Медицинское образование. Кадры решают все

> Официальный отдел > Позиция медиков > Медицинское образование. Кадры решают все

В Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации большое внимание уделено совершенствованию медицинского образования и кадровой политике. О том, что реализовано на сегодняшний день, рассказывает руководитель Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Минздрава РФ Николай Володин.
– Николай Николаевич! Какие изменения уже произошли в системе медико-фармацевтического образования России?
– Министерство здравоохранения РФ провело ряд мероприятий, которые несомненно улучшат систему подготовки медицинских кадров в стране, основанную на давних традициях отечественного высшего и среднего образования. Естественно, что все новые требования, предъявляемые к обучению, связаны с социально-экономическими преобразованиями, происходящими сейчас в России. Так что же мы сделали? Усовершенствовали существовавшую ранее систему непрерывного медицинского образования. Теперь она состоит из 4 этапов подготовки специалистов. Первый этап – довузовский. Сейчас практически при всех медицинских институтах, университетах и академиях открыты медицинские лицеи, а на базе общеобразовательных школ – классы, где работают вузовские преподаватели. Образовательный уровень выпускников этих учебных заведений очень высок. Таким образом мы начинаем готовить для себя будущих студентов, способных выполнить очень высокие требования, которые предъявляет государственный образовательный стандарт.
Второй этап – додипломное образование. Здесь также произошли существенные изменения, связанные с тем, что в 1995 году впервые были утверждены государственные образовательные стандарты. Через каждые пять лет их пересматривают. В 2000 году они усовершенствованы, и утвержден новый вариант. Это позволило нам создать на всей территории Российской Федерации единое медико-фармацевтическое образовательное пространство, отвечающее требованиям международного сообщества в плане подготовки медицинских кадров. Утверждение единого образовательного стандарта, способствовало внедрению итоговой государственной аттестации выпускников медицинских и фармацевтических вузов, которая сейчас утверждена по всей системе медицинского образования.
Третий этап – послевузовское образование. Сейчас допуск к профессиональной деятельности обеспечивает не только диплом. Обязательно наличие документа о том, что врач окончил интернатуру или клиническую ординатуру.
Четвертый этап – пожизненный. Раз в пять лет каждый специалист на протяжении всей практической деятельности должен повышать квалификацию. Для этого предусмотрены циклы тематических лекций общего усовершенствования. Кроме того, система сертификации, которая уже внедрена, направлена на постоянный периодический контроль за уровнем практической и теоретической подготовки специалиста. Только сертификат дает возможность врачу работать по специальности.
Концепция реформы здравоохранения предполагает подготовку кадров по новым для медицины профессиям. Что это за специальности?
Совершенно новые профессии в медицине – экономисты здравоохранения и менеджеры управления. Но сейчас появилась необходимость изменить подготовку врачей по уже известным специальностям. Например, клинических психологов. До сих пор их, в основном, готовили в педагогических вузах. Это обучение, как мы считаем, абсолютно не соответствует требованиям медицины. Поэтому был создан Межведомственный координационный совет, который за полтора года провел громадную работу. В результате был утвержден единый образовательный стандарт. Решено, что если педагогические вузы по-прежнему будут готовить клинических психологов, то им обязательно нужно учитывать требования образовательного стандарта, в котором четко определен объем медицинской подготовки этих специалистов. Сейчас разрабатывается большое количество методического материала для повышения квалификации клинических психологов после окончания института, для их дополнительного образования, а также программа по всей тематике.
Как показывает практика, наше здравоохранение испытывает острую нужду в семейных врачах и врачах общей практики. Причем наши вузы и учреждения дополнительного образования могут их выпускать в любом количестве. Созданы структуры, составлены учебные планы и программы. Эта подготовка осуществляется строго по заказу территориальных органов управления здравоохранения.
Теперь по поводу медицинских сестер с высшим образованием. Это тоже чрезвычайно важно, и в настоящее время определена стратегия на дальнейшее развитие их подготовки. Сейчас всем понятно, что готовить таких специалистов нужно из медицинских сестер, прошедших стажировку в лечебных учреждениях. Поэтому Минздрав РФ обратилось в правительство с предложением ввести заочную форму их обучения и получило положительное решение. Так что сейчас медицинские сестры могут получить высшее образование, учась на дневном, вечернем и заочном факультетах. Срок обучения – 5 лет.
Думаю, что безработица нашему здравоохранению пока не грозит. Тем не менее мы не исключаем проблем, связанных с поиском работы. На этот случай разработана программа переподготовки медицинских кадров, которая составляет не менее тысячи часов. После сдачи экзамена она открывает допуск врачам к практической деятельности. Невостребованных специалистов в медицинской практике нет. Единственное – есть трудности с устройством на работу акушеров-гинекологов, дерматологов-венерологов. Опять же эти сложности возникают не потому, что специалист не нужен. В большинстве случаев причина другая. Не всегда устраивает зарплата и объем работы, который специалист хочет иметь с учетом квалификации. Например, врач настроен на работу в клинике, а ему предлагают место в поликлинике.
– Совершенствование педагогического процесса – важная составляющая в деле подготовки кадров. Как сейчас совершенствуется педагогический процесс? Какие есть новые программы и планы?
– Сейчас разработаны новые учебные планы в четком соответствии с требованиями Министерства образования РФ. В них предусмотрены не только профессиональная, но и, что немаловажно для врача, его общеобразовательная подготовка, изучение гуманитарных дисциплин. Что же касается программ по отдельным предметам, то есть требования, которые у нас неукоснительно выполняются. Это пересмотр программ раз в пять лет, а по ряду дисциплин мы вносим дополнения и изменения в промежутке между этим временем, раз в три года. Все зависит от того, какие новые технологии, новшества в науке и практике внедряются. Если говорить о преподавателях, то у нас в семи вузах есть факультет повышения квалификации, работает специальная центральная комиссия, которая контролирует деятельность педагогического состава, как в профессиональном плане, так и в плане педагогики и психологии. С этой целью организуются не только стационарные циклы лекций в базовых вузах, но и выездные. Их читают специалисты, занимающиеся педагогикой и психологией, организацией педагогического процесса. Есть конечно и сложности. В первую очередь они связаны с выделением денег для командировки на учебу. Так вот, из-за дефицита средств и создана такая подвижная бригада, выезжающая на две недели в регионы для проведения там недельных и двухнедельных циклов лекций. Кроме этого, в системе дополнительного образования есть кафедра, которая проводит цикл лекций для профессорско-преподавательского состава по различным специальностям.
– Николай Николаевич! На каком техническом уровне находится сейчас оснащение педагогического процесса в вузах?
– Широко распространена компьютеризация. Во всех, без исключения, вузах есть не один и не два, а десятки компьютерных классов, оснащенных на достаточно высоком уровне. Большинство вузов имеет выход в Интернет и электронную почту. Здесь у нас особых проблем нет, потому что техническое оснащение учебного процесса происходит за счет внебюджетных средств. Вузы зарабатывают на технику сами. Другое дело – приобретение учебной литературы. Она необходима, ее не заменит ни один компьютер. Эту проблему мы решаем, регулярно проводя специальные акции. За последние пять лет их было четыре. В чем смысл? Получаем деньги централизовано от Минфина на закупку учебной литературы и распространяем по всем вузам. Первый раз это было в 1996 году, когда каждый вуз получил более полутора тысяч экземпляров, и сейчас столько же подготовлено для отправки в учебные заведения. Между прочим, ассоциация медицинских вузов проводит свои акции. По решению ученого совета некоторые вузы переводят на счет ассоциации определенную сумму, и эти деньги используются на закупку самой современной, новейшей литературы и рассылаются по вузам. Дружеская, спонсорская поддержка вузам. Ведь не у всех есть одинаковые средства, и такая взаимная поддержка очень важна. В последние годы появилось не только большое количество обычных учебников, но и компьютерных. Это детская хирургия, курс занятий по детской офтальмологии, гистологии, анатомии. Сейчас разрабатывается большое количество компьютерных версий других учебников, учебно-методической литературы. Сложностей, конечно, хватает. В частности, трудно обеспечивать материалом кафедры анатомии и гистологии. Но работа идет, и проблемы постепенно решаются. Большую роль в повышении профессионального уровня специалистов играют и научно-практические конференции, где можно получить новейшую информацию по той или иной проблеме. Активно занимаются информационным обеспечением медицинских работников и профессиональные ассоциации, которых у нас существует великое множество.
– Николай Николаевич! Какова политика государства в области медицинского образования? Будет ли сокращен прием в вузы и время обучения врача?
– Как вы знаете, российские институты готовили в свое время врачей для всех республик. В 1991 году у нас было 32 тысячи врачей. Когда такой потребности не стало, мы сократили прием студентов на 40 процентов. С 32 тысяч до 19 800. С 1994 года эта цифра неизменна. Такое количество врачей целиком и полностью удовлетворяет потребности практического здравоохранения. Изъяны в Законе об образовании позволили некоторым, абсолютно некомпетентным людям в области медицинского образования, не думающим о последствиях новшества, ввести организацию медицинских факультетов в технических вузах. Некоторым удалось путем огромнейших усилий все-таки начать работать над системой подготовки медицинских работников. Но самое главное в том, что если ее удастся создать в том объеме, который требуется, то пройдет не один десяток лет. Ведь недостаточно построить корпус, оснастить его оборудованием и купить учебники – нужна школа, профессорско-преподавательский состав, которые определяют уровень образовательного процесса. Да и денег на подготовку одного студента будет затрачено значительно больше, чем в любой развитой стране. Считаю, что это не просчитанный, волюнтаристский подход к подготовке кадров и решению проблемы медицинского образования. Сейчас нет необходимости увеличивать количество специалистов. 50 человек, подготовленные, к примеру, в Туле или Белгороде для своих областей, не решат кадровую проблему. Тем более, что рядом Москва, Курск, Воронеж, Самара с их замечательными медицинскими вузами. Мы считаем, что увеличивать число приема в вузы нецелесообразно. Потребность в кадрах полностью удовлетворяется. Здесь, между прочим, нельзя не учитывать и миграцию российских врачей. За границу их уезжает работать мало. В Россию же пребывает очень много русскоязычного населения. Среди них есть и врачи. Как правило, это специалисты высокой квалификации, уже работавшие в вузах и клиниках. Так что проблем с объемом подготовки кадров у нас нет. Но, если понадобится увеличить количество врачей, то наши вузы способны в кратчайшие сроки это сделать.
Сейчас в соответствии с Законом об образовании открыты негосударственные медицинские институты. В России их два. Институт медико-социальной реабилиталогии плотно работает с российским государственным медицинским университетом, аттестован и имеет право выдавать дипломы государственного образца. В Самаре негосударственный институт тесно сотрудничает с самарским университетом. В мае мы проводили лицензионную экспертизу Терапевтического института в Санкт-Петербурге. 6 лет в нем готовили специалистов без лицензии, нарушая законодательство. Сейчас студентам предложено через суд решать свои проблемы с руководством этого вуза. Есть медицинский факультет в Курганском международном университете. Он не имеет лицензии, и его выпускники не могут работать не территории России, а только в Курганской области. Эти учебные заведения относятся к Министерству образования, и недостаток министерства в том, что оно не контролирует открытие и правомерность действий этих учреждений. Мы неоднократно обращались к ним по этому вопросу, и сейчас ведется работа по согласованию единой государственной политики Минобразования и Минздрава России.
– Врачи каких специальностей сейчас больше востребованы?
– Год на год не приходится. По конкурсу прием в вузы стабилизировался на все факультеты. Одинаково нужны лечебное дело и педиатрия, стоматология и фармация. Потребность в специалистах определяют сами территории и обращаются к нам с заявками.
– Какова заработная плата преподавателей и студентов?
С 1 января 1999 года выплата заработной платы преподавателям и стипендии студентам проводится в строго установленные сроки. Никаких задержек нет. До прошлого года были задержки на месяц-два. По объему заработная плата находится не на должном уровне. Она не только не превосходит среднюю заработную плату по России, она даже ниже ее. Наши вузы за счет внебюджетных средств проводят дополнительные выплаты, которые компенсируют недостаток заработной платы. Во всяком случае пока преподаватели работают и уходить не собираются.

Беседовала Марина Баринова

16.12.2012


Посмотрите также:
Синус-лифтинг при восстановлении зубного ряда
Синус-лифтинг при восстановлении зубного ряда

  Отсутствие зубов, одного или нескольких, конечно же, является поводом для визита к...
Doctorginecolog.ru – уникальный сервис для записи на прием к гинекологу
Doctorginecolog.ru – уникальный сервис для записи на прием к гинекологу

Нужен хороший гинеколог в Москве ? Можно, конечно же, понадеяться на рекомендации подруги, но...
Эстетические косметологические процедуры
Эстетические косметологические процедуры

Внешний вид женщины, безусловно, зависит от ее психологического и физического здоровья....
Избавляемся от лишая
Избавляемся от лишая

  С лишаем сталкивались многие, и даже те, кто не сталкивался, знают, что это заболевание...
Какой он, твой мир, малыш?
Какой он, твой мир, малыш?

Попробуем себе представить, как чувствует себя младенец, лежащий в люльке, и кроха, находящийся...