступности. Возникла проблема – наказывать или лечить. 79% осужденных несовершеннолетних, имеют психические отклонения. Дебилов сейчас в стране около 17%. По данным ЮНЕСКО при 18% наступают необратимые процессы, что означает: преступность приобретает биопсихологические животные причины. Это страшно.
И, наконец, что делать. Этот вопрос вечный для России. Разговоров много – дел мало. Активно должна действовать прокуратура, и не нужны нам справки о беззакониях, которые творятся в регионах. Мне лучше прочитать о том, сколько уголовных дел возбуждено против того или иного ответственного лица за то или иное преступление, в результате которого нанесен ущерб детям.
Я предлагаю, через год собраться в этом зале и говорить уже не о правовом регулировании, а о том, куда движется общество. И если что-то не так, назвать виновных и принять к ним конкретные меры.

16.12.2012


Посмотрите также:
Немного о тахикардии
Немного о тахикардии

  Тахикардией называют учащенное биение сердца, превышающее 90 ударов в минуту, тогда как...
Программы для стоматологов
Программы для стоматологов

 С постоянным ростом прогресса, все больше сфер нашей жизни компьютеризируется. Это и...
Сомнология против расстройств сна
Сомнология против расстройств сна

  Полноценный сон является важной составляющей продуктивного и полноценного образа...
Виды ангин
Виды ангин

Ангина представляет собой заболевание инфекционно характера, которое характеризуется...
Дисбактериоз кишечника
Дисбактериоз кишечника

В человеческом кишечнике живет множество всевозможных бактерий, которые помогают переваривать...