Государственно-общественное здравоохранение – это не новое изобретение

> Официальный отдел > Позиция медиков > Государственно-общественное здравоохранение – это не новое изобретение

В последние годы в связи с воссозданием в стране Пироговского движения врачей, организацией последних четырех Всероссийских съездов и проведением во всех федеральных округах расширенных Пленумов Российской медицинской ассоциации при активном и непосредственном участии руководства Минздрава и территориального здравоохранения, большое внимание и в умах врачей и на страницах печати стало уделяться проблеме врачебного самоуправления и созданию государственно-общественной модели здравоохранения. И если в сферу врачебного самоуправления попадает только всё, что связано с профессиональной медицинской деятельностью, и это всем понятно, то само понятие “государственно-общественная модель здравоохранения вызывает далеко не однозначные реакции и толкования. Об этом, к примеру, во время Пленума РМА в Красноярске было сказано, что вначале этот термин не воспринимался, а к концу Пленума у участников возникла мысль, почему об этом всерьёз заговорили только теперь. Но есть и другие мнения. Так, некоторые специалисты и политики от медицины считают, что “такого понятия быть не может, ибо оно абсурдно, и перекладывать часть ответственности за здоровье нации с государства на другие структуры несерьёзно, ибо общественные организации управленческими функциями не наделены”. В связи с этим, как нам представляется, необходимо дать соответствующие пояснения.

Сама идея государственно-общественного управления здравоохранением не нова и имеет свои исторические корни. В дореволюционной России общественность и профес-сиональные медицинские общества играли заметную роль в организации, развитии и управлении здравоохранением. Особенно это проявилось в условиях земской медицины, в работе земских больниц и земских врачей.

Как известно, одним из основных принципов советского здравоохранения являлось участие общественных организаций, трудящихся, широких масс населения в проведении мероприятий по охране здоровья населения. Этот принцип мог реализовываться посредством:

а) участия населения в управлении здравоохранением через общественные организации,

б) участия общественности в деятельности государственного отраслевого управления (постоянные комиссии, общественные советы и т. д.),

в) участия широких масс населения в оздоровительных и профилактических мероприятиях, повышении санитарной культуры, оказании доврачебной помощи и т. д. (санитарные посты, санитарные дружины, общественные санитарные инспектора и др.).

В состав общественных советов при лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях могли входить представители тех организаций, учреждений и предприятий, которые определялись местными органами власти. Советы могли контролировать деятельность администраций медицинских учреждений, рассматривать текущие и перспективные планы, оказывать содействие правильной организации всех структурных подразделений и т. п., то есть влиять на все аспекты деятельности, не связанные непосредственно с медициной (диагностикой, лечением, приготовлением медикаментов и т. д.).

Важнейшей формой деятельности общественности являлась организация общественного санитарного актива.

В резолюции Первого Всероссийского совещания заведующих лечебными подотделами здравотделов (Москва, 15–20 декабря 1920 г.), созванного по инициативе Н. А. Семашко, прямо записано: “Непременным условием успешности организации охраны здоровья трудящихся является широкое, планомерное, последовательно проводимое привлечение организованных масс трудящихся к строительству врачебно-санитарного дела, осуществлению всех практических мероприятий в этой области”.

К сожалению, в силу ряда причин этот принцип демократизации системы здравоохранения не получил в дальнейшем своего должного развития.

О роли профессиональных медицинских организаций в становлении и развитии врачебного самоуправления за рубежом известно достаточно много, и об этом можно прочитать в первых номерах “Врачебной Газеты” за этот год. Помимо этого, весьма часто за рубежом для влияния общественности на управление деятельностью учреждений здравоохранения формируются так называемые “советы попечителей”.

Совет попечителей, как правило, состоит из представителей муниципальных структур и общественных организаций, которые назначаются учредителем (руководящим органом) этого учреждения: местным советом, религиозной или общественной организацией и т. д. Совет попечителей участвует в выработке перспектив развития учреждения, контролирует деятельность администрации, отслеживает финансовые потоки и т. п.

Модель больницы, которой руководит совет попечителей, наиболее распространена в США, Канаде и многих других странах, за исключением стран с централизованной системой управления здравоохранением. Великобритания и Израиль на протяжении последних 4–5 лет постепенно возвращаются к этой модели; аналогичные тенденции прослеживаются и в странах, входивших ранее в состав СССР.

Таким образом, общественная составляющая государственно-общественной системы управления здравоохранением включает в себя как деятельность РМА по развитию врачебного самоуправления, так и предполагает широкое участие общественности в управлении здравоохранением посредством создания попечительских советов.

Профессор Ю. М. Комаров, заслуженный
деятель науки РФ, вице-президент РМА

От редакции: на состоявшемся 15 февраля 2002 года Учредительном съезде Российского медицинского союза, отвечая на вопрос юристов, профессор Г. А. Комаров сказал следующее: “Юристы из Министерства юстиции и Министерства здравоохранения говорят, что в их тезаурусе отсутствует понятие “государственно-общественное”. И потому применение такого словосочетания невозможно в официальных документах.

В этой связи, немного перефразируя древних, хочется напомнить известное высказывание – “Tempora mutantur, et lingua mutamur in illis”, что в переводе на русский язык с латыни будет звучать примерно так: “Времена меняются, и c ними меняется язык”.

Сравнительно недавно в великом русском языке не было слов “министерство”, “юстиция”, а тем более – “юрист”. Слова – это скорлупа понятий. И появляются они в языке не сами по себе, а тогда, когда в них возникает потребность. Потребность в словосочетании “государственно-общественное” уже возникла. Значит, его надо просто ввести в юридический тезаурус, дать ему смысловое толкование. Только и всего.

16.12.2012


Посмотрите также:
Что представляет собой скорая медицинская помощь
Что представляет собой скорая медицинская помощь

  Скорая медицинская помощь (СМП) – это особый вид медпомощи, которая оказывается...
Проблема в виде диатеза
Проблема в виде диатеза

 Атопический дерматит или, как его еще называют в народе, диатез представляет собой кожное...
У ребенка фарингит
У ребенка фарингит

  Фарингит является достаточно распространенным детским заболеванием и представляется собой...
Лечение парадонтита
Лечение парадонтита

  Парадонтит представляет собой заболевание десен, при котором наблюдается кровоточивость,...
Психические расстройства
Психические расстройства

  Статистика утверждает, что на сегодняшний день, людей, страдающих психическими...