Ростовский Государственный медицинский университет: вчера, сегодня, завтра

> Статьи > Медицинское обозрение > Ростовский Государственный медицинский университет: вчера, сегодня, завтра

В истории подготовки кадров для здравоохранения России вот уже 70 лет одно из ведущих мест по праву занимает Ростовский государственный медицинский университет. Свою родословную старейшее учебное заведение страны ведет от медико-хирургической школы, которая открылась в октябре 1857 года в Польше, входившей тогда в Российскую империю. В 1869 году произошла реорганизация. Был учрежден Варшавский университет. А так как он создавался на базе отделений школы, то, естественно, был основан и медицинский факультет. На нем начали учиться 324 студента.
Университет в последующие годы продолжал развиваться. И на жизни вуза, как частицы русского государства, отражались все основные исторические события, происходившие в России в конце ХIХ – начале ХХ века. Особенно большие изменения внесла в жизнь учебного заведения первая мировая война. Приближение к Варшаве немецких войск вынудило университет летом 1915 года эвакуироваться вглубь страны и обосноваться в Ростове-на-Дону. Здесь он был переименован в Донской университет. Имущество медицинского факультета почти не сохранилось. Однако большинство профессоров – И. Ф. Пожарийский, И. С. Цитович, К. Р. Мирам, А. И. Шибков, А. А. Колосов, И. В. Завадский, Э. М. Кастанаян, П. В. Никольский, К. Х. Орлов, Н. И. Напалков, Н. А. Богораз и другие, прибыв в Ростов, приложили огромные усилия к тому, чтобы создать, по существу, заново кафедры, лаборатории, клиники и факультет в целом. Медфак разместился в стенах Городской, или, как ее тогда называли, Николаевской больницы. Здания, отведенные под теоретические кафедры, находились в разных местах города и были не приспособлены для занятий.
Преподаватели вуза всегда работали в тесном контакте с учреждениями здравоохранения. Они участвовали в ликвидации эпидемических вспышек, проводили профилактические мероприятия. Накопленные годами знания ученые стремились передавать другим: чтение лекций населению и доклады перед населением, на конференциях и семинарах. Развитию науки, обмену опытом, популяризации медицинских знаний и профилактическому просвещению благоприятствовали зародившиеся и набиравшие силу научные общества. С первых лет своей деятельности медицинский факультет должное внимание уделял привлечению студентов к научно-исследовательской работе. Так, уже в 1925 году на кафедрах регулярно работали 11 кружков, объединявшие до 600 студентов медицинского факультета. Из числа кружковцев формировался резерв кафедр и клиник. Первую путевку в большую науку получили академики АМН СССР Зинаида Виссарионовна Ермольева и Георгий Павлович Руднев, впоследствии ставшие видными учеными с мировым именем.
Новый этап в развитии высшего медицинского образования начался с октября 1930 года, когда распоряжением Наркома просвещения Российской Федерации медицинский факультет Северо-Кавказского университета был реорганизован в медицинский институт и передан в ведение Наркомздрава. Директором института был назначен врач-терапевт Алексей Ильич Лихачев, ранее руководивший Уфимским отделом здравоохранения.
Тридцатые годы стали истинными годами становления высшего медицинского учебного заведения с соответствующей материально-технической базой и кадровым обеспечением. Областные и городские органы власти уделяли должное внимание развитию клинической базы института, передавая и создавая на базе больниц клинические отделения, что способствовало установлению более тесных связей ученых-медиков с практическими врачами больниц, повышению качества медицинского обслуживания и внедрению эффективных методов диагностики, лечения и профилактики. Профессорско-преподавательский состав института сосредоточил свои усилия на совершенствовании всего учебно-воспитательного процесса, наращиванию педагогических и научных кадров. На страницах многотиражной институтской газеты “За качество медицинских кадров” широко обсуждались проблемы педагогики. Наглядным примером служит специальная рубрика – “Какова должна быть лекция”. Немало ценных советов высказали профессора Н. И. Напалков, Ш. И. Криницкий, Ф. А. Соловьев и другие.
В институте должное внимание уделялось установлению и поддержанию связи с выпускниками и учениками. Интересно в этом отношении письмо Шалвы Иосифовича Криницкого своему ученику А. В. Смолянинову, впоследствии известному патологоанатому: “Огорчен Вашим письмом, – отвечает Шалва Иосифович, – где вы пишите, что “тянете волынку со студентами на практических занятиях, мне, откровенно говоря “надоело”. Как Вы могли так! Ведь вы мой ученик! Как можно творческий процесс – занятия со студентами – называть “волынкой”? Ведь самое большое удовольствие – это передача своих знаний другим. Как бесконечно приятно видеть рост молодежи как результат своей работы! Из любви ко мне Вы должны в корне изменить свое мнение о занятиях со студентами. Студенты – самое важное звено в нашей работе. Нужно любить студентов, и лишь одно желание – передать им максимум своих знаний, и тогда не будут скучны занятия со студентами”.
В предвоенные годы большой вклад в обеспечение высокого уровня подготовки кадров для практического здравоохранения и развитие медицинской науки внесли гистолог А. А. Колосов, физиолог Н. А.Рожанский, фармаколог И. С.Цитович, офтальмолог К. Х. Орлов, хирурги Н. А. Богораз, Н. И.Напалков, П. И. Бухман, П. И. Эмдин, Н. Н.Корганов, И. В.Завадский.
В эти тревожные годы наш медицинский институт направлял своих молодых докторов наук в другие вузы для обеспечения руководства кафедрами. Среди них С. М. Дерижанов, Г. П. Руднев, П. А. Соколов, Н. В. Данилов, Я. Н.Корганов и многие другие.
Суровые испытания выпали на плечи именитых ученых и вчерашних студентов института в годы Великой Отечественной войны. В 1941 году было сделано два выпуска врачей, вошедших в летопись вуза как “Огненный выпуск”. Родина получила около 1300 специалистов, которые с честью выполнили свой долг.
Внесли свой вклад в Победу профессора Н. А. Богораз, К. Х. Орлов, П. И. Эмдин, Г. П. Руднев, Л. Г. Житомирский. Долгий боевой путь прошли наши выпускники П. А.Соколов, Н. А. Рожанский, А. Р. Ханамиров, В. А. Никольский, А. Б. Коган, А. А Колосова, Е. Г. Локшина, Н. Н.Корганов, Ю. И. Рудакова, П. П. Коваленко, Г. И. Трегубов и многие другие.
После окончания Великой Отечественной войны весь профессорско-преподавательский состав института сосредоточил свои силы на восстановлении учебного комплекса и дальнейшее развитие медицинской науки для решения проблем практического здравоохранения. В реализацию этой сложной задачи весомый вклад внесли П. П. Коваленко, А. Н. Ханамиров, В. А. Никольский, Т. Д. Янович, П. Я. Лельчук, А. Н. Гордиенко и многие другие.
Шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые годы в истории нашего вуза стали годами совершенствования учебно-методической работы, повышения качества подготовки, переподготовки и усовершенствования специалистов для практического здравоохранения. В институте на международном уровне проводились научные исследования по фундаментальным медико-биологическим и клинико-диагностическим проблемам. Ученые института представляли нашу страну в Международных научных организациях, докладывая результаты своих исследований (П. П. Коваленко, Е. М. Губарев, Л. Б. Андреев, П. Я. Лельчук, А. К. Панков и другие).
Учитывая потребности здравоохранения, институт перешел к подготовке специалистов в субординатуре и годичной интернатуре.
Славные традиции нашего уникального высшего учебного заведения продолжают нынешнее поколение профессорско-преподавательского состава.
Новая страница в истории нашего вуза началась с 1994 года, когда приказом Государственного комитета по высшему образованию Российской Федерации он был преобразован в медицинский университет.
Сегодня Ростовский государственный медицинский университет является многоотраслевым учебно-научно-производственным комплексом, располагающим необходимыми научно-педагогическими кадрами, учебно-производственными и материально-техническими ресурсами по обеспечению высокого уровня подготовки, переподготовки, повышения квалификации медицинских кадров, проведению научных исследований на современном уровне, оказанию высококвалифицированной медицинской помощи населению.
Характерной чертой нашего университета является совместная деятельность сотрудников старшего поколения, обладающего богатым научно-педагогическим и практическим опытом, и молодого поколения, готового продолжать славные традиции учителей. Единство и преемственность поколений отличают наш коллектив, который успешно решает на современном международном уровне проблемы медицинской науки и практического здравоохранения.
Образовательная деятельность в сфере довузовского, высшего, послевузовского и профессионального дополнительного образования осуществляется на 6 факультетах, 67 кафедрах, в медицинском колледже и медико-биологическом лицее. РГМУ располагает собственной клинической и лабораторно-диагностической базой, в составе которой 45 клинико-диагностических подразделений и клинических отделений на 860 коек.
В настоящее время наш университет располагает 582 высококвалифицированными специалистами, обеспечивающими в полном объеме научно-педагогический процесс. Среди них 89 (15,3 %) докторов наук и 382 (51,5 %) кандидатов наук. Доля штатных преподавателей с учеными степенями и званиями составляет 70,4 %. Среди сотрудников университета 1 действительный член и 1 член-корреспондент Российской академии медицинских наук, 7 заслуженных деятелей науки РФ, 15 академиков и член-корреспондентов отраслевых академий наук, 3 заслуженных работника высшей школы РФ, 9 заслуженных врачей РФ, 1 заслуженный работник культуры РФ, 1 заслуженный работник физической культуры РФ. Только за последние пять лет сотрудниками университета защищено 25 докторских и 172 кандидатских диссертаций. В университете действуют 6 диссертационных советов по 18 специальностям. Только за период с 1992 года в них защищено около 350 диссертаций.
Кадровый, материально-технический потенциал университета позволили по итогам рейтинга в последние 5 лет входить в число первых десяти ведущих медицинских вузов страны. По данным независимой экспертизы, проведенной Гурманской организацией (США), Ростовский государственный медицинский университет входит в число мировых медицинских школ.
В университете постоянно проводится целенаправленная работа по совершенствованию всего учебно-воспитательного процесса. Наряду с классическими методами и приемами непрерывного обучения широко используются современные: тестовый контроль, проблемное обучение, ситуационные задачи, рейтинговая оценка знаний и умений студентов. Использование активных форм обучения осуществляется благодаря широкому внедрению в учебный процесс технических средств обучения. С 1997 года в университете впервые государственная аттестация по основным дисциплинам проводится с использованием программного комплекса экспертной оценки знаний выпускников “Специалист”, получившего сертификат Главного вычислительного центра (ГВЦ) МЗ РФ.
Многоуровневая непрерывная система подготовки специалистов в РГМУ проводится по трехэтапному принципу: довузовская, вузовская и послевузовская подготовка. Эти три этапа создают единую образовательную структуру непрерывного медицинского образования.
В этой единой структуре лицей является первой ступенью многоуровневого медицинского образования. С 1992 года лицей выпустил более 300 учащихся, и почти все они стали студентами.
Второй этап представляет медицинский колледж, ведущий подготовку средних медицинских работников.
Основным видом деятельности университета является подготовка, повышение квалификации врачей. С 1920 по 2000 год Ростовский медицинский университет подготовил для практического здравоохранения 34 860 молодых специалистов.
Должное место в деятельности университета занимает международное сотрудничество, которое осуществляется по различным каналам с крупными зарубежными вузами на основе прямых связей, научными и лечебными учреждениями, фирмами по конкретным научным темам, участие в международных форумах в России и за рубежом, прием иностранных делегаций, обмен студентами, направление сотрудников на учебно-научные стажировки, получение грандов международных фондов и организаций, обучение иностранных граждан. Так, только за последние пять лет РГМУ реализует три договора о сотрудничестве в учебной, научной и лечебной деятельности с высшим медицинским институтом г. Плевена (Болгария), медицинским факультетом университета г. Глазго (Великобритания), медицинским факультетом университета Южной Алабамы г. Мобил (США). В настоящее время подписаны протоколы о сотрудничестве с медицинскими факультетами университетов г. Кельна и г. Мюнсетра (Германия).
В последние годы получает все большее распространение международное сотрудничество с фирмами-производителями медицинского оборудования и фармацевтических препаратов (Брукер, Швейцария; Карл-Цейсс Оптон, Германия; Ново-Нордикс, Дания и другие).
Ежегодно 15–20 ученых университета принимают участие в международных конференциях и форумах. За последние пять лет в международных изданиях опубликовано около 350 работ.
Наши ученые являются членами международных ассоциаций: урологов – профессор М. И. Коган, иммунологов – профессор Л. П.Сизякина, кардиологов – профессор Л. И.Кательницкая, детских хирургов – профессор Г. И.Чепурной, психиатров – профессор А. О.Бухановский и другие.
В университете проводится активная работа по получению грандов различных зарубежных организаций и фондов для проведения научных исследований, стажировок и участия в конгрессах. Обладателями таких грандов стали: профессор Л. П.Сизякина, профессор Л. И.Кательницкая, профессор Я. А.Хананашвили.
За последние пять лет 35 преподавателей университета выезжали на стажировки за рубеж.
РГМУ проводит большую работу по обеспечению подготовки иностранных граждан. С 1966 года в структуре нашего университета работает подготовительный факультет для иностранных граждан. За эти годы подготовлено более 11 тысяч иностранных граждан для продолжения обучения в вузах и средних учебных заведениях. Наш вуз имеет богатейший опыт по подготовке врачей и их специализации. В стенах университета получили высшее образование около 2100 специалистов для 97 стран мира. Защитили кандидатские и докторские диссертации 210 иностранных граждан.
В центре внимания профессорско-преподавательского состава находится разработка учебно-методической литературы. Только за последние пять лет сотрудниками университета изданы около 400 учебников, методических пособий, разработок, сборников тестов и другой учебно-методической литературы.
Осуществляя реализацию концепции непрерывной подготовки специалистов, в РГМУ особое внимание уделяется послевузовской подготовке кадров здравоохранения. Ежегодно в университете проходят послевузовскую подготовку в интернатуре 160–180 человек. За последние 5 лет подготовлено 553 специалиста в клинической ординатуре по 25 специальностям. Ежегодно в системе специализации и тематического усовершенствования проходят подготовку по 21 специальности 2500–2800 врачей.
Одним из основных видов деятельности нашего вуза является научно-исследовательская работа, в которой занимается около 80 % профессорско-преподавательского состава. Несмотря на отсутствие финансирования этого раздела работы, в университете сохраняется высокий уровень научных исследований по актуальным проблемам здоровья населения и клинической медицины. Фундаментальные исследования составляют около 25 %.
Научно-исследовательская деятельность в университете осуществляется по следующим направлениям:
– медико-биологические основы создания и совершенствования новых медицинских технологий;
– эколого-гигиенические проблемы охраны здоровья населения;
– разработка новых эффективных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний женщин, матери и ребенка;
– разработка новых эффективных методов профилактики, диагностики и лечения основных заболеваний внутренних органов;
– разработка новых эффективных методов профилактики, диагностики и лечения хирургических заболеваний.
В университете сложилась четкая система планирования и выполнения научных исследований: межкафедральное комплексирование, комплексирование кафедр с научными подразделениями университета, другими научно-исследовательскими учреждениями города и области, других регионов, головными научными учреждениями Российской Федерации, международными научными центрами, органами и учреждениями практического здравоохранения в рамках учебно-научно-практических комплексов.
План научно-исследовательской работы включает информационное его обеспечение. С 1994 года в структуре библиотеки действует отдел автоматизации библиотечных процессов, оснащенный автоматизированной системой медицинской информации MEDLINE.
Результаты научных исследований обсуждаются на научных сессиях. За последние годы проведено две сессии, в которых принял участие весь профессорско-преподавательский состав. За последние пять лет по результатам выполненных научных исследований подготовлено более 110 методических рекомендаций и пособий, 28 гигиенических нормативов и сертификатов, внедрен 191 метод диагностики, лечения и профилактики. За этот же период опубликовано 4266 научных статей, из них 459 в международной печати, сделано 1613 докладов на конференциях, конгрессах и съездах, в том числе 228 на международном уровне. За последнее пятилетие проведены 94 научные и научно-практические конференции, в том числе 6 с международным участием и 19 всероссийского значения.
Проводимые на кафедрах и в научных подразделениях научно-исследовательские работы ориентированы на решение проблем практического здравоохранения и прежде всего Ростовской области.
Научные разработки медико-биологических основ создания новых медицинских технологий представлены фундаментальными исследованиями в области морфологии, физиологии, биохимии, медицинской генетики, фармакологии, магнитологии, медицинской и биологической физики. Полученные данные позволяют расширить объем знаний не только в области патогенеза многих социально значимых патологий, но и предполагают оптимальные решения в ранней диагностике, лечении, реабилитации и особенно в профилактике. Так, в области физиологии получены новые данные об особенностях ауторегуляции мозгового кровообращения в динамике развития наследственной гипертензии, позволившей разработать новый способ ее профилактики путем антигипоксантной коррекции в предгипертензионный период. Для решения эколого-гигиенических проблем охраны здоровья населения разработаны информационные системы прогноза здоровья населения в зонах влияния источников загрязнения окружающей среды, методы и приемы гигиенической регламентации различных факторов окружающей среды, оптимальные системы мониторинга химического загрязнения окружающей среды, системы индивидуального и популяционного контроля химической нагрузки. Изучены причинно-следственные связи в системе “Здоровье населения – окружающая среда” на территориях с высоким уровнем антропогенной нагрузки для диагностики эколого-зависимых состояний у детей и функциональной диагностики уровня адаптационных возможностей организма детей к экологической ситуации.
Научные исследования, проводимые в области охраны здоровья женщины, матери и ребенка, предусматривают комплексный подход к изучению таких проблем, как:
– перинатальная охрана плода, патология периода новорожденных, диагностика и лечение бронхолегочной патологии, патология сердечно-сосудистой системы детей с выявлением преморбидных состояний, групп риска и ведущей патологии этой системы;
– особенности клинического течения, иммунологические и микробиологические аспекты дифтерии у детей;
– особенности клиники, патогенеза, диагностики и лечения кишечных инфекций у детей.
Особенностью данного блока научных исследований является комплексный подход к проблеме, оперативное внедрение результатов исследования в работу ЛПУ и экономическое обоснование эффективности предлагаемых диагностических приемов.
Научное направление “Разработка эффективных методов профилактики, диагностики и лечения хирургических заболеваний” включает такие приоритетные исследования, как разработка методов диагностики и лечения больных с острой патологией брюшной полости, совершенствование хирургических методов лечения опухолей головного и спинного мозга, совершенствование хирургических и ортопедотравматологических заболеваний детского возраста, совершенствование методов сердечно-сосудистой хирургии, хирургической эндокринологии, создание и усовершенствование новых методов эндоскопического лечения заболеваний брюшной полости, разработку новых методов диагностики и лечения заболеваний мочеполовой системы и другие.
В области разработки новых методов профилактики, диагностики и лечения основных заболеваний внутренних органов приоритетными являются исследования, направленные на комплексное решение проблем профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, больных с сердечно-сосудистой патологией, заболеваниями эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта, разработка способов иммунодиагностики и иммунокоррегирующей терапии различных инфекционных заболеваний, в том числе ВИЧ-инфекций.
Медицинский университет, располагающий достаточным кадровым и клинико-диагностическим потенциалом, вносит свой в клад в обеспечение высококвалифицированной и специализированной медицинской помощи населению города и области. На базе клиники РГМУ работают 7 клинических кафедр, которые участвуют в лечебно-диагностическом процессе. За последние пять лет в клинике пролечено более 65 тысяч пациентов, в т. ч. жителей города Ростова – 37 300, области – 24 340, из других регионов Российской Федерации -3360. Большая лечебно-диагностическая работа проводится консультативно-диагностической поликлиникой в части осуществления консультативной помощи по направлениям ЛПУ, осуществления отбора больных на госпитализацию. Только за последние пять лет через консультативную поликлинику прошли более 160 тысяч человек. Ежедневно в поликлинике проводится прием по 35 специальностям, в которых занято 75 специалистов.
В настоящее время в поликлинике введена автоматизированная система регистрации и учета пациентов, всей консультативно-диагностической работы, текущая и плановая госпитализация.
В течение последних 5 лет в университете проводится целенаправленная работа по повышению качества лечебно-диагностического процесса во всех клинических отделениях, направленная на обеспечение высокого уровня диагностики, расширения характера и объема специализированной медицинской помощи. Только за 1999 год в клинико-диагностических подразделениях было внедрено 30 новых методов диагностики и лечения.
Начиная с 1993 года, в университете отрабатывается система координации всей лечебно-диагностической деятельности со страховыми медицинскими организациями как в реализации программ обязательного, так и добровольного медицинского страхования. Клиника университета участвует в системе медицинского страхования, что способствует улучшению уровня технического оснащения и перевооружения многих лечебно-диагностических подразделений.
Сегодня университет гордится таким диагностическим подразделением как лаборатория радионуклидной диагностики, оснащенная современным оборудованием, позволяющая выполнить 24 “in vivo” и “in vitro” методов исследований с годовой нагрузкой в 13 тысяч пациентов.
Гордостью университета является отделение магнитно-резонансной томографии, обеспеченное современным оборудованием и высококвалифицированными специалистами.
Лаборатория клинической иммунологии, созданная несколько лет назад переросла в научно-учебно-практический комплекс “Клиническая иммунология”, включающая в себя НИИ клинической иммунологии, курс клинической иммунологии ФУВ и объединенную лабораторию клинической иммунологии. Сотрудниками комплекса ежедневно выполняется до 2 тысяч серологических исследований (60–70 тысяч в месяц).
В университете проводится работа по отработке оптимальной модели всего клинико-диагностического комплекса, который отвечал бы запросам учебного процесса и потребностям органов и учреждений здравоохранения города и области.
Вот таково сегодняшнее состояние уникального учебно-научно-производственного комплекса, которым является Ростовский государственный медицинский университет – кузница медицинских кадров и уникальный лечебно-диагностический и научный центр.
Каково будущее нашего университета?
Сегодня много разговоров идет по перестройке всего научно-образовательного комплекса, включая медицинскую науку и медицинское образование. В этот юбилейный год многотысячный научно-педагогический коллектив не только подводит итоги своей деятельности, но и определяет основные направления дальнейшего совершенствования учебно-научного и производственного процесса. От успешного решения поставленных задач зависит будущее нашего уникального коллектива. Мы четко осознаем, что развитие нашего университета зависит от успешной реализации программ реформирования отечественного здравоохранения. И впредь профессорско-преподавательский состав будет активно участвовать в решении проблем охраны здоровья населения и здравоохранения.
Ростовский государственный медицинский университет намерен принять участие в решении проблем регионального здравоохранения, являющихся одним из важнейших направлений реформирования здравоохранения Российской Федерации.
Одним из ключевых направлений развития здравоохранения является разработка стратегии объединения усилий всех ведомств, служб, предприятий, организаций независимо от организационно-правой структуры и форм собственности в обеспечении нормальной жизнедеятельности граждан и определение приоритетов в сохранении и укреплении здоровья населения.
На основе имеющейся законодательной базы следует в первую очередь разработать концепцию охраны здоровья населения, а не здравоохранения и медицинской науки, как это сделано на федеральном уровне. Нет сомнения, “Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации”, одобренная постановлением Правительства РФ 5 ноября 1997 года, в целом определяет стратегию развития, но она однобока и касается, в основном, органов и учреждений здравоохранения, которые только в пределах десяти % обеспечивают состояние здоровья населения. А где же ответственность тех, от которых, в основном, а это 90 %, зависит судьба здоровья людей. А где же, наконец, ответственность самого гражданина в сохранении своего здоровья? Эти и другие вопросы просто не представлены в “Концепции...”.
Мы не имеем права повторить ошибки федерального уровня. Поэтому уже завтра необходимо создать временную творческую группу для разработки проекта “Концепции охраны здоровья населения Дона”. Мы готовы принять участие в решении этого вопроса.
Многие наши беды в обеспечении медико-социальной помощи и охране здоровья населения возникают, в основном, из-за отсутствия координации в работе, казалось бы, очень близких структур и ведомств, принимающих участие в разработке медико-социальных программ, и ответственных за качество и своевременность их реализации. Действующий в настоящее время межведомственный Совет не выполняет свою координационную функцию в области охраны здоровья населения. Одним из основных направлений деятельности Совета является исключение дублирования в работе ведомств, обеспечивающих медико-социальную помощь населению. Только устранение этого недостатка позволит значительно повысить качество оказания медико-социальной помощи и снизить затраты на ее обеспечение. При нынешнем финансовом дефиците это очень важно и является одним из реальных мер по сокращению затрат на медико-социальную помощь.
Сегодня очень много говорится о консолидируемом бюджете в области здравоохранения. Но мало, кто знает, что это такое и как эффективно его сформировать, а также и эффективно использовать. В настоящее время не проводится комплексная экспертная оценка реализации этого бюджета, не проводятся научные исследования в этом направлении. Всем понятно, чем меньше средств, тем эффективнее надо их использовать. Эта проблема должна быть решена в кратчайшие сроки.
Сегодня как никогда важен кадровый вопрос. Министерство здравоохранения Ростовской области совместно с нашим университетом должны разработать перспективную комплексную программу по подготовке, повышению квалификации, сертификации, аттестации медицинских кадров. Одним из важнейших направлений в совместной деятельности нашего университета с органами управления здравоохранением мы видим в подготовке научно-практических программ поэтапного перехода к организации первичной медицинской помощи населению по принципу врача общей практики (семейного врача) с научно обоснованными разработками медико-экономических стандартов, включающих табель оснащения и обеспечение условий функционирования и оценки его деятельности с учетом региональных особенностей. В современных условиях, когда мы работаем в неустоявшемся рынке медико-социальных услуг, каждому работнику отрасли (обратите внимание, мы не говорим врачу, среднему медработнику) нужны четкие правовые, экономические и финансовые знания и навыки их применения хотя бы в рамках своей отрасли и своего учреждения. Очень важно научить специалиста принимать управленческое решение с экономическим его обоснованием. Это трудная, но разрешимая задача. Кое-какие шаги в этом направлении сделаны. Для решения этой задачи необходимо в структуре именно медицинского университета создать мощный научно-образовательный центр по медико-социально-экономическим проблемам здоровья. Этот же центр обеспечит подготовку экономистов, менеджеров и юристов в области здравоохранения и социальной защиты. Кто только не готовит этих специалистов?! Сегодня появились и коммерческие вузы, которые занялись подготовкой экономистов, менеджеров здравоохранения, не имея среди профессорско-преподавательского состава ни одного специалиста в области медицинского образования и управления.
В настоящий момент как в целом здравоохранение, так и медицинское образование переживают не лучшие времена. И там, и там идет поиск по выработке оптимальных организационных форм, позволивших в тяжелых нынешних экономических условиях выжить. Свое будущее Ростовский государственный медицинский университет видит только в содружестве и в структуре здравоохранения нашей области. В единении богатейшего кадрового и материально-технического потенциала – наше будущее! За долгие годы совместной работы выработалась оптимальная организационная форма обеспечения единства науки, подготовки кадров для практического здравоохранения. Это – учебно-научно-производственные комплексы (УНПК). Создание таких комплексов экономически выгодно, организационно проще и, главное, способствует повышению качества медико-социальной помощи и эффективному использованию кадров. В ближайшее время мы должны сосредоточить свои усилия на создание таких комплексов с четкими социально-экономическими расчетами.
Всем понятно, что перестройка как медицинского образования, так и самого здравоохранения, требуют научного обоснования и обеспечения. Чтобы не повторять ошибки прошлых лет и, к счастью, пока еще не поздно, мы должны в “Концепции охраны здоровья” четко обозначить приоритетные направления исследований в области медико-социальной помощи. Тот же научно-образовательный центр, о котором идет речь, способен обеспечить решение этой проблемы, исключить дублирование, объединить силы и средства для оптимального их решения.
В последние годы, особенно в период ухудшения состояния здоровья практически во всех возрастных и социальных группах населения, как бы вопросы охраны здоровья населения стали отодвигаться на второе место. Органы и учреждения здравоохранения остались одни с очень сложными вопросами в части медико-профилактического обеспечения при резкой нехватке финансовых и материально-технических средств. Все это происходит на фоне изменения патологии в сторону хронизации и полипатологии, изменения течения многих заболеваний и появления новых или омоложения “старых” болезней. Практически все негативные явления в изменении состояния здоровья населения обусловлены социально-экономическими факторами, когда при снижении темпов производства и ухудшении экономического положения трудовых коллективов, организаторы производства забывают о своих обязанностях по действующему законодательству в части обеспечения в полном объеме охраны здоровья всех работников и проведения профилактических мероприятий. Социологические исследования, проведенные среди студентов технических и гуманитарных вузов, руководителей промышленных предприятий и организаций, показали, что подавляющее большинство (около 80 % респондентов) не имеют представления об “Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан” и подзаконных актах, регламентирующих охрану здоровья работающего населения. Это побудило нас к анализу учебных планов и рабочих программ и уровня их реализации в части преподавания основ обеспечения жизнедеятельности, техники безопасности в части анализа заболеваемости временной нетрудоспособности, профессиональной заболеваемости и экспертизы вреда здоровью. Ни в одном вузе в полном объеме не реализуется ни один из перечисленных разделов учебных программ. Хуже этого вопрос решается в системе послевузовской подготовки. В аттестационных материалах эти проблемы вообще отсутствуют и нет соответствующих педагогических кадров.
Возникает вопрос: как, не зная правовые, организационные и экономические аспекты охраны здоровья населения, можно принимать правильные управленческие решения по обеспечению этого важного дела? До сегодняшнего дня вопросами подготовки специалистов всех отраслей независимо от форм собственности и организационно-правовой системы в области обеспечения охраны здоровья населения никто не занимается, преподается все, что угодно, но не то, что необходимо, нет методического обеспечения и отсутствует контроль. Так продолжаться не может! В связи с этим мы считаем целесообразным создание межвузовского учебно-научно-методического центра при Министерстве образования и МЗ Ростовской области, призванного обеспечить единый подход к преподаванию основ обеспечения жизнедеятельности, подготовку преподавателей по данному курсу и методическое и организационное руководство. Профессорско-преподавательским составом РГМУ разработан типовой учебный план и программа спецкурса “Правовое, организационное и экономическое обеспечение охраны здоровья и медико-социального обеспечения населения”. Реализация этой программы позволит резко изменить отношение руководителей всех уровней к решению проблем охраны здоровья населения. И, наконец-то, быть здоровым станет экономически выгодным и престижным.
Учитывая сложности в финансовом, организационном обеспечении решения поднятых проблем (а их значительно больше), в ближайшее время следует подготовить и провести совместное заседание Коллегий и Советов заинтересованных ведомств (МЗ РО, РОФОМС, Министерство труда и социального развития, областной центр Госсанэпиднадзора, региональный фонд социального страхования и Совет ректоров), на котором выработать единую программу действий по проблемам обеспечения охраны здоровья населения, и предложить ее администрации Ростовской области для включения в план социально-экономического развития региона. Пока еще нет такого НОЦ, следует создать временную творческую группу для разработки дальнейшего плана действий.
На наш взгляд это будет единственно верным шагом выхода из сложившегося критического положения. Вспомните нашу историю: когда трудно, мы можем объединиться для решения возникших проблем (это и Спитак, это и Чернобыль, это эпидемические вспышки, включая холеру и СПИД).
Ростовский государственный медицинский университет располагает необходимыми научными кадрами и намерен принять участие в решении проблем здоровья населения и здравоохранения как Ростовской области, так и Северо-Кавказского региона.

В. Н. Чернышов, доктор медицинских наук, профессор, ректор РГМУ

16.12.2012


Посмотрите также:
Как стать донором крови?
Как стать донором крови?

  Донация – это не что иное, как процедура сдачи человеком крови. Сдача крови –...
Правильное использование макияжа
Правильное использование макияжа

Вы знаете, что по статистике, порядка 40 процентов женщин не умеют правильно пользоваться...
Генетическое отклонение – синдром Дауна
Генетическое отклонение – синдром Дауна

Генетические аномалии случаются. От этого никуда не деться. Но, поверьте, это не приговор....
Организация медицинских конференций
Организация медицинских конференций

  Участие в различных конференциях является одной из важнейших составляющих...
Эндопротезирование – «второе дыхание» для многих спортсменов
Эндопротезирование – «второе дыхание» для многих спортсменов

Современная медицина, в частности ортопедия, сделала за последнее десятилетие очень серьезный...