Размышления о современной системе охраны здоровья

> Официальный отдел > Позиция медиков > Размышления о современной системе охраны здоровья

Комаров Ю. М., доктор мед. наук, профессор, засл. деят. науки Российской Федерации

Об экономической ситуации в стране. Знания о ней крайне необходимы для того, чтобы правильно понять и оценить сложившиеся проблемы здоровья населения и системы здравоохранения. Уровень экономического развития России с начала перестройки падал, сейчас определяется 102 местом среди 209 стран, и по мировым стандартам Россия стала относиться к слаборазвитым странам. Совокупный объем внешнего долга по отношению к реальному ВВП возрос в результате прошлогодней девальвации до 156%, а только на выплаты процентов по внешним долгам уходит 30% бюджета, причем годовой бюджет России равен недельному в США.
С 1992 г. производство в стране сократилось в 3 раза и до 1999 г. не было произведено ни одной структурной перестройки промышленности, хотя на это выделялись кредиты.
В 1998 г., по сравнению с предыдущим годом, поступило налогов и сборов в консолидированный бюджет страны на 12%, а в федеральный – на 20% меньше. Из общего объема поступлений налоговых платежей в федеральный бюджет поступило 37% (1997 г. – 43%). Из небольшого числа донорских территорий (при подавляющем большинстве дотационных) некоторые вообще не отчисляют средства в федеральный бюджет, который составляет 8% от консолидированного бюджета. Структура поступлений средств абсурдна, бесперспективна и не имеет аналогов в мире. Так, более 85% всех поступлений обеспечивается тремя налогами: НДС – 43%, акцизы – 24% (отражают продолжающуюся заинтересованность государства в спаивании населения), налог на прибыль – 19%. В США, например, при федеральном бюджете в 180 раз превышающем аналогичный в России, основные поступления идут за счет индивидуального подоходного налога (46%), налога для социального страхования (34%) и налога с доходов корпораций (11%). Важно отметить, что на малый бизнес производства товаров и услуг в США приходится 40% ВНП (в Германии – 50%) и 76% трудоспособного населения (в Германии – 57% занятых). Возьмем другую сторону этой же медали – федеральные расходы – и сопоставим. На социальное обеспечение в России тратится 7,3% от федерального бюджета, а в США – 22,9%, на здравоохранение – соответственно 14,4% и 1,8%, что свидетельствует об отсутствии социальной ориентации федеральных властей в России. Отсюда следует, что без коренного изменения экономической политики и без ее ориентации на ускоренное развитие малого производительного бизнеса серьезных инвестиций в здравоохранение ожидать не приходится. Кроме того, любая реформа, даже направленная на сокращение расходов, требует, как известно, определенных затрат, которые пока взять неоткуда. Вот почему реформы осуществляются вяло и медленно. По данным Н. М. Римашевской, в 1998 г. на долю 5% богатых людей приходилось 76,7% от всех официально зарегистрированных сбережений, а в 1999 г. социально-экономическое неравенство населения еще более возросло и достигло фантастических пропорций между 10% богатых и 10% бедных – 1 к 40, в то время как в США – 1:6, Латинской Америке – 1:12, а в СССР в 1989 г. было 1:4. Такое выраженное неравенство не могло не отразиться на состоянии здоровья населения.

О ситуации в здоровье. Как известно, после отмены антиалкогольной компании, спасшей за три года 900 тыс. человеческих жизней, общая смертность в стандартизированных показателях стала быстро расти и уже в 1992 г. превысила самый высокий исходный уровень (1984 – 85 гг.), а в 1994 г. были зафиксированы самые низкие показатели средней продолжительности жизни и самые высокие уровни смертности. В этот же период вероятность дожития до 70 лет у мальчиков, достигших 16 лет, была меньше, чем 100 лет тому назад. После 1994 г. смертность стала постепенно снижаться, а СПЖ, соответственно, расти вплоть до 1999 г., хотя ничего в стране не было сделано для этого. Просто к 1994 г. вымерли все слабые люди, так и не сумевшие адаптироваться к новым суровым и несправедливым условиям жизни. Затянувшийся так называемый переходный период продолжает отражаться на здоровье людей, и уже за первое полугодие 1999 г. смертность возросла на 6,4%, а рождаемость упала на 4,5% (в сравнении с тем же периодом 1998 г.). Особенно резко смертность выросла в Читинской (на 21,2%), Архангельской (на 20,9%), Ярославской (на 15,8%) областях и республиках Якутия (на 16,7%) и Карелия (на 16,2%), а наибольшее снижение рождаемости отмечается в Чувашии, Липецкой, Ростовской, Челябинской, Магаданской областях и Ставропольском крае (на 8 – 9%). Наибольший рост смертности отмечен от ИБС (в 1,8 раза), туберкулеза (на 30,2%) и в целом от всех инфекций (на 27%), а также от транспортных травм и пневмоний. Продолжает оставаться на высоком уровне материнская смертность с ее абсурдной структурой (аборты, кровотечения, токсикозы) и младенческая смертность, причем в структуре последней выросли такие причины, как болезни органов пищеварения (на 40%), кишечные инфекции (на 30%) и несчастные случаи и отравления (на 6,2%).

О приоритетах в здоровье. Проведенный анализ значительного числа диссертационных исследований показывает, что в последние годы в России практически сформировалась новая большая группа социального риска – это подростки, занимающиеся проституцией. Если к этому добавить, что к началу репродуктивного периода почти каждый подросток имеет хотя бы одно хроническое заболевание, случаи детской инвалидности, частоту ранних абортов и венерических болезней у подростков, нарастающую частоту нарушений репродуктивной функции, то возникает вопрос, какие дети будут рождаться от нынешних 32,3 млн. подростков? Поэтому проблемы здоровья подростков сейчас выходят на первый план в нашем обществе, оттеснив такие важные вопросы, как высокая преждевременная смертность, заболевания матери и ребенка, наиболее значимые инфекционные и хронические болезни на последующие места.

О методологии выбора приоритетов. Приоритетными можно считать те проблемы здоровья, по которым общество несет наибольшие потери, и те службы здравоохранения, которые ответственны за эти потери. Например, наибольшие показатели смертности связаны с болезнями системы кровообращения (БСК), которые в 4,1 раза превышают соответствующие показатели от новообразований, в 4,5 раза – от травм и отравлений, в 12,2 раза от болезней органов дыхания, в 20,7 раза от болезней органов пищеварения, в 33,9 раза от инфекций. Вместе с тем, средний возраст умерших от БСК намного превышает среднюю продолжительность жизни, а средний возраст умерших от других причин, особенно от травм и инфекций значительно (на 30 – 35 лет) моложе. Поэтому, если число умерших от травм умножить на общее число не дожитых до средней продолжительности жизни лет, то получается значительная проблема для общества, связанная с недопроизведенной продукцией в трудоспособный период. Или другой пример, с младенческой смертностью. На две причины – состояния перинатального периода и врожденные аномалии – приходится 67% всех случаев смерти новорожденных. Казалось бы, это и есть приоритетные проблемы в снижении младенческой смертности в стране. Но сравнительный анализ с другими (прежде всего, развитыми) странами показывает, что по указанным причинам смертность новорожденных у нас выше в 3,1 раза, а по легко устранимым причинам – гораздо выше: по травмам и отравлениям – в 7,5 раз, по инфекциям – в 8,9 раза, по болезням органов дыхания – в 16,3 раза, в том числе по пневмониям – в 19,4 раза. Это говорит о том, что развитые страны вначале резко уменьшили устранимые причины, а затем уже занялись остальными. Сейчас все поголовно в России увлечены туберкулезом, создаются федеральные и региональные программы (не подкрепленные финансированием), законодательные акты, привлекаются зарубежные инвесторы, хотя в других странах туберкулез, правда в меньших масштабах, но до сих пор не победим.

Чем оперируют наши специалисты? Фактически рядом цифр по числу заболевших и по заболеваемости на 100 тыс. населения, начиная с 1992 г., после чего отмечается рост этих данных. Такая логика ущербна и вредна. На самом деле в 1980 г. у нас и число заболевших и заболеваемость были выше. Значит, во-первых, эта проблема не нова, а во-вторых, не все аспекты в ней являются значимыми. Анализ показывает, что, с одной стороны, растет частота выявленных запущенных случаев и, соответственно, летальность от туберкулеза, что напрямую связано с разрушенной системой профилактики и раннего выявления (в т. ч. с помощью массовой флюорографии), а с другой – растет частота активных форм туберкулеза, на 70% локализованная в местах заключения, что представляет серьезную опасность для окружающих. По уровню туберкулеза выделяются только 6 территорий России из 89. Поэтому во всей проблеме туберкулеза в стране можно выделить только 2 ключевых аспекта: профилактика с ранним обнаружением и эффективное лечение в четко локализованных условиях. Интересно также отметить, что при весьма сходной с западными странами частоте цереброваскулярных нарушений, смертность от них в России намного выше, что свидетельствует о выраженных недостатках в оказании медицинской помощи этой категории пациентов. Аналогичных примеров можно привести множество, и все они нацелены на выбор приоритетов.

Что происходит в здравоохранении. Примерно треть больничных коек в стране пустует, и общее сокращение коечной сети осуществляется только за их счет, да и то не полностью. Еще одна треть занята такими пациентами, которые могли бы получить помощь в других условиях (амбулаторных, медико-социальную помощь в соответствующих учреждениях или на дому, дневных стационарах). Последнюю треть составляют госпитализированные либо в тяжелом состоянии, либо доставленные по экстренным медицинским показаниям. Следует отметить, что эта категория больных в последние годы стала поступать в стационары все в более тяжелом состоянии, что свидетельствует о крайне неудовлетворительной работе амбулаторного звена. Все чаще встречаются пропущенные, запущенные случаи, недообследованные и недолеченные амбулаторно пациенты. Амбулаторная помощь в определенной мере “содействует” хронизации патологии и поэтому нуждается в существенных изменениях. Постоянно растет и число больных, госпитализированных по экстренным медицинским показаниям после 24 часов от начала заболевания, т. е. в более тяжелом состоянии. Вместе с тем в этих трудных условиях хирурги в больницах работают с полной самоотдачей, в результате чего, как отмечалось ранее, по всем экстренным заболеваниям снижаются и частота послеоперационных осложнений, и летальность. Сохранила достаточный уровень и стационарная педиатрическая помощь. В службе скорой медицинской помощи наметились позитивные процессы, направленные на ускорение времени доезда до пациента путем введения медицинского районирования территорий. Однако, эта полумера не ведет к существенному улучшению результатов работы и в перспективе скорая помощь будет оказываться только в ургентных случаях, а оказание неотложной помощи возьмут на себя врачи общей практики. Резкий недостаток финансирования вынуждает руководителей органов и учреждений здравоохранения вводить все больше платных услуг (что противоречит Конституции), укрупнять отделения, создавать межрайонные центры. Необходимо отдавать себе отчет в том, что простое сокращение числа коек не ведет к большей экономии средств за счет пребывания больного (питание, лечение, белье), т. к., во-первых, в основном, за это нередко платят сами больные, а, во-вторых, наибольшие расходы в больницах приходятся на коммунальные услуги и зарплату, которые при этом не уменьшаются.
В регионах отмечается выраженный процесс консолидации усилий (создание объединений, ассоциаций и т. д.), разрабатываются региональные программы, основанные на местных приоритетах. Таким образом, в неимоверно сложных условиях здравоохранение продолжает функционировать благодаря самоотверженному труду всех медицинских работников.

О концепции развития здравоохранения и медицинской науки. Эту концепцию долго ждали и, наконец, два года тому назад она была утверждена правительством. В общем виде концепция – это набор взглядов, представлений, мыслей и положений. Данная концепция, хотя и не лишена множества недостатков, могла бы за это время уже трансформироваться в методы ее реализации: программа реализации (конкретные цели и задачи приоритетов, этапы, практические мероприятия, задания науки, ожидаемые результаты, критерии их достижения, экономические просчеты, организация всей работы по программе), а по каждой конкретной задаче разработка соответствующих проектов со всеми элементами проектного анализа. К сожалению, это не сделано до сих пор, и фактически реализация основных направлений концепции носит упорядоченный характер, хотя уже давно пора переходить от описания проблем к их решению. Здесь применим лозунг ВОЗ “Мысли глобально, действуй локально”, т. е. должно быть большое число конкретных проектов на конкретных территориях.

О Программе государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи. Эта важная Программа, фактически определяющая гарантированные государством виды и объемы помощи населению страны, хоть и была утверждена правительством, но может служить лишь в качестве ориентиров и не может быть реализована ни в одной территории, т. к. обеспечивается финансированием лишь на 30 – 60%. Поэтому перед органами государственной власти должна стоять дилемма: либо совершенно честно признать невозможность выполнения Программы и сократить объемы бесплатной помощи, приводя ее в соответствие с реальными финансовыми возможностями (а это значит – расписаться в своем бессилии), либо выделить в Программе необходимые приоритеты, т. е. заявить, что Программа в утвержденном объеме будет распространяться не на всех. Приоритеты могут быть следующих видов: в здоровье (когда определяется, например, что в первую очередь бесплатной помощи подлежат больные туберкулезом, диабетом и т. д.), в здравоохранении (когда определяется, например, что в первую очередь бесплатно будет оказываться первичная медицинская помощь, т. к. на ее уровне можно решать до 80% всех проблем здоровья), в населении (когда, как например, в Голландии, устанавливается уровень годового дохода, сверх которого бесплатная помощь не оказывается. Или как в Англии, где население традиционно распределено на 5 групп и показано, что все они требуют не одинаковых, а разных объемов медицинской помощи). Кстати, когда после распада СССР в Финляндии разразился финансовый кризис, то там постарались в неизменном объеме сохранить лишь первичную медицинскую помощь, что не привело к ухудшению здоровья населения.
Вместе с тем официальных разъяснений, как реализовать эту Программу государственных гарантий в нашей стране нет.

О медицинском страховании. Понятно, что другого пути сохранить хоть в каком-то виде систему здравоохранения не было, т. к. в отличие от бюджета страховые взносы собираются исправно, и они служат стабильным источником недостаточной оплаты труда медицинских работников и лечения пациентов. С другой стороны, мы создали по ряду причин нерациональную модель, которая была осуждена ВОЗ, но изменить которую не позволяет мощное страховое лобби. Из всех существующих систем ОМС наиболее простой и эффективной является система в Эстонии, разработанная при поддержке ВОЗ и Всемирного банка.

О приоритетах в здравоохранении. Они не назначаются или, как у нас это повсеместно делается, определяются экспертным путем. Методология выбора приоритетов более сложная, что вполне обоснованно, т. к. цена ошибки при этом весьма значительна. Наиболее сложным моментом в разработанной нами модели является именно переход от приоритетов в здоровье к приоритетам в здравоохранении. Не вдаваясь в подробности всего процесса, отметим лишь, что на данный момент времени научно-обоснованными ключевыми положениями всей реформы здравоохранения является опережающее развитие первичной медицинской помощи (включая общеврачебную практику), которая в лучшую сторону изменяет все взаимоотношения в системе здравоохранения, и обеспечение качества медицинской помощи. Первое направление отражает скорее динамику процесса реформирования, вытягивая как за Ариаднину нить весь клубок накопленных структурно-функциональных проблем, а второе – поднимает планку функционирования здравоохранения, обеспечивая лучшие результаты для пациентов.
К числу приоритетных научно обоснованных направлений относятся также лекарственное обеспечение, реформа скорой и стационарной медицинской помощи, развитие службы реанимации и интенсивной терапии в сторону повышения ее доступности (во времени).

О профилактике и первичной медицинской помощи. Профилактика, будучи приоритетным направлением развития советского здравоохранения, оказалась сейчас на задворках у органов здравоохранения и системы ОМС. А ведь болезни все же легче предупредить, чем лечить. Но в данный момент времени доминирует ошибочная гипотеза лечебной медицины и нужно приложить огромные усилия, чтобы хотя бы восстановить статус-кво. Из-за сложившегося перекоса общество несет колоссальные потери и в здоровье, и в содержании всех лечебных, главным образом, “тыловых” служб. Подписавшись под Алма-Атинской декларацией 1978 г., наша страна, в отличие от других стран, в течение 10 лет ничего не сделала для ее реализации. И лишь с 1988 г. начались постепенные усилия по внедрению общеврачебной практики. В 1992 г. выпущен приказ Минздрава № 237, разработаны методические рекомендации, составлена Федеральная программа по семейной медицине, осуществляется подготовка кадров и создание практик, как включенных в состав поликлиник, так и индивидуальных.
Наиболее продвинутыми в этом отношении являются Тульская, Самарская, Екатеринбургская, Тверская области и республика Карелия. Вместе с тем нерешенных в практике вопросов остается много. Главное – чтобы врач общей практики, помимо ответственности за пациента, выполнял бы системообразующую функцию в оказании первичной медицинской помощи на коммунальном уровне, включая профилактику, работу со школьниками и подростками и т. д. Это возможно только путем создания специально обученных команд (врач, патронажные медсестры, акушерка, санфельдшер, добровольцы и др.), для подготовки которых требуется организация школы общественного здравоохранения. Все это позволяет больше внимания уделить укреплению здоровья, профилактике болезней и возможно раннему выявлению болезней. О качестве медицинской помощи и стандартизации. Практически все работы, как ранее выполнявшиеся, так и сейчас проводимые, никакого отношения к качеству не имеют, т. к. они были ориентированы на субъективную оценку ошибок, допускаемых медработниками. И только в последнее время появились у нас в стране отдельные работы (в Твери, Туле, Дубне), связанные с разработкой таких медицинских и организационных технологий ведения пациентов, которые бы, как доказано мировым опытом, давали наилучшие результаты.
Речь идет о руководствах (т. е. сочетании приемов и алгоритмов) лечения больных отдельными заболеваниями, которые, как правило, начинаются с синдроматики. Этому способствовало развитие клинической эпидемиологии, проведение широких эпидемиологических исследований с оценкой их результатов, доказательной медицины, методов мета-анализа и Кохрейновского сотрудничества.
Не вдаваясь в детали, отметим, что все это и есть обеспечение качества. Разработка протоколов, т. е. перечня различных методов, приемов, манипуляций и т. д. на разных этапах работы с пациентом уже идеологически устарела, т. к. гораздо важнее перечня действий является определение их последовательности в соответствии с логикой действий врача. Это все никак нельзя называть стандартами (в западном понимании – это пример, достойный подражания), т. к. этот термин у нас прочно занят и обозначает необходимость строгого соблюдения принятых стандартов, что в наших условиях приведет к невиданному росту судебных исков.
Можно разработать стандарты на бактерийные и вирусные препараты, на вакцины и сыворотки, на лекарства и медицинскую технику, т. е. на любые изделия, но стандартизовать мышление, логику врача нельзя, да и неправомерно. Наша задача – дать ему в руки “инструмент”, пользуясь которым он может получить лучшие результаты.

Об этапности развития подходов в здравоохранении. Многие страны прошли в своем развитии следующие этапы: вначале внимание здравоохранения фокусировалось на болезнях (инфекции, новообразования, болезни сердца и сосудов и др.), затем оно переместилось на детерминанты болезней, т. е. на влияющие факторы и условия. Потом в центре внимания стал пациент со всеми его проблемами, что хорошо прослеживалось на Стокгольмской модели 1992 – 94 гг., а в последнее время – население микрорайона (комьюнити), как сделано, например, на модели округа Южный Ланаркшер в Шотландии. При этом использовался бенчмаркинг – процесс сравнения, изучения и анализа. С другой стороны, необходимо четко организовать этапность системы охраны здоровья в виде пирамиды основанием вверх: первичная и вторичная профилактика, самообследования и самопомощь (в западных странах по этим вопросам имеются “горы” литературы, т. к. действительно не нужно с каждым “чихом” обращаться к врачу или каждый квартал делать маммографию, когда достаточно научить женщин правильно пальпировать свою грудь), первичная медицинская помощь, включающая общеврачебную практику (лучше групповую и включенную в работу существующих амбулаторных учреждений), амбулаторная специализированная, больничная общая и специализированная реабилитация и т. д. Следует добиваться того, чтобы соответственным образом были перераспределены и деньги: 20% на профилактику, 30% на первичную медицинскую помощь (самую массовую и доступную), 20% – на специализированную амбулаторную и 30% – на стационарную.

Роль государства в системе охраны здоровья. В большинстве Западных стран отмечается отход от рыночных отношений в социальной сфере и с подачи президента Франции и премьер-министра Великобритании наблюдается резкое усиление роли государства в этом секторе. Ведь основная задача государства заключается в том, чтобы собрать средства в виде налогов из сферы экономики и перенести их в социальную сферу (здравоохранение, образование, социальное обеспечение, культура, наука), которая сама себя содержать не может, да и не должна. Этим самым достигается поддержка населения, социализация общества и относительное равенство в стартовых возможностях и практически во всех возрастах.
В Англии практически полностью отказались от всей атрибутики рыночных отношений в здравоохранении, от конкуренции больниц (на свободном рынке медицинских услуг), от медицинских трастов, от полного фондодержания, а из лексикона постепенно исчезают все рыночные термины: покупатель и продавец медицинских услуг и т. д. В США осуществляется процесс централизации медицинской помощи, отход от договорных отношений с “производителями” медицинских услуг при более жестком контроле за качеством медицинской помощи и расходованием денежных средств.
В нашей же стране нет понимания того, что не может быть устойчивой экономики без устойчивого здоровья, хотя необходимость осознания этой взаимосвязи возникла давно. Ответственность государства проявляется в выполнении конституциональных гарантий, в обеспечении прав граждан на здоровье, в ежегодном отчете президента перед нацией о состоянии и динамике здоровья. Должна быть четко сформулирована и реализована государственная политика в области охраны здоровья, разработана национальная программа “Здоровье для всех россиян”, создан Национальный институт здоровья.

Роль Министерства здравоохранения в современных условиях. Проведенный детальный анализ структуры, задач и функций Минздрава с дореволюционных времен и до наших дней показывает, что к концу
30-х годов структура Минздрава в основном сформировалась и затем подвергалась лишь “косметическим” изменениям. В некотором отношении сейчас она даже хуже, чем ранее, т. к., например, функция профилактики (массовые обследования населения, профилактические, периодические и целевые осмотры, раннее обнаружение болезней и диспансеризация) практически полностью, как и сам термин в бывшем лечебно-профилактическом управлении, исчезла, что существенно повлияло на все аспекты деятельности системы здравоохранения. Кроме того, нынешняя структура Минздрава не соответствует требованиям сегодняшнего дня и изменившимся условиям в обществе, не технологична и по-прежнему курирует службы, хотя функции управления ими переданы на места. Фактически Минздрав сейчас должен определять политику и стратегию развития отрасли (во всех аспектах), поддерживать и развивать новые технологии и т. д., а сложившаяся структура этому не способствует. В ряде стран (например, в Италии) вообще намерены отказаться от Министерства здравоохранения и передать его функции на места. С этим согласиться трудно, более того, по-нашему мнению, вместо Минздрава нужно создавать структуру более высокого уровня по охране здоровья населения с возможностью межсекторального воздействия на комплексные проблемы здоровья и с ответственностью перед обществом по критерию здоровья. В этом случае появился бы также орган, ответственный за национальную программу “Здоровье для всех россиян”, как это рекомендует ВОЗ.

Роль законодательства и международного сотрудничества. Необходимо создавать стройную систему законодательства в здравоохранении в соответствии с принятыми в обществе приоритетами, реорганизовать систему ОМС, осуществлять большее влияние на фармацевтический рынок и на производство, закупку изделий медицинской техники и на их цены. Разработанный в настоящее время Государственной Думой Закон о здравоохранении нуждается в серьезной переработке и ни в коем случае не должен отменять более широкие и фундаментальные “Основы законодательства об охране здоровья граждан”.
Что касается международного сотрудничества, то оно должно строиться на партнерских отношениях, паритетных началах, а не на навязывании нам мнений и предложений, что по ряду проектов еще имеет место. Некоторые международные организации используют в нашей стране подходы, отработанные ими в ряде стран Азии и Африки, что, конечно же, не является приемлемым для России, страны, находящейся хоть и в тяжелом экономическом состоянии, но обладающей колоссальным интеллектуальным и творческим потенциалом. Хорошим примером партнерских отношений служит сотрудничество с ВОЗ, работа Комитета по здравоохранению Межправительственной комиссии Россия–США и др. В то же время такое огромное число работ, выполненных зарубежными организациями на территории страны (большие и локальные проекты, консультации, операции и т. д.), не позволяет Минздраву отслеживать за ними, оценивать их с точки зрения соответствия проводимой политики. В результате в ряде регионов создается “лоскутное одеяло” систем здравоохранения (смесь из разных стран), которое не выдерживает напряжения нашей жизни и разрывается по швам, нанося непоправимый вред и населению, и здравоохранению.

Заключение. Конечно же, в пределах одной статьи невозможно осветить все проблемы здоровья и дать им глубокую оценку. Данная статья скорее представляет собой набор тезисов, правда, подкрепленных результатами множества исследований, статистическими данными и анализом многих публикаций. Хотелось, чтобы мы все задумались, в каких условиях мы находимся и живем и как мы себе видим наше будущее.

16.12.2012


Посмотрите также:
Правила ухода за больными
Правила ухода за больными

  Когда человек заболевает, то очень оказывается обессиленным и на время прикованным к...
Когда менять зубную щетку?
Когда менять зубную щетку?

Этот вопрос каждый из нас начинает задавать, когда его собственная зубная щетка похожа на...
Водительская медкомиссия
Водительская медкомиссия

Водительская медкомиссия Данная справка даст представление о состоянии здоровья человека и...
Желтуха у новорожденного ребенка
Желтуха у новорожденного ребенка

Молодым мамам, которые только что воспроизвели своего ребенка на свет, полезно знать, откуда...
ТОП-8 подручных средств, которые помогут разгладить и осветлить шрамы
ТОП-8 подручных средств, которые помогут разгладить и осветлить шрамы

  Шрамы, имеющиеся на коже, заставляют нас помнить не о самых приятных моментах жизни. Если...