Звуковая память будит воспоминания
> Статьи > Короткой строкой > Звуковая память будит воспоминания
Говорят – в одно ухо влетает, а из другого – вылетает. Ну, а если не вылетает, а застревает, хотя этого не хочешь? Оказывается, для многих людей подобная ситуация оборачивается настоящим мучением. Бывает, что услышав какую-нибудь мелодию по радио или в телерекламе, человек долгое время не может от нее отделаться, и она звучит в его голове дома, на работе, на улице. Причем, происходит это вопреки его воле, поскольку мелодия ему с первого раза не понравилась. Она его раздражает, но сделать со своей памятью человек ничего не может. Точных причин этому явлению ученые пока назвать не могут, но ряд теорий на этот счет существует.
Например, считает специалист по музыкальной терапии из Музыкального колледжа в Беркли (штат Калифорния) Сьюзен Хэнсер, многое зависит от временной связи между памятью и какой-либо мелодией. Подсознательно она может ассоциироваться с близким человеком, детской игрой или даже трагическим моментом в жизни. Мозг очень чувствителен к музыке, а если она еще и будит какие-то воспоминания, то надолго откладывается в голове, как в памяти компьютера. Бывает и наоборот, когда встреча с давним знакомым, посещение памятного места или какое-либо событие как бы нажимают в голове кнопку «старт» и в ней начинает звучать музыка. Поскольку эта ассоциация подсознательна, то мозг «задерживает» у себя эту мелодию независимо от того, нравится ли она вам или нет.
В подтверждение этой теории газета «Бостон глоб» приводит рассказ своего 26-летнего читателя Рика Шоззафава. По его словам, он на дух не переносит певца Рикки Мартина, но не может избавиться от мелодии одной из его песен, которая беспрерывно звучит в его голове. «Я не могу выносить эту песню, – говорит он, – но я слышу ее на протяжении всего дня».
Правда, этот феномен можно объяснить и другой теорией. Профессор психологии Массачусетского технологического института Стивен Пинкер утверждает, что, фиксируя какую-либо музыку, человеческий мозг просто реагирует именно на ее мелодичность, отключаясь от таких неприятных звуков, как громкая разговорная речь, шум автомобилей или лай собаки. При разработке некоторых автомобилей "звучанию" отводят особое внимание, специалисты концерна фольксваген считают, что от этого зависит общее впечатление от автомобиля. К тому же музыка, в частности, в телерекламах, как раз и рассчитана на запоминание. В отличие от восприятия увиденного, которое распространяется в пространстве, восприятие музыки продлено во времени. Этим и можно объяснить то, что она повторяется у нас в голове.
С этим согласен и специалист по психологии Гарвардского университета Дэниел Шактер. «Человеческие возможности очень ограничены в том, что мы хотели бы забыть или хотели бы навсегда запомнить, – говорит он. – Это относится и к музыке».
Но нельзя сказать, чтобы все были этим недовольны. Большинство людей научились сортировать в своей голове мелодии, отбрасывая плохие и сохраняя только хорошие. Они приносят нам наслаждение и будят приятные воспоминания.
04.02.2013Посмотрите также:
Если диагноз – бесплодие... Установление диагноза «бесплодие» имеет место в случаях, если женщина, имея... |
Социально-психологические факторы безработицы в России (по результатам фокус-группы) Мы должны понимать, что численность безработного населения в России растет с каждым годом, и... |
Что такое тест на беременность онлайн В жизни абсолютно любой женщины случается такая ситуация в которой она не может с твердой... |
Показания к протезированию коленного сустава Некоторые болезни коленного сустава сопровождаются массой неудобств и сильными болями, которые... |
Применение Диспорта и Ботокса в косметологии Возникновение морщин и складок на лице - естественный процесс старения, зависящий от... |