Детский церебральный паралич
> Статьи > Короткой строкой > Детский церебральный паралич
Детским церебральным параличом называют группу симптомов, которые могут возникнуть из-за повреждения головного мозга во время внутриутробного роста, при родах или во младенчестве. Данное заболевание не является наследственным и не может прогрессировать. Детский церебральный паралич становится причиной социальной дезадаптации разной степени, снижения качества жизни, а также сокращения ее продолжительности. Частота проявления патологии может составлять 5-9 случаев на 1000 человек, в зависимости от региона. У мальчиков ДЦП встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.
Примерно в трети случаев медикам не удается узнать, почему появилось заболевание. Все причины его возникновения делят на три группы: пренатальные (в течение беременности), натальные (при родах) и постнатальные (после родов).
Основными причинами появления детского церебрального паралича можно назвать хроническую внутриутробную гипоксию плода (разной природы), аномалию развития головного мозга плода, различные внутриутробные инфекции (в том числе вирусные), гипоксически-ишемические поражения головного мозга, возраст матери, недоношенность плода, различные заболевания матери, несовместимость крови матери и плода, различные инфекционные, травматические и токсические поражения головного мозга в постнатальном периоде.
ДЦП проявляется в виде нарушений опорно-двигательной системы, нарушений координации и мышечном тонусе. Также детскому церебральному параличу могут сопутствовать различные нарушения зрения, слуха и речи, судорожный синдром, задержки в интеллектуальном и психологическом развитии. Симптомы развиваются в зависимости от того, где находится очаг поражения в головном мозге – какая область мозга задета и насколько серьезно повреждена. В первую очередь, ДЦП характеризуется неспособностью принимать и впоследствии сохранять определенную позу, а также выполнять набор произвольных движений.
Выделяют наиболее распространенные формы ДЦП, а диагноз ставят в зависимости от набора симптомов. Впрочем, каждая форма заболевания может сопровождаться нарушениями зрения и слуха, судорожным синдромом и задержками развития.
На первом месте стоит спастическая диплегия (тетрапарез) – 40%. Для такой формы характерно поражение двигательной функции, спастика конечностей и лица. Как правило, проявляется ранняя контрактура конечностей. Налицо нарушение слуха, речи и функции глотания, глазодвигательные расстройства и задержки в развитии.
Второй по частоте можно назвать гемиплегическую форму (32%). При этой форме ДЦП поражаются конечности, имеются речевые психические нарушения.
В 20% случаев наблюдается атактическая форма болезни, характеризующаяся мышечным тонусом и нарушением координации, также может наблюдаться судорожный синдром, нарушения интеллекта и речи.
Примерно в 10% случаев врачи констатируют наличие гиперкинетической формы ДЦП. Такие дети страдают нарушениями зрения, слуха и речи, непроизвольными мышечными сокращениями. Как правило, при этой форме заболевания остается ненарушенным интеллектуальное развитие.
Самой тяжелой формой ДЦП (2% случаев) считается спастическая тетраплегия. При этой патологии нарушены функции зрения, слуха, речи и глотания, поражены все конечности, имеются нарушения интеллектуальной деятельности. Разумеется, часто встречаются и смешанные формы ДЦП.
Несмотря на широко распространенные стереотипы, для многих семей диагноз «ДЦП» не стал приговором. Да, эту патологию невозможно излечить полностью, однако можно существенно улучшить состояние ребенка и помочь ему адаптироваться в обществе. Многие дети с таким диагнозом сохраняют интеллект и вполне могут учиться в обычных школах и вузах, а впоследствии устроиться на работу и создать семью. Но очень многое зависит, в первую очередь, от помощи близких людей, понимания и полноценной поддержки. На второй план выходят врачебная помощь. Существует различные средства реабилитации для детей с ДЦП, всевозможные восстановительные и коррекционные программы. Помощь врача заключается в уменьшении спастики, массажах, коррекции движений, занятиях по социально-психологической адаптации (нейропсихолог), занятиях по восстановлению речи (логопед), коррекции судорожного синдрома (невролог).
При реабилитации ребенка с детским церебральным параличом следует помнить, что ему как воздух нужны поддержка и общение, а также интеллектуальное развитие, и лишь затем – массаж и физические упражнения.
Посмотрите также:
Ароматерапия или лечение при помощи запахов С давних времен многие цивилизация использовали разные запахи для того, чтобы воздействовать на... |
Оздоровительный отдых в Сочи и его особенности Сочи – уникальный город, негласно именуемый южной столицей России. Здесь можно не только... |
Как бороться с псориазом? Псориазом, или чешуйчатым лишаем, называют хроническое воспаление кожи. Оно... |
Гидроколонотерапия: дань моде или забота о здоровье? В народе говорится, что человек собой представляет то, что он ест. Не удивляйтесь лишним... |
Причины и симптомы сахарного диабета Сахарный диабет считается одной из тяжелейших болезней, развитие которых связано с нарушением... |