Заявление Президиума правления Российской медицинской ассоциации о ситуации в здравоохранении Российской Федерации
> Официальный отдел > Реформа здравоохранения > Заявление Президиума правления Российской медицинской ассоциации о ситуации в здравоохранении Российской Федерации
Если в Гражданском кодексе РФ будут зафиксированы такие формы,
как «специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая
организация» и «специализированная автономная некоммерческая организация», то
неизбежно возникнут противоречия с первой частью статьи 41 Конституции РФ, где
идет речь о медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения, оказываемой гражданам бесплатно за счет средств бюджета,
страховых взносов и других поступлений. Казалось бы, ну и что, разве плохо
будет, если возможности медицинских учреждений расширятся, и они станут более
самостоятельными? Однако при этом остается невыясненным вопрос о том, откуда
будут изыскиваться средства на аренду зданий и помещений, другие необходимые
выплаты и платежи – видимо, за счет пациентов. Изменение организационно-правовых
форм медицинских учреждений, по нашему мнению, может привести к изменению их
формы собственности, что на самом деле создаст предпосылки для вывода
медицинских учреждений из-под юрисдикции статьи 41 Конституции РФ. Осуществляя
это предлагаемым образом, без предварительного изменения Конституции,
Правительство ставит Президента страны – гаранта Конституции – в весьма сложное
положение, поскольку речь идет об одном из важнейших гражданских прав – праве на
здоровье и жизнь.
Медицинская помощь, на самом деле, не является бесплатной, поскольку прямо или опосредованно оплачивается населением посредством налогов. Расширение платных медицинских услуг, таким образом, является действием, направленным на двойную оплату одних и тех же услуг и медицинской помощи в целом. Именно к такому результату может привести предполагаемое сокращение программы государственных гарантий по оказанию «бесплатной» медицинской помощи. И это ясно не только врачам, но и становится понятным населению страны, подрывая уважение и доверие к институтам власти.
Вместе с тем нельзя не отметить, что в стране произошло недопустимое расслоение населения на небольшую часть богатых и основную часть бедных, фактически без формирования среднего класса. Индекс поляризации населения по доходам между 10% богатых и 10% бедных по неполным данным Госкомстата составляет 1 : 16, а по результатам специальных исследований даже 1 : 40, в то время как в развитых странах он колеблется от 1 : 6 до 1 : 12. Таким образом, разработка и принятие гарантий (стандартов) бесплатной медицинской помощи исходя из того уровня финансирования, которое до сих пор выделялось Правительством РФ на цели здравоохранения, может привести к дальнейшему сокращению самой возможности получения квалифицированной медицинской помощи основной частью населения страны. При этом ухудшение условий жизни, недоступность медицинской помощи могут явиться предпосылкой к социальному взрыву и экономическому кризису.
Следует отметить также, что ни в одной цивилизованной стране мира медицинская помощь не делится на платную и бесплатную в том виде, как это пытаются преподнести в России. В развитых странах имеет место деление населения на тех, кто может платить (но не наличными деньгами, а посредством солидарного добровольного, т. е. частного медицинского страхования) – они составляют почти 30% населения, и тех, кто платить не в состоянии, а потому могут получать медицинскую помощь за счет общественных средств. Кроме того, попытка введения прямых платежей и соплатежей населения в ряде экономически благополучных стран привела к тому, что население не стало получать медицинскую помощь в нужном объеме, а бедные перестали лечиться вообще. У нас же при расширении платности за медицинскую помощь следует ожидать существенного роста заболеваемости и смертности, динамика которых и без того в последнее десятилетие была неблагоприятной и оказывала воздействие на процесс депопуляции.
В-третьих, актуальным является вопрос о реформировании медицинского страхования. Отметим, что модернизация системы медицинского страхования уже в течение трех лет является предметом обсуждения, начало которого было положено Посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ в 2001 г. В течение всего этого времени работа над проектами документов, регламентирующими направления и пути реформирования системы ОМС, осуществлялась Министерством экономического развития и торговли РФ, разработавшим Концепцию модернизации медицинского страхования. Однако, до настоящего времени ни врачи, ни широкая медицинская общественность, ни население страны не располагают достоверной информацией о том, будет ли эта Концепция являться основой модернизации системы обязательного медицинского страхования в связи с предполагаемой реформой или Правительством РФ будет предложено что-либо иное.
В-четвертых, в результате реорганизации Правительства РФ создано новое Министерство здравоохранения и социального развития, причем его функции в значительной мере отличаются от тех, которые долгое время выполнялись прежним министерством. В этой связи у медицинского сообщества возникли вопросы, без ответов на которые, крайне сложно планировать перспективы дальнейшей деятельности многих медицинских организаций, а также всей системы управления отраслью. Прежде всего, об изменении структуры управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации: будет ли она соответствовать структуре федеральных органов управления или нет. В настоящее время никаких мнений по данному вопросу не высказывается.
Вместе с тем, до сих пор Правительство РФ не дало четкого ответа на вопрос о том, является ли новое Министерство здравоохранения и социального развития РФ правопреемником бывших Министерств и каковы основы правопреемственности, если таковая имеет место быть? По заявлению заместителя Министра здравоохранения и социального развития РФ В.И. Стародубова V (XXI) Всероссийскому Пироговскому съезду врачей никакой правопреемственности между бывшим Министерством здравоохранения и вновь образованным не планировалось и не существует. В этой ситуации особую остроту и значимость приобретает вопрос, связанный с действовавшими ранее отраслевыми правовыми актами (приказами, постановлениями коллегии, распоряжениями, инструкциями) прежнего министерства, которые в случае отсутствия правопреемственности перестают быть действующими.
В-пятых, в планах Правительства РФ присутствуют намерения (широко обсуждаемые в СМИ) о снижении ставки единого социального налога с 35,6 до 26%, что неизбежно повлечет за собой сокращение доходов в размере 280 млрд рублей, а планируемое снижение отчислений ЕСН на обязательное медицинское страхование с 3,6 до 2,8% уменьшит сумму доходов ОМС на 23,3 млрд рублей. В этой связи провозглашенные Правительством РФ планы о компенсации выпадающих доходов за счет страхования неработающего населения, на наш взгляд, крайне иллюзорны – в краткосрочном порядке возможно и осуществимы, но о реализации среднесрочных и долгосрочных планов говорить крайне проблематично. По нашему мнению, даже при благоприятной экономической ситуации для восполнения выпавших объемов доходов даже в организационном плане потребуется немалое время, в течение которого система здравоохранения будет испытывать значительные финансовые трудности, что, в свою очередь, увеличит незаконные неформальные платежи населения, приведет к расширению «теневого сектора» здравоохранения, усугубит кризис системы и социальную напряженность, связанную с деятельностью отрасли.
Судя по ряду публикаций, в результате реформы предполагается также сокращение почти 300 тыс. врачей, преимущественно районного звена, что, по нашим прогнозам, будет способствовать дальнейшему ухудшению здоровья населения.
О позиции Правительства РФ в отношении здравоохранения и населения страны свидетельствуют также обсуждаемые предложения об увеличении возраста выхода на пенсию на 5 лет, что при существующей крайне низкой средней продолжительности жизни граждан РФ следует, очевидно, рассматривать как стремление власти уменьшить число людей, получающих пенсию. К этой же «политике экономии» следует отнести и замену льгот ветеранам на минимальные денежные компенсации и др. К сожалению, получается, что Правительство думает скорее о том, как сократить расходы на население, чем о том, где взять средства на улучшение условий жизни граждан. Это свидетельствует о том, что вектор действий в социально-экономической сфере выбран неверно, хотя понять власть можно: проще делить и сокращать, вводя «временные» социальные ограничения, прикрываясь будто бы экономической необходимостью, чем добавлять и умножать. Вот почему по результатам социологических исследований доверие Правительству падает, а после проведения таких решений доверие еще более уменьшится.
В-шестых, вызывает крайнюю обеспокоенность намерение Правительства РФ по передаче медицинских образовательных учреждений в ведение Федерального агентства по образованию. По нашему мнению, реализация этих планов без тщательной проработки правовых, экономических и организационных аспектов этой проблемы повлечет за собой изоляцию этих учреждений от их клинических баз, разрушит связь между теоретической и клинической подготовкой специалистов, сократит объем высококвалифицированной консультативной и лечебно-диагностической помощи, которая выполняется в базовых лечебно-профилактических учреждениях профессорско-преподавательским составом кафедр.
До сих пор неизвестной остается дальнейшая судьба федеральных, отраслевых и региональных программ, связанных с охраной здоровья отдельных групп населения РФ и развитием здравоохранения в целом (реформой предполагается фактическое разрушение педиатрической службы и органов управления ею на всех уровнях, что приведет к росту детской заболеваемости и смертности, обесценит все достижения здравоохранения в этой области).
Таким образом, получается, что все предложения Правительства направлены не на созидание, улучшение здравоохранения и на заботу о пациентах, из которых порядка 35 млн ежегодно лечатся в стационарах, 1.4 млрд раз посещают амбулатории и поликлиники, а на разрушение системы здравоохранения, на углубление неравенства условий получения необходимой медицинской помощи между богатой и основной частью населения страны.
Президиум Правления Российской медицинской ассоциации отмечает, что все предлагаемые Правительством РФ механизмы модернизации и реформирования системы здравоохранения затрагивают только одну, хотя и важную, сторону деятельности системы здравоохранения – организационно-экономическую. К сожалению, ни широкая медицинская общественность, ни специалисты-медики, ни население страны не принимали участие в обсуждении концептуальных подходов к реформированию отрасли, которая является важнейшей сферой жизнеобеспечения и безопасности страны и напрямую затрагивает жизненные интересы каждого гражданина Российской Федерации. На наш взгляд это является очевидным противоречием между заявлениями Президента Российской Федерации и Правительства РФ о развитии демократии в стране и стремлении к построению гражданского общества и происходящими в реальной жизни процессами.
Российская медицинская ассоциация, представляющая интересы широкой медицинской общественности и на протяжении 10 лет занимающаяся разработкой предложений по реформированию системы здравоохранения в РФ, подкрепленных решениями пяти Всероссийских Пироговских съездов врачей (1995, 1997, 1999, 2001, 2004 гг.) имеет твердую точку зрения и конкретные предложения по решению многих проблем современного российского здравоохранения. В этой связи Президиум Правления РМА подтверждает выраженную на V (ХХI) Всероссийском Пироговском съезде врачей готовность к участию в доработке проекта реформы здравоохранения с учетом интересов пациентов, врачей и других категорий медицинских работников и считает необходимым направить настоящее Заявление Президенту Российской Федерации, Правительству и Федеральному Собранию Российской Федерации, лидерам политических партий, движений и профсоюзов, крупнейшим ученым и специалистам в области медицинской науки и здравоохранения, в лечебно-профилактические учреждения страны, а также в средства массовой информации. 14.10.2008
Медицинская помощь, на самом деле, не является бесплатной, поскольку прямо или опосредованно оплачивается населением посредством налогов. Расширение платных медицинских услуг, таким образом, является действием, направленным на двойную оплату одних и тех же услуг и медицинской помощи в целом. Именно к такому результату может привести предполагаемое сокращение программы государственных гарантий по оказанию «бесплатной» медицинской помощи. И это ясно не только врачам, но и становится понятным населению страны, подрывая уважение и доверие к институтам власти.
Вместе с тем нельзя не отметить, что в стране произошло недопустимое расслоение населения на небольшую часть богатых и основную часть бедных, фактически без формирования среднего класса. Индекс поляризации населения по доходам между 10% богатых и 10% бедных по неполным данным Госкомстата составляет 1 : 16, а по результатам специальных исследований даже 1 : 40, в то время как в развитых странах он колеблется от 1 : 6 до 1 : 12. Таким образом, разработка и принятие гарантий (стандартов) бесплатной медицинской помощи исходя из того уровня финансирования, которое до сих пор выделялось Правительством РФ на цели здравоохранения, может привести к дальнейшему сокращению самой возможности получения квалифицированной медицинской помощи основной частью населения страны. При этом ухудшение условий жизни, недоступность медицинской помощи могут явиться предпосылкой к социальному взрыву и экономическому кризису.
Следует отметить также, что ни в одной цивилизованной стране мира медицинская помощь не делится на платную и бесплатную в том виде, как это пытаются преподнести в России. В развитых странах имеет место деление населения на тех, кто может платить (но не наличными деньгами, а посредством солидарного добровольного, т. е. частного медицинского страхования) – они составляют почти 30% населения, и тех, кто платить не в состоянии, а потому могут получать медицинскую помощь за счет общественных средств. Кроме того, попытка введения прямых платежей и соплатежей населения в ряде экономически благополучных стран привела к тому, что население не стало получать медицинскую помощь в нужном объеме, а бедные перестали лечиться вообще. У нас же при расширении платности за медицинскую помощь следует ожидать существенного роста заболеваемости и смертности, динамика которых и без того в последнее десятилетие была неблагоприятной и оказывала воздействие на процесс депопуляции.
В-третьих, актуальным является вопрос о реформировании медицинского страхования. Отметим, что модернизация системы медицинского страхования уже в течение трех лет является предметом обсуждения, начало которого было положено Посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ в 2001 г. В течение всего этого времени работа над проектами документов, регламентирующими направления и пути реформирования системы ОМС, осуществлялась Министерством экономического развития и торговли РФ, разработавшим Концепцию модернизации медицинского страхования. Однако, до настоящего времени ни врачи, ни широкая медицинская общественность, ни население страны не располагают достоверной информацией о том, будет ли эта Концепция являться основой модернизации системы обязательного медицинского страхования в связи с предполагаемой реформой или Правительством РФ будет предложено что-либо иное.
В-четвертых, в результате реорганизации Правительства РФ создано новое Министерство здравоохранения и социального развития, причем его функции в значительной мере отличаются от тех, которые долгое время выполнялись прежним министерством. В этой связи у медицинского сообщества возникли вопросы, без ответов на которые, крайне сложно планировать перспективы дальнейшей деятельности многих медицинских организаций, а также всей системы управления отраслью. Прежде всего, об изменении структуры управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации: будет ли она соответствовать структуре федеральных органов управления или нет. В настоящее время никаких мнений по данному вопросу не высказывается.
Вместе с тем, до сих пор Правительство РФ не дало четкого ответа на вопрос о том, является ли новое Министерство здравоохранения и социального развития РФ правопреемником бывших Министерств и каковы основы правопреемственности, если таковая имеет место быть? По заявлению заместителя Министра здравоохранения и социального развития РФ В.И. Стародубова V (XXI) Всероссийскому Пироговскому съезду врачей никакой правопреемственности между бывшим Министерством здравоохранения и вновь образованным не планировалось и не существует. В этой ситуации особую остроту и значимость приобретает вопрос, связанный с действовавшими ранее отраслевыми правовыми актами (приказами, постановлениями коллегии, распоряжениями, инструкциями) прежнего министерства, которые в случае отсутствия правопреемственности перестают быть действующими.
В-пятых, в планах Правительства РФ присутствуют намерения (широко обсуждаемые в СМИ) о снижении ставки единого социального налога с 35,6 до 26%, что неизбежно повлечет за собой сокращение доходов в размере 280 млрд рублей, а планируемое снижение отчислений ЕСН на обязательное медицинское страхование с 3,6 до 2,8% уменьшит сумму доходов ОМС на 23,3 млрд рублей. В этой связи провозглашенные Правительством РФ планы о компенсации выпадающих доходов за счет страхования неработающего населения, на наш взгляд, крайне иллюзорны – в краткосрочном порядке возможно и осуществимы, но о реализации среднесрочных и долгосрочных планов говорить крайне проблематично. По нашему мнению, даже при благоприятной экономической ситуации для восполнения выпавших объемов доходов даже в организационном плане потребуется немалое время, в течение которого система здравоохранения будет испытывать значительные финансовые трудности, что, в свою очередь, увеличит незаконные неформальные платежи населения, приведет к расширению «теневого сектора» здравоохранения, усугубит кризис системы и социальную напряженность, связанную с деятельностью отрасли.
Судя по ряду публикаций, в результате реформы предполагается также сокращение почти 300 тыс. врачей, преимущественно районного звена, что, по нашим прогнозам, будет способствовать дальнейшему ухудшению здоровья населения.
О позиции Правительства РФ в отношении здравоохранения и населения страны свидетельствуют также обсуждаемые предложения об увеличении возраста выхода на пенсию на 5 лет, что при существующей крайне низкой средней продолжительности жизни граждан РФ следует, очевидно, рассматривать как стремление власти уменьшить число людей, получающих пенсию. К этой же «политике экономии» следует отнести и замену льгот ветеранам на минимальные денежные компенсации и др. К сожалению, получается, что Правительство думает скорее о том, как сократить расходы на население, чем о том, где взять средства на улучшение условий жизни граждан. Это свидетельствует о том, что вектор действий в социально-экономической сфере выбран неверно, хотя понять власть можно: проще делить и сокращать, вводя «временные» социальные ограничения, прикрываясь будто бы экономической необходимостью, чем добавлять и умножать. Вот почему по результатам социологических исследований доверие Правительству падает, а после проведения таких решений доверие еще более уменьшится.
В-шестых, вызывает крайнюю обеспокоенность намерение Правительства РФ по передаче медицинских образовательных учреждений в ведение Федерального агентства по образованию. По нашему мнению, реализация этих планов без тщательной проработки правовых, экономических и организационных аспектов этой проблемы повлечет за собой изоляцию этих учреждений от их клинических баз, разрушит связь между теоретической и клинической подготовкой специалистов, сократит объем высококвалифицированной консультативной и лечебно-диагностической помощи, которая выполняется в базовых лечебно-профилактических учреждениях профессорско-преподавательским составом кафедр.
До сих пор неизвестной остается дальнейшая судьба федеральных, отраслевых и региональных программ, связанных с охраной здоровья отдельных групп населения РФ и развитием здравоохранения в целом (реформой предполагается фактическое разрушение педиатрической службы и органов управления ею на всех уровнях, что приведет к росту детской заболеваемости и смертности, обесценит все достижения здравоохранения в этой области).
Таким образом, получается, что все предложения Правительства направлены не на созидание, улучшение здравоохранения и на заботу о пациентах, из которых порядка 35 млн ежегодно лечатся в стационарах, 1.4 млрд раз посещают амбулатории и поликлиники, а на разрушение системы здравоохранения, на углубление неравенства условий получения необходимой медицинской помощи между богатой и основной частью населения страны.
Президиум Правления Российской медицинской ассоциации отмечает, что все предлагаемые Правительством РФ механизмы модернизации и реформирования системы здравоохранения затрагивают только одну, хотя и важную, сторону деятельности системы здравоохранения – организационно-экономическую. К сожалению, ни широкая медицинская общественность, ни специалисты-медики, ни население страны не принимали участие в обсуждении концептуальных подходов к реформированию отрасли, которая является важнейшей сферой жизнеобеспечения и безопасности страны и напрямую затрагивает жизненные интересы каждого гражданина Российской Федерации. На наш взгляд это является очевидным противоречием между заявлениями Президента Российской Федерации и Правительства РФ о развитии демократии в стране и стремлении к построению гражданского общества и происходящими в реальной жизни процессами.
Российская медицинская ассоциация, представляющая интересы широкой медицинской общественности и на протяжении 10 лет занимающаяся разработкой предложений по реформированию системы здравоохранения в РФ, подкрепленных решениями пяти Всероссийских Пироговских съездов врачей (1995, 1997, 1999, 2001, 2004 гг.) имеет твердую точку зрения и конкретные предложения по решению многих проблем современного российского здравоохранения. В этой связи Президиум Правления РМА подтверждает выраженную на V (ХХI) Всероссийском Пироговском съезде врачей готовность к участию в доработке проекта реформы здравоохранения с учетом интересов пациентов, врачей и других категорий медицинских работников и считает необходимым направить настоящее Заявление Президенту Российской Федерации, Правительству и Федеральному Собранию Российской Федерации, лидерам политических партий, движений и профсоюзов, крупнейшим ученым и специалистам в области медицинской науки и здравоохранения, в лечебно-профилактические учреждения страны, а также в средства массовой информации. 14.10.2008
Посмотрите также:
С какими особенностями сопряжена операция по подтяжке груди С возрастом или после родов у женщины могут потеряться формы молочных желез. Так как каждая... |
Веселые картинки В этом разделе мы будем публиковать самые разные картинки, которые мы надеемся смогут поднять... |
Косметика для здоровья Красота или здоровье, чаще всего этот вопрос возникает у дамы при покупке нового косметического... |
Оказание неотложной наркологической помощи Оказание неотложной наркологической помощи является сегодня достаточно... |
Медицинская справка для абитуриентов При поступлении в любое высшее учебное заведение, абитуриент помимо различных... |