Контроль над деятельностью юридических лиц, предоставляющих медицинскую помощь населению

> Официальный отдел > Реформа здравоохранения > Контроль над деятельностью юридических лиц, предоставляющих медицинскую помощь населению

ВРАЧЕБНАЯ ГАЗЕТА №6(9) июнь 2000 г.

Законодательное регулирование деятельности юридических лиц осуществляется организациями, имеющими право на проведение соответствующего контроля. Как видно из схемы – это комплексная открытая, динамическая система, в состав которой входят различные государственные и общественные контролирующие структуры, наделенные определенными функциями и правами.
Проверке и контролю подлежат юридические, организационные, финансовые, медицинские и иные аспекты, определяющие лицензионные основы деятельности медицинской организации. Финансовой проверке подвергаются стоимостные показатели – выручка от реализации медицинских услуг (товаров), себестоимость, цены и тарифы, прибыль, доходы от прочей реализации, внереализационные доходы и расходы, обязательные отчисления во внебюджетные фонды, использование прибыли, оплата труда, амортизационные отчисления, издержки обращения и другие показатели.
Финансовый контроль охватывает правильность формирования финансовых результатов деятельности юридических лиц, составления и использования бюджета и внебюджетных фондов, расходования смет, целевое расходование бюджетных средств, средств обязательного и добровольного медицинского страхования, средств от предоставления платных медицинских услуг государственными медицинскими учреждениями, своевременность и правильность налоговых платежей и неналоговых отчислений. Нарушение финансовой дисциплины в отношении должностных лиц карается экономически посредством наложения финансовых санкций, а также в административном и уголовном порядке.
Контролю подлежат специальные нормы и условия оказания медицинских услуг, сроки, качество, гарантии. Реализация требований законодательства в области гарантий качества медицинских услуг зависит от множества факторов. Установленные в госстандартах требования к качеству услуг имеют различную юридическую силу. По Закону “О защите прав потребителей” оказываемые услуги должны пройти обязательную сертификацию на соответствие требованиям по безопасности. Этим же Законом обязанность по установлению и доведению до потребителя гарантийных обязательств возложена на исполнителей услуг.
В решении проблем оказания медицинских услуг надлежащего качества ключевую роль играют экономические и этические императивы, рациональное сочетание интересов государства, потребителей и производителей медицинских услуг. Учитывая специфику отрасли “Здравоохранение”, детально рассмотрим механизмы государственного регулирования деятельности медицинских организаций.
При осуществлении проверок контролирующими органами, прежде всего, уточняются атрибуты юридического лица, с этой целью анализируются все уставные документы (Устав, учредительный договор, протоколы), свидетельство о регистрации, лицензии и приложения к лицензиям.
Следует заметить, что оформление регистрационного свидетельства медицинской организации (предприятия, учреждения) должно соответствовать Указу Президента Российской Федерации от 8 июня 1994 г. № 1482 “Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации”. При этом инспектирующими органами оцениваются дата регистрации, дата выдачи лицензии, дата начала предпринимательской деятельности.
В уставных документах уточняются цели и задачи создания юридического лица, виды деятельности, в частности – оказание медицинской помощи (медицинских услуг), фамилия, имя, отчество руководителя организации, юридический и фактический адрес, телефон/факс.
Проверке подлежат документы, удостоверяющие право на владение, пользование, распоряжение зданием (-ями), помещением (-ями), сооружением (-ями) для осуществления заявленной деятельности, или договор на аренду (субаренду), зарегистрированный в Москомимуществе или Госкомимуществе Российской Федерации. Все сделки по оформлению прав на владение, пользование, распоряжение зданием (-ями), помещением (-ями), сооружением (-ями) должны соответствовать:
l Закону РФ от 21 июля 1997 г. № 1222-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”;
l Распоряжению мэра Москвы от 16.06.94 г. № 288-РМ “О регистрации операций с собственностью физических и юридических лиц в г. Москве”;
l Распоряжению мэра Москвы от 7 сентября 1998 г. № 911-РМ “Об обязательной государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества”.
Далее подробнейшим образом рассматриваются вопросы, связанные с лицензированием деятельности юридического лица, с этой целью уточняются виды медицинской и вспомогательной деятельности, указанные в лицензии, изучаются протоколы к ней. Быстро меняющееся законодательство в Российской Федерации и в Москве не позволяет лицензиату уследить за изменениями лицензируемых видов медицинской деятельности, но это не освобождает руководителя организации от ответственности. Появившийся вновь определенный вид медицинской деятельности, подлежащий в соответствии с изменениями лицензированию, зачастую выполняется, как само собой разумеющийся (сестринское дело, акушерское дело и т. д.), что приводит к фактической безлицензионной деятельности. Поэтому, юридическому лицу необходимо ознакомиться с рядом законодательных документов Российской Федерации, регламентирующих правила лицензирования, аккредитации и сертификации медицинских организаций, к которым в первую очередь относятся:
l Закон РФ от 25.09.98 г. № 158-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности;
l Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 “О медицинском страховании граждан в РФ” (в редакции Закона РФ от 02.04.93 г. № 4741-1, с изменениями от 24.12.93 г., 1 июля 1994 г.);
l Приказ Минздравмедпрома РФ от 20 марта 1992 г. № 93 “О мерах по выполнению закона РФ “О медицинском страховании граждан в РФ”;
l Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (с изменениями от 1998 г.);
l Постановление Совета Министров РФ от 27 июля 1993 г. № 492 “О полномочиях органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности;
l Положение “О порядке получения разрешения (лицензии) на деятельность по созданию и реализации производителями медицинских изделий (кроме лекарственных средств), утверждено Минздравмедпромом РФ от 3 июля 1994 г. (с изменениями от 14 июля 1994 г.);
l Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418 “О лицензировании отдельных видов деятельности” (с изменениями от 5 мая, 3 июня, 7 августа, 12 октября 1996 г., 22 апреля, 1 декабря 1997 г.);
l Постановление Правительства РФ Москвы от 15 августа 1995 г. № 699 “О совершенствовании системы лицензирования деятельности на территории города Москвы” (с изменениями от 30 апреля, 3 июня, 25 июня, 12 августа, 9 сентября, 16 декабря 1997 г.);
l Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 474 “Об утверждении Положения о лицензировании производства протезно-ортопедических изделий и оказание протезно-ортопедической помощи”;
l Постановление Совета Министров РФ от 28 апреля 1993 г. № 377 “О реализации закона РФ “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”;
l Распоряжение премьера Правительства Москвы от 2 сентября 1997 г. № 972-РП “О порядке взаимодействия Московской лицензионной палаты с контролирующими, налоговыми, правоохранительными органами и др. службами г. Москвы по организации контроля над юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими подлежащие лицензированию виды деятельности на территории г. Москвы”;
l Распоряжение мэра г. Москвы от 04.11.97 № 801-р “Об утверждении временного положения о порядке регистрации на территории г. Москвы лицензий, выданных органами исполнительной власти иных субъектов РФ”;
l Распоряжение Комитета здравоохранения г. Москвы от 23.04.99 г. № 165-Р, согласованное с Минздравом РФ (письмо от 05.04.99 г. № 10/452 сл.) “Перечень лицензированных видов, методов и работ медицинской деятельности”;
l Распоряжение мэра г. Москвы от 18.03.98 № 242-РМ “О развитии системы лицензирования в г. Москве”, которым утверждаются “Концепция совершенствования лицензионной деятельности в г. Москве” и “Положение о Московской лицензионной палате”;
l Распоряжение мэра Москвы от 20.02.98 г. № 157-РМ “Об утверждении Временного положения о порядке лицензирования фармацевтической деятельности на территории г. Москвы”;
l Приказ Минздрава РФ от 29 апреля 1998 г. № 142 “О перечне видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию”;
l Приказ Комитета здравоохранения г. Москвы от 30.09.98 г. № 543 “Об организации лицензирования и аккредитации субъектов, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность в г. Москве”.
Достаточно важным является участие юридического лица в реализации государственной программы медицинского обеспечения населения г. Москвы, предусмотренной Постановлением Правительства Москвы от 30 декабря 1997 г. № 941 “О мерах по охране здоровья населения г. Москвы на 1998–1999 гг.” и Приказом Комитета здравоохранения г. Москвы № 58 от 30.01.98 “Программа обеспечения медицинской помощью населения г. Москвы на 1998–1999 гг.”.
Каждому виду лицензированной медицинской деятельности соответствуют определенные санитарно-гигиенические характеристики (размер площадей, освещение, вентиляция, правила и нормы санитарной обработки и другие).
Экспертиза санитарно-эпидемиологического состояния предприятия (учреждения) основывается на оценке выполнения ряда требований, изложенных в законодательных и нормативных документах. Каждая медицинская организация должна иметь “Заключение органа санитарно-эпидемиологического надзора” административной территории, подтвержденное Городским Центром санитарно-эпидемиологического надзора (ГЦСЭН), о пригодности помещений для занятия заявленной медицинской деятельности, кроме того, каждое предприятие или учреждение должно иметь санитарный паспорт объекта установленного образца. Ежегодно помещение (здание), занимаемое медицинской организацией, должно подвергаться контролю территориальной санитарно-эпидемиологической станции, на основании которого составляется “Акт обследования”. Проверке подвергается соблюдение юридическим лицом санитарных норм и правил медицинской деятельности на соответствие их “Санитарным правилам устройства, оборудования и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров”, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 29 июня 1990 г., и Закону РСФСР от 19 апреля 1991 г. № 1034-1 “О санитарном благополучии населения” (с изменениями от 2 июня 1993 г., 19 июня 1995 г., 21 июля 1998 г.).
Инспектирующими органами учитывается также повседневная деятельность и повседневный самоконтроль санитарно-эпидемиологической и дезинфекционной работы: режим стерилизации, предстерилизационной обработки инструментария, имущества и т. д.
На основании положений Приказа Министерства здравоохранения СССР от 10.06.85 г. № 770 “О введении в действие отраслевого стандарта ОСТ 42-21-2-85 “Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения, методы, средства и решения”, разработаны инструкции, устанавливающие методы, средства и решения предстерилизационной очистки, стерилизации и дезинфекции применительно к конкретным изделиям или группам изделий с учетом их назначения и конструктивных особенностей.
На основании пункта 1.8 этого приказа бактериологическими лабораториями санитарно-эпидемиологических станций и лечебно-профилактических учреждений должен осуществляться регулярный контроль стерильности, проведение бактериологических и других исследований
На предприятии или в учреждении должны заполняться соответствующие журналы по учету стерилизации и дезинфекции, регулярности взятия проб.
Обязательным является ведение “Журнала учета дезинфекционных работ в профилактических целях”, основанием к выполнению данного требования является Приказ МЗ СССР от 03.09.1991 г. № 254 “О развитии дезинфекционного дела в стране” с последующими дополнениями.
Необходимо помнить о проведении систематического кварцевания (журнал учета), генеральных уборок (журнал учета), о маркировке и хранении стерильных изделий, о методах утилизации использованных одноразовых медицинских изделий.
Далее проверяется работа медицинской организации по взаимодействию с дезинфекционной станцией. Обязательно наличие Договора на обследование помещений”, заключаемого между медицинской организацией и дезинфекционной станцией. Основанием является п. 1.10 вышеупомянутого приказа, в котором говорится, что контроль качества предстерилизационной очистки и дезинфекции должен проводиться лечебно-профилактическими учреждениями, санитарно-эпидемиологическими и дезинфекционными станциями в соответствии с инструкциями, утвержденными Минздравом СССР. По итогам контроля составляется “Акт обследования дезинфекционной станцией”.
Проверяется также наличие договоров с прачечными.
Контролирующими органами проверяется наличие у юридического лица “Заключения органа пожарного надзора” о пригодности помещений (зданий) для занятия заявленной медицинской деятельностью. Данное заключение предоставляется ежегодно на основании ряда законодательных документов:
l “Правил пожарной безопасности для учреждений здравоохранения” / ППБО 07-91/, утвержденных Минздравом СССР 30.08.91 г.;
l “Правил пожарной безопасности в Российской Федерации” / ППБО 01-93/, утвержденных МВД России 14 декабря 1993, № 536; Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ “О пожарной безопасности” (с изменениями от 22 августа 1995 г., 18 апреля 1996 г., 24 января 1998 г.);
l Приказа МВД РФ от 30 апреля 1996 г. № 19 “О введении в действие норм пожарной безопасности”;
l Закона правительства г. Москвы от 18 декабря 1996 г. № 34 “О пожарной безопасности”.
Следующим объектом контроля является система охраны труда и техники безопасности, которая должна быть организована в соответствии с рядом законодательных документов:
l Постановлением Минтруда РФ от 1 июля 1993 г. № 129 “Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда”;
l “Методическими указаниями по разработке правил и инструкций по охране труда” (с изменениями от 28 марта 1994 г.);
l Приказом Минздрава РФ от 29 апреля 1997 г. № 126 “Об организации работы по охране труда в органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях системы Министерства здравоохранения Российской Федерации”;
l “Основами законодательства Российской Федерации об охране труда” от 6 августа 1993 г. № 5600-1 (с изменениями и дополнениями от 18 июля 1995 г., 24 июля 1998 г.). Действие настоящих Основ распространяется на предприятия, учреждения и организации всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Основами запрещается допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний по усвоению правил, норм и инструкций по охране труда.
Постановлением Минтруда РФ от 12 октября 1994 г. № 65 “Об утверждении и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций” (с изменениями от 9 апреля 1996г.), рекомендуется федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединениям работодателей организовать обучение и проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от форм хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Таким образом, работодатель обязан обеспечить обучение, инструктаж и проверку знаний работников по усвоению норм, правил и инструкций по охране труда. Работник обязан: соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда.
На основании Письма Минтруда РФ от 30 января 1995 г. № 166-ВК “О выдаче экспертных заключений”, при выявлении случаев несоблюдения условий безопасности труда в ходе проведения экспертизы условий труда на предприятиях, в учреждениях и организациях в орган, выдавший лицензию, направляется представление о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании.
Проверке подлежит состояние работы с кадрами.
Экспертизе подлежит правильность составления и утверждения штатного расписания, форма которого должна соответствовать Приказу Минздравмедпрома РФ от 18 января 1996 г. № 16 “О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения”.
Уточняется график работы персонала, нагрузка на приеме у врачей и другие аспекты деятельности, отраженные в Приказе Минздрава СССР от 22 июля 1982 г. № 715 “О дополнительных мерах по улучшению нормирования труда в здравоохранении”.
При подборе и расстановке медицинских кадров администрация юридического лица должна руководствоваться:
l Приказом Комитета здравоохранения г. Москвы от 30.09.98 г. № 543 “Об организации лицензирования и аккредитации субъектов, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность в г. Москве”;
l Приказом Минздравмедпрома РФ от 19.12.94 г. № 286 “Об утверждении Положения “О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности”;
l Приказом Минздравмедпрома РФ от 17.11.95 г. № 318 “О положении о квалификационном экзамене на получение сертификата специалиста”. В связи с чем, проверяются копии документов об образовании, специализации, сертификации каждого сотрудника медицинской организации.
Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 835 “О первичных учетных документах”, Постановлением Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. № 71а “Об утверждении унифицированных форм по учету труда и оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве” определен порядок поэтапного введения в организациях независимо от форм собственности, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, унифицированных форм первичной учетной документации, к которым относятся формы №:
l Т-1 “Приказ (распоряжение) о приеме на работу”;
l Т-2 “Личная карточка”;
l Т-4 “Учетная карточка научного работника”;
l Т-5 “Приказ (распоряжение) о переводе на другую работу;
l Т-6 “Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска”;
l Т-8 “Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта);
l Т-12 “Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы;
l Т-13 “Табель учета использования рабочего времени”;
l Т-49 “Расчетно-платежная ведомость”;
l Т-51 “Расчетная ведомость”;
l Т-53 “Платежная ведомость”;
l Т-54 “Лицевой счет”;
l Т-54а “Лицевой счет”;
В каждой медицинской организации должен вестись “Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве”.
В соответствии с требованиями Постановления Госкомстата РФ и Минфина РФ от 29 мая, 18 июня 1998 г. №№ 57а, 27н “Об утверждении порядка поэтапного введения в организациях независимо от форм собственности, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, унифицированных форм первичной документации”, с 1 января 1999 г. первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом России.
Контролю подвергаются качество разработанных должностных инструкций (задачи, права, обязанности, степень ответственности), их выполнение и план повышения квалификации сотрудников предприятия или учреждения.
Тщательному вниманию подлежит система медицинского обслуживания сотрудников юридических лиц, которая должна быть организована в соответствии с требованиями ряда законодательных документов:
– Основ законодательства Российской Федерации об охране труда от 6 августа 1993 г. № 5600-1 (с изменениями и дополнениями от 18 июля 1995 г., 24 июля 1998 г.);
– Приказа Минздравмедпрома РФ от 30 октября 1995 г. № 295 “О введении в действие правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на ВИЧ и перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование на ВИЧ”;
– Приказа Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1996 г. № 90 “О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии”;
– Приказа Минздрава от 10 декабря 1996 г. № 405 “О проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников”;
– Приказа Минздрава РФ от 14 августа 1997 г. № 244 “О проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских обследований”.
Кроме того, руководителям медицинских организаций, оказывающих хирургическую помощь, необходимо ознакомиться с Приказом Минздрава СССР от 31 июля 1978 г. № 720 “Об улучшении медицинской помощи больным с гнойными хирургическими заболеваниями и усилении мероприятий по борьбе с внутрибольничной инфекцией”, в соответствии с которым каждый сотрудник, поступающий на работу в отделение хирургического профиля, проходит полный медицинский осмотр, включающий осмотр оториноларингологом и стоматологом, бактериологическое исследование мазков со слизистой носоглотки на наличие патогенного стафилококка.
При приеме сотрудников на работу в медицинские организации должны быть соблюдены требования, изложенные в “Инструкции об обязательных предварительных и периодических медицинских обследованиях при поступлении на работу” (утвержденной Главным государственным санитарным врачом СССР А. И.Кондрусовым 24 декабря 1987 г. № 4538-87, с изменениями от 7 декабря 1993 г.).
Государственным Комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации утвержден единый образец “Личной медицинской книжки” (письмо от 9 августа 1996 г. № И/151-12).
Во избежание подделок “Личная медицинская книжка” выполнена из специальных материалов с элементами защиты, имеет регистрационный номер. В ее содержание введены дополнительные разделы: обследование сотрудников медицинских организаций на ВИЧ-инфекцию, дифтерию, парентеральные гепатиты и другие.
“Личные медицинские книжки” должны быть заполнены на каждого медицинского сотрудника предприятия или учреждения и должны находится непосредственно в медицинской организации.
Особое значение инспектирующие органы уделяют качеству ведения документации по порядку обслуживания пациентов и качеству ведения первичной медицинской документации.
Согласно Закону “О защите прав потребителей”, в каждой медицинской организации в доступном для обозрения месте должны быть обнародованы (вывешены) “Книга отзывов и предложений”, Закон “О защите прав потребителей”, “Прейскурант цен на медицинские услуги”, объявления о графике работы врачей, режиме работы предприятия (учреждения).
“Книга отзывов и предложений” должна быть пронумерована, прошнурована, иметь оттиск печати и зарегистрирована в муниципалитете. “Прейскурант цен на медицинские услуги” должен быть утвержден руководителем юридического лица, иметь дату и оттиск печати.
В соответствии с “Правилами предоставления платных медицинских услуг”, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 27от 13 января 1996 года, предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия обследования, лечения, сроки, порядок расчетов, обязанности, права и ответственность сторон. Медицинские организации должны неукоснительно выполнять все предписания данного Постановления. Согласно п. 10 Правил медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.
В соответствии с вышеназванным Постановлением расчеты с населением за предоставление платных услуг осуществляются медицинскими предприятиями и учреждениями с применением контрольно-кассовых машин или бланков строгой отчетности.
Основанием к этому также является Постановление Совета Министров РФ от 30 июля 1993 года № 745 “Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением” и “Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности, либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты без применения контрольно-кассовых машин” (с изменениями от 23 октября 1995 г., 6 января, 19 декабря 1997 г., 7 августа, 3 сентября 1998 г.).
Письмом Департамента здравоохранения г. Москвы от 10.08.95 г. № 8/14-17 направляется, утвержденная Министерством финансов Российской Федерации 20.04.95 г. № 16-00-30-35, форма квитанции, предназначенная для оформления расчетов с населением за оказание медицинской услуги без применения контрольно-кассовых машин.
Квитанция является бланком строгой отчетности и заполняется в трех экземплярах.
Первый экземпляр является приходным кассовым ордером и передается в кассу учреждения или предприятия при сдаче денежных средств.
Второй экземпляр является отчетным документом материально-ответственного лица.
Третий экземпляр передается заказчику.
Инспектирующими органами анализируются система и уровень участия юридического лица в сфере оказания услуг декретированной категории населения на льготных условиях. Следует заметить, что применение системы скидок для определенной группы пациентов негосударственными предприятиями является необязательной.
Тщательной проверке подвергаются договора о возмездном оказании услуг с другими лечебно-профилактическими учреждениями и коммерческими организациями.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения СССР от 4 октября 1980 г. № 1030 “Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения” (с последующими изменениями от 16 мая 1983 г., 19 ноября 1984 г., 15 марта, 24 июля, 5 сентября 1985 г., 5, 8 сентября 1988 г., 10 августа 1993 г., 3 июля 1995 г., 25 февраля 1998 г.) в каждой медицинской организации заполняются и в дальнейшем предоставляются в соответствующие инстанции Годовые отчеты (формы №№5, 9, 12, 13, 30, 32). Кроме того, каждая медицинская организация обязана зарегистрироваться в городском комитете статистики и Центре медицинской статистики Комитета здравоохранения, куда в последующем должны предоставляться “Отчет о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания клиники, за 19 ___ год” (форма №12) и “Сведения о лечебно-профилактическом учреждении за 19___ год” (форма № 30). В связи с этим, инспектирующими органами проверяется наличие справок о постановке на учет в Мосгоркомстате и Центре медицинской статистики, а также контролируется правильность ведения всей отчетно-учетной документации, предусмотренной законодательными актами, к которым относятся Постановление Госкомстата РФ от 17 августа 1998 г. № 86 “Об утверждении форм Федерального государственного статистического наблюдения за здравоохранением и образованием на 1999 год” и Постановление Госкомстата РФ от 25 июля 1996 г. № 82 “Об утверждении форм ведомственного государственного статистического наблюдения по здравоохранению”.
В соответствии с вышеназванными законодательными документами обязательным для каждого юридического лица (предоставляющего медицинские услуги) является ведение “Журнала регистрации пациентов”, “Медицинской карты амбулаторного больного”, “Медицинской карты стационарного больного”, “Медицинской карты стоматологического больного”, “Талона на прием к врачу” и другой отчетно-учетной документации.
На каждом медицинском предприятии или учреждении должен быть издан приказ о создании и ведении архива. Ведение медицинского архива проверяется в соответствии с рядом законодательных документов, к которым относятся:
– “Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах” от 7 июля 1993 г. № 5341-1;
– Указ президента РФ от 17 марта 1994 г. № 552 “Об утверждении Положения об Архивном фонде Российской Федерации и Положение о Государственной архивной службе России” (с изменениями от 1 апреля 1996 г.);
– Распоряжение мэра Москвы от 19 октября 1993 г. № 595-РМ “Об утверждении размеров штрафных санкций, налагаемых объединением “Мосгорархив”, за нарушение действующего законодательства по архивному делу”;
– Распоряжение Мэра Москвы от 14 апреля 1998 г. № 366-РМ “О первоочередных мерах по совершенствованию деятельности ведомственных архивов”.
В соответствии с требованиями вышеназванных законодательных актов “Медицинские карты” должны храниться в медицинской организации в течение 5-ти лет, “Журнал регистрации пациентов в течение 3-х лет.
При проверках достаточное внимание уделяется состоянию используемой в медицинской деятельности юридического лица медицинской аппаратуры, ее качеству, адекватности и соответствию современному техническому уровню, имеется ли качественное техническое обслуживание медицинской аппаратуры (наличие договоров, например, с Гормедтехникой на техническое обслуживание, ремонт, монтаж и т. д.). Проверке и анализу подвергаются свидетельства о государственной регистрации медицинской аппаратуры, сертификаты соответствия или регистрационные удостоверения, гигиенические сертификаты, технические паспорта, акты о вводе аппаратуры в работу, инструкции и инструктажи по технике безопасности.
Подробной тщательной проверке подвергается организация лекарственного обеспечения медицинской деятельности юридического лица. Проверяются и анализируются сроки годности, правила хранения и сертификаты соответствия медикаментов. Контролируется содержание, качество аптечки первой медицинской помощи и аптечки “Анти-СПИД”.
И последнее – инспектирующими органами проверяется и анализируется содержание “Книги отзывов и предложений”, основанием является Федеральный Закон от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О защите прав потребителей” и “Кодекс РСФСР об административных нарушениях””.
Обеспечение эффективного функционирования юридического лица – сложная и многогранная проблема, предусматривающая приведение организационной структуры, управления, ресурсного и информационного обеспечения, системы подготовки кадров в соответствие с утвержденными стандартами. В Законе Российской Федерации “О стандартизации” сформулировано, что стандартизация – это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (требований) с целью обеспечения безопасности продукции, работ, услуг, технической и информационной совместимости, качества, экономии ресурсов. Объекты стандартизации предопределены “Основными положениями стандартизации в здравоохранении” (03.12.97 г. № 143/6-11).
В заключении, считаем уместным привести афоризм, автором которого является Сенека: “Мы на многое не отваживаемся не потому, что оно трудно, оно трудно именно потому, что мы на него не отваживаемся”.

А. Ю. Кулевич, В. Я. Ушаков,
В. Г. Бутова, В. И. Самодин,
Н. Г. Ананьева

16.12.2012


Посмотрите также:
Определяемся с моделью слухового аппарата
Определяемся с моделью слухового аппарата

Проблемами, связанными со слухом страдает практически каждый 10 человек. Причем, речь идет о...
Ингаляторы фирмы Gamma
Ингаляторы фирмы Gamma

 Компания Gamma уже очень давно производит различное медицинское оборудование, которое...
Имплантация – решение глобальных проблем зубного ряда
Имплантация – решение глобальных проблем зубного ряда

Установка имплантов то есть искусственных зубов во многих случаях решает проблемы зубного ряда...
Головная боль - почему болит голова.
Головная боль - почему болит голова.

Сегодня, одной из распространённых проблем, является головная боль. Головными болями страдают...
Почему возникает аллергия?
Почему возникает аллергия?

  Аллергия это особая реакция иммунной системы человека на какой-либо фактор окружающей...