Выпуск № 4(16) сентябрь 1999
> Газета Медицинские Ведомости > Медицинские Ведомости № 4(16) сентябрь 1999 года > Выпуск № 4(16) сентябрь 1999
Государственные аптеки пора признать социально значимыми
17 августа в клубе Российской Военно-медицинской академии прошла городская конференция “Состояние и перспективы развития аптечной сети Санкт-Петербурга”, цель которой заключалась в том, чтобы определить необходимость и параметры создания специальной программы для обеспечения населения лекарственными средствами гарантированного качества по доступным ценам. Решение этой задачи во многом зависит от эффективного государственного регулирования фармацевтического рынка.
Возможными направлениями решения этих проблем были названы разработка плана развития аптечной сети, который будет включать в себя план и порядок открытия и размещения новых аптечных учреждений и предприятий, сохранение и упрочение государственного сектора в рыночных условиях как социально значимого объекта, а также разработка нормативно-правовой базы для усиления государственного регулирования в области фармацевтической деятельности. По сообщению начальника Управления фармацевтическими предприятиями и учреждениями Комитета по здравоохранению Надежды Ковалевской, фармацевтический рынок в Санкт-Петербурге сегодня выглядит так:
Государственный сектор: 208 аптек (из них 5 не функционируют), 159 аптечных пунктов, 111 аптечных киосков, оптовые склады – ГП “Центральная фармацевтическая база”, ГП “Здоровье”. Средний товарооборот аптеки в месяц – 1216 тыс. руб. По итогам финансово-хозяйственной деятельности в 1 квартале 1999 года убыточных – 6, нерентабельных – 11; во II квартале 1999 года убыточных уже 18, нерентабельных – 11 государственных аптек.
Негосударственный сектор: 248 аптек, 168 аптечных пунктов, 416 аптечных киосков, около 400 оптовых фирм.
Всего розничных точек по Санкт-Петербургу 1312 (по состоянию на 01.05.99). На одну розничную точку приходится 3616 жителей, на одну аптеку – 10350 жителей (при норме согласно методическим рекомендациям, утвержденным Министерством здравоохранения РФ, – 20000). На один оптовый склад в Санкт-Петербурге приходится одна аптека, этот показатель по России выглядит совсем иначе – на один оптовый склад 2 аптеки.
Для сравнения, в Москве те же показатели имеют такие значения: государственный сектор – 421 аптека, 258 аптечных пунктов, 35 аптечных киосков; средний товарооборот от 4 до 5 млн. руб.; негосударственный сектор – 159 аптек, 331 аптечный пункт, 535 аптечных киосков. На одну розничную точку, таким образом, приходится около 7 тысяч населения, на одну аптеку – 20 тысяч жителей.
В условиях сегодняшнего дня, когда рыночные отношения не отвечают требованиям цивилизованного общества, государственные аптеки необходимо сохранить, как социально значимые объекты. К такому мнению пришли участники конференции.
По окончании городской конференции наш корр. взял интервью у председателя постоянной Комиссии по здравоохранению и экологии Законодательного собрания С.-Петербурга Сергея Анденко.
– Сергей Анатольевич, каковы ваши первые впечатления от прошедшей конференции?
– Законодателя, по большому счету, не должно сильно волновать, как руководитель аптеки справляется со своими обязанностями. Внимание больше должно уделяться тому, как в соответствии с действующим законодательством обеспечивается снабжение населения города лекарственными препаратами. С этой точки зрения разносторонние мнения, которые были высказаны, крайне важны.
Я считаю, что в принципе направления развития аптечной сети, названные на конференции, правильны. Главнейшее среди них сегодня – наведение порядка в торговле фармацевтическими препаратами во всех аптеках независимо от формы собственности.
Следует отметить также, что несколько преувеличена роль государственных аптек в условиях чрезвычайной ситуации, поскольку в этом случае реально оказать помощь населению смогут только федеральные силы – например, МЧС, чему мне лично пришлось быть свидетелем в Ленинакане во время землетрясения 1988 года.
– Сегодня в Законодательное собрание вносится много законопроектов, касающихся здравоохранения. Учитывают ли они затронутые на конференции вопросы?
– В Законодательное собрание действительно внесен ряд законопроектов, в том числе повторно “Закон об охране здоровья жителей Санкт-Петербурга”. После ознакомления с ними могу сказать одно – они подготовлены наспех. Не говоря об их сути, только орфографических ошибок в одном из проектов больше десятка. Ни один из проектов не имеет заключения органов исполнительной власти. Ну, а учитывают ли они вообще какие-нибудь вопросы, – определить затрудняюсь. К сожалению, некоторые законодатели стараются засвидетельствовать свою работу не качеством, а количеством поданных на рассмотрение законопроектов.
– Каких, по вашему мнению, результатов следует ожидать от прошедшей конференции?
– Одним из результатов станет подготовка совместно с Законодательным собранием города нормативных актов, которые должны будут сгладить острые моменты, выявленные на конференции. Таким образом, в Законодательное собрание поступит законопроект, отработанный на всех ступенях исполнительной власти с участием руководителей организаций, которым придется жить по этому закону.
С учетом сложившейся в стране непростой ситуации с материальными средствами, закон должен не только решать организационные вопросы, но и иметь финансовое подкрепление для своего выполнения.
Обязательно следует уменьшить и стоимость аренды для аптечных учреждений, но при этом, как правильно сказал один из вы-ступающих, одним из условий снижения арендной платы и уменьшения доходной части городского бюджета должно быть снижение стоимости лекарственных препаратов для населения. Такой механизм уже отработан в одном из районов города.
Беда существующей ныне аптечной системы в несогласованности между участниками фармацевтического рынка с различными формами собственности. По реакции зала на многие обсуждавшиеся вопросы и предложения было видно, что часть руководителей государственных аптек несколько отстала от жизни.
Сегодня надо искать новые пути хозяйствования. Например, если существует нерентабельная аптека с большими площадями, нужно обращаться в КУГИ за выделением меньшего помещения – ведь все это городская собственность! Вы посмотрите, как бегают частники в поисках наиболее выгодных условий работы. Почему бы и руководителям государственных аптечных учреждений не проявить немного активности и таким образом не только решить часть своих проблем самостоятельно, но и разгрузить государственные структуры, а значит – сэкономить средства налогоплательщиков.
Таким образом, можно сказать, что конференция, в ряде случаев прояснив ситуацию, в общем обозначила фронт задач, требующих поиска новых решений. Так что работы у всех нас хватит.
Одобрены новые правила обязательного медицинского страхования
Правительство Санкт-Петербурга одобрило новые правила обязательного медицинского страхования горожан, созданные рабочей группой Территориального фонда обязательного медицинского страхования. До сих пор ОМС в городе жило по временным правилам, принятым в 1993 году и во многом противоречившим существующему законодательству. Пациент не имел права выбора страховой компании. Работодатель же, исправно перечислявший взносы в фонд ОМС, вообще оказался отстраненным от процесса оказания медицинской помощи собственным сотрудникам. Мало того, полис прикреплял пациента к той поликлинике, в которой он его получил (как правило, по месту жительства), и сменить ее можно было только путем достаточно долгих мытарств.
Новые правила устраняют все эти недостатки. Они определяют страхователем работающего населения предприятия, переводя Петербург в разряд регионов с территориально-производственной системой ОМС. Чтобы облегчить переход, который явно окажется непростым, будет создана единая персонифицированная, постоянно обновляемая база данных по всем жителям города. Изначально все петербуржцы будут внесены в нее как неработающие, а значит, застрахованные по месту жительства. Как только на конкретного жителя города поступят сведения с его предприятия (данный сотрудник застрахован нами в такой-то компании), человек исключается из числа неработающих и входит в базу данных страховой медицинской организации. “Снизу” формировать базу данных нельзя, поскольку очень вероятно, что множество мелких частных предприятий так и не застрахуют своих работников.
В отличие от ТФОМС, от работодателей титанических усилий по переходу не потребуется. Все договора, относящиеся к сфере ОМС, типовые и утверждены либо на федеральном уровне, либо в виде приложений к новым петербургским правилам. Единственное, что нужно от предприятий – списки сотрудников.
В подготовленный вариант правил включено еще несколько новых пунктов. Определено, какую конкретно информацию должны предоставлять друг другу ЛПУ и страховые компании, введено понятие “базовое учреждение” (поликлиника или офис врача общей практики).
В новые правила ОМС впервые включен пункт о проведении конкурса среди страховых медицинских организаций на страхование неработающего населения. До сих пор город передавал свои полномочия по выбору страховых компаний главам районных администраций, которые нередко решали вопрос субъективно.
Пока нет общероссийского документа, определяющего порядок работы конкурсных комиссий. Документ еще только готовится. Но в Петербурге ждать его выхода не стали. По мнению исполнительного директора ТФОМС Сергея Шуляка, в комиссию по аккредитации страховых медицинских организаций, желающих работать в системе ОМС, должны войти 9 специалистов. Трое от фонда, трое от Комитета по здравоохранению, остальные – представители медицинской общественности, профсоюзов и депутатского корпуса.
Райздрав отчитался
На очередном заседании районной администрации был обсужден отчет Управления здравоохранения Красносельского ТУ об организации и итогах работы за 1998 год и первое полугодие 1999 года, с которым выступила начальник Управления А. Занцева. В лечебно-профилактических учреждениях района трудятся 1768 медработников (727 врачей, 1041 – средний медперсонал). В 1998 году 46 врачей и 96 медсестер получили категории, сертификат специалистов – 122 врача и 106 специалистов среднего медперсонала.
Приоритетными направлениями в деятельности учреждений здравоохранения являются снижение младенческой и материнской смертности, заболеваемости детей раннего возраста, инвалидности детей и лиц трудоспособного возраста, снижение инфекционной заболеваемости, совершенствование диагностической службы и др. Решение этих проблем осуществляется посредством реализации целевых программ: “Планирование семьи”, “Вакцинопрофилактика”, “Диабет”, “Семейная медицина” и других.
Так, в рамках реализации программы “Планирование семьи” продолжается целенаправленная работа специально созданных кабинетов планирования семьи по подготовке к рождению здорового ребенка. Обеспечен 100% уровень охвата будущих матерей ультразвуковым исследованием в целях выявления врожденных патологий. Внедрены современные методики лечения беременных в дневных стационарах. Здесь курс лечения прошли 2563 человека, что дало экономию по госпитализации около 1,5 млн. руб.
В рамках государственной программы “День России” реализуются районные целевые программы “Питание детей 1 – 2 лет жизни”, “Дети инвалиды”, “Реабилитация детей в доме ребенка № 7” и др. В частности, организовано бесплатное питание детей первого года жизни сухими молочными смесями (в 1998 году выдано 120 тонн), детей второго года жизни за счет бюджета района. В 1998 году на эти цели было использовано 307 тыс. руб., в 1999 г. – 313,648 тыс. руб. В результате реализации программы достигнуто снижение госпитализации детей на 500 – 600 случаев в год, что дало экономический эффект за 1998 год в размере 7500 руб.
Пора улучшить неврологическую помощь
Распоряжение главы ТУ Невского административного района А. Н. Владимирова от 12.08.99 № 1537-р “О состоянии неврологической помощи в Невском административном районе” издано в целях улучшения качества медицинского обеспечения больных неврологического профиля. Эффективность неврологической службы взрослой сети района, которая представлена кабинетами или отделениями во всех лечебно-профилактических учреждениях района – поликлиниках и медико-санитарных частях, – может быть повышена за счет реализации определенных распоряжением мер.
В их числе: организация на базе ГМУ “Поликлиника № 77” комплексной реабилитации больных неврологического профиля для микрорайона Рыбацкое, а также организация на базе поликлиники № 25 дневного стационара, включающего профиль неврологии, оснащение необходимым диагностическим оборудованием поликлиники № 6 и другие.
Распоряжение издано максимально оперативно: именно 12 августа Совет территориального управления на своем заседании рассмотрел вопрос “О состоянии неврологической помощи в Невском административном районе”. Как отмечалось в ходе обсуждения, проблема неврологических заболеваний очень остра в связи с большим процентом больных, выходящих на инвалидность еще в работоспособном возрасте по причинам тяжелых черепно-мозговых травм и токсических поражений нервной системы (алкоголизм, наркомания).
За последние три года в районе интенсивно (более чем на триста человек ежегодно) растет число больных, состоящих на учете у невропатологов. Ежегодно около 1400 неврологических больных как в плановом порядке, так и по экстренным показаниям госпитализируется. И если проблем с госпитализацией практически нет, то сложности при обследовании неврологических больных, возникающие из-за недостаточной оснащенности медицинских учреждений района необходимой диагностической аппаратурой, еще предстоит преодолеть.
Посмотрите также:
Качество медицинской помощи |
Что такое lpg массаж и чем он полезен? Что такое lpg массаж и поможет ли он избавиться от лишнего веса, целлюлита, подтянуть кожу на... |
УЗИ брюшной полости Ультразвуковая диагностика прочно вошла в нашу жизнь, и мы уже не мыслим без нее... |
Почему люди теряют слух и как распознать проблему? Проблемы со слухом – это весьма неприятное нарушение работы слухового аппарата человека.... |
Оздоровительный отдых в Сочи и его особенности Сочи – уникальный город, негласно именуемый южной столицей России. Здесь можно не только... |